|
Дерегулировании депозитных
Государственное и частное предпринимательство. Границы государственного предпринимательства. Эффективность деятельности государственных предприятий. Причины и виды дерегулирования в экономике. Приватизация, разгосударствление и другие направления дерегулирования экономики. Оценка эффективности методов дерегулирования.
Возобновление рыночных реформ требует перенесения центра тяжести на институциональную и управленческую деятельность, причем от простейших и преимущественно административных по своей сути решений либерализации и дерегулирования экономики предстоит перейти к тщательно выверенному выстраиванию хозяйственного порядка. Речь о таком порядке, который учитывал бы общие закономерности рынка и особенности России, не отменял либеральные ценности, а защищал бы их и давал возможность сочетать самостоятельность субъектов рынка с консолидацией их усилий в интересах всего рынка. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете результатироваться в стабилизации и повышении эффективности общественного воспроизводства, в росте благосостояния населения.
Возобновление рыночных реформ требует перенесения центра тяжести на институциональную и управленческую деятельность, причем от простейших и преимущественно административных по своей сути решений либерализации и дерегулирования экономики предстоит перейти к тщательно выверенному выстраиванию хозяйственного порядка. Речь о таком порядке, который учитывал бы общие закономерности рынка и особенности России, не отменял либеральные ценности, а защищал бы их и давал возможность сочетать самостоятельность субъектов рынка с консолидацией их усилий в интересах всего рынка. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете результатироваться в стабилизации и повышении эффективности общественного воспроизводства, в росте благосостояния населения.
предписаний увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники дерегулирования экономики исходя из интересов предложения яростно доказывают, что, способствуя повышению эффективности и уменьшая объем канцелярской работы, присущей масштабному регулированию, дерегулирование снизит производственные издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к повышению издержек производства и сокращению совокупного предложения. (Ключевой вопрос 5.)
Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй мировой войны. Так, не-окейнсианская модель госрегулирования 50-х — первой половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной инфляции. Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной». Обложение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоплению капитала путем реинвестирования прибыли, а также к более интенсивному и производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так называемого дерегулирования экономики, которое стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсервативной волны в политической жизни стран Запада.
Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй мировой войны. Так, не-окейнсианская модель госрегулирования 50-х — первой половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной инфляции. Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной». Обложение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоплениюкапитала путем реинвестирования прибыли, а также к более интенсивному и Производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так называемого дерегулирования экономики, которое стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсервативной волны в политической жизни стран Запада.
4. Процесс дерегулирования экономики способствовал усилению конкуренции в некоторых отраслях сферы услуг (таких как телекоммуникационные услуги, телевидение, авиаперевозки), в результате чего резко возросла их экономическая активность.
Исходные теоретические основы М.р. были заложены Дж. Кейисом, учение которого, часто определяемое как принцип "государственного активизма", было реакцией на мировой экономический кризис, к которому привело господство на протяжении XIX в. в США и некоторых других странах идей laisser faire (впрочем, именно эти идеи привели к невиданному экономическому подъему, сделав те же Соединенные Штаты крупнейшей в мире индустриальной державой). В ряде стран в XX столетии предпринимались попытки то усиления регулирования, то т. н. дерегулирования экономики. Оптимальная мера государственного М.р. по сей день остается темой дискуссий между эконо-
В 80-е гг. концепция логистики стала быстро развиваться. Одной из основных причин этого, по мнению американских экономистов, явился процесс дерегулирования экономики. Особенно этот процесс затронул транспортную сферу.
Оценивая будущее логистики, специалисты разработали ряд гипотез дальнейшего развития этой идеологии управления экономическими процессами, например: сокращение объемов материальных запасов создает необходимые предпосылки для появления новой и более сложной продукции и производственных процессов, обеспечивающих экономию ресурсов; расширение участия автомобильного транспорта в освоении грузопотоков приводит не только к развитию автоматизации обработки грузов и транспортных средств, но и к обострению проблемы недоиспользованных пропускных и провозных возможностей, а также ускорит применение маркетинга на транспорте; со временем такие операции, как экспедирование, хранение, упаковка и смешанные перевозки грузов, постепенно будут переходить от промышленности и торговли к транспорту, а политика государственного дерегулирования экономики откроет новые возмож-
Значение поиска ниши рынка возрастает в той экономике, где создается благоприятный климат для предпринимательской деятельности. Так было в США в 80-е гг., в период массированного дерегулирования экономики администрацией президента Р.Рейгана. Так происходило в Москве в начале 90-х гг., когда в переходный в экономике период местные власти поощряли самые разные формы изживания дефицита и потребительского голода. Есть и более глубинные объективные факторы. В настоящее время анахронизмом стало разделение экономики на отдельные отрасли в качестве объекта управления. Это имеет смысл только для статистики. В период с 50—80-х годов XX в. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку последняя предъявляла весьма жесткие требования к своим членам, особенно в сфере установления резервных норм, а также установления потолка депозитных и ссудных ставок процента. Для устранения этого положения в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением. Основные положения этого Закона предусматривали введение единых норм резервирования для коммерческих банков, взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссудных ассоциаций и других кредитных организаций, а также смягчение или снятие резервных требований (например, по срочным счетам).
Неэффективность, порожденная излишней зарегулированностью, стала особенно заметна в условиях роста процентных ставок в 1970—80-е годы. Именно тогда банки и сберегательные учреждения ощутили реальную жесткую конкуренцию со стороны друг друга. Подобная ситуация привела к снятию некоторых ограничений на деятельность депозитных учреждений, что дало им больше возможностей для приспособления к меняющимся рыночным условиям. В частности, Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 г. (Depository Institutions Deregulation and Monetary Control Act), а также некоторые другие законы, принятые позже Конгрессом, уравняли возможности разных депозитных учреждений (коммерческих банков, ссудо-сберегательных ассоциаций, сберегательных банков, кредитных союзов). Главной целью такого законотворчества было создание условий для повышения технической и аллокационной эффективности банковской отрасли.
ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Ш КОНТРОЛЕ ЗА ДЕНЕЖНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ 1980 ГОДА
Основные положения и последствия введения Закона о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 г.
Для устранения или уменьшения остроты этих проблем и более эффективного контроля за денежной массой, ФРС представила в Конгресс детально разработанные проекты введения новых финансовых условий. В результате появился Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 г. В табл. 10-3 представлены наиболее важные положения этого закона, имеющие широкую область применения.
С принятием Закона о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 г. связывалось решение всех проблем системы регулирования деятельности депозитных учреждений I960—70-х годов. Данный закон должен был отметить вступление банков в новую эру, характеризующуюся более высоким уровнем конкуренции между депозитными учреждениями и другими финансовыми посредниками.
Эти надежды были разбиты событиями 1980-х годов. В связи со стремительным ростом числа банкротств ссудо-сберегательных ассоциаций и сберегательных банков, а также значительным увеличением числа банкротств коммерческих банков стало очевидно, что Закон о дерегулировании депозитных учреждений 1980 г. и все последующие акты в лучшем случае достигали эффекта «наложения пластыря» на присущие системе банковского надзора и контроля недостатки, а в худшем — ускоряли крах самых неустойчивых депозитных учреждений.
8. В 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением. Он отменил максимальные границы процентных ставок по депозитам, разрешил использование счетов NOW по всей стране, ввел обязательные резервы для всех трансакционных счетов в депозитных учреждениях, которые получили доступ к кредитлм ФРС, и расширил права сберегательных учреждений.
Ъ. Каковы основные положения Закона о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 г.? Ослабление или ужесточение регулирования деятельности депозитных учреждений было его основной задачей?
Как отмечалось в главе 10, Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением 1980 г. и Закон Гарна—Сент-Жермена 1982 г. были направлены на оживление конкуренции среди депозитных учреждений. Поводом для применения таких мер послужило общественное мнение, что рынки банковских услуг подвергались чересчур жесткому надзору, что было в определенной степени также проявлением монополизации. В исследованиях, таких, как работа С. Роудса и др., в 1980-е годы делался вывод, что банковская сфера не функционировала эффективно, способствовала присвоению банками излишка для потребителя и вела к чистым социальным потерям, что и послужило дальнейшим стимулом для регулирования деятельности банков и других депозитных учреждений.
сберегательной отрасли началась еще в 1976 г., и ее темпы заметно увеличились к началу 1979 г. В конце концов в 1980 г. Конгресс принял Закон о дерегулировании депозитных учреждений и контроле за денежным обращением (Depository Institutions Deregulation and Monetary Control Act). Мы обсуждали этот закон в общих чертах в главе 10; здесь мы сосредоточимся на том, какие конкретные последствия он имел для сберегательной отрасли.
Деятельности осуществляет Деятельности отдельных Деятельности отечественных Деятельности отсутствие Деятельности планирование Дальнейшей эксплуатации Деятельности подразделения Деятельности полученных Деятельности поставщиков Дальнейшего улучшения Деятельности предприятие Деятельности представителей Деятельности представлена вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|