Дифференциацией продукции



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ЦЛАТЫ — установление необходимых различий в оплате труда в зависимости от его сложности (квалификации), интенсивности, сфер приложения и условий труда. В отдельных случаях могут учитываться срц. факторы. Д.з.п. можно рассматривать и как результат сложившихся соотношений в оплате труда работников, которые определяются не только указанными выше факторами, но и результативностью труда. В современных условиях дифференциация оплаты труда возникает и в зависимости от формы собственности предприятия (организации), а также сферы приложения труда. Последние факторы вызывают порой необоснованную Д.з.п., поскольку работники в ряде отраслей, имеющие одинаковую с др. квалификацию, интенсивность и условия труда, оплачиваются в более высоком размере, чем в других отраслях (сферах приложения труда) с аналогичными условиями. Более того, работники более низкой квалификации оплачиваются в повышенном размере по сравнению с работниками более высокой квалификации. Различают межотраслевую, внутриотраслевую, межрайонную и др. виды Д.з.п. (должностную, профессиональную и т.д.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ - заработная плата, предполагающая установление необходимых различий в оплате по квалификационным и профессиональным группам работников в соответствии со сложностью выполняемых трудовых функций, а также в зависимости от вклада в результаты работы и от условий труда.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ - заработная плата, складывающаяся под влиянием особенностей трудовых процессов в отдельных отраслях (содержание труда, общеотраслевые условия труда, профессионально-квалификационная структура работников), под влиянием роли отраслей в развитии экономики. Важную роль в Д.з.п.м. призваны сыграть результаты производственной деятельности отраслей и их предприятий в условиях рыночной экономики.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РЕГИОНАЛЬНАЯ (межрайонная) — заработная плата, определяемая структурой производства по районам, важностью экон. районов и перспективой их развития, природно-климатическими условиями труда и проживания в отдельных районах страны и в этой связи стоимостью воспроизводства рабочей силы, спросом и предложением рабочей силы определенного профессионально-квалификационного уровня.

непосредственно предшествующая ночной, считается нечерней. Доплата производится за работу в вечернюю смену и размере 20% тарифной ставки, а за работу в ночную смену — 40% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующую смену. Оговорено, что в случаях, когда новые доплаты меньше прежних, сохраняется ранее установленный порядок оплаты. В итоге размер доплат в большинстве случаев стал 40% тарифной ставки, но сохранились и такие размеры, как 50, 75% ставки. Каждое предприятие, устанавливая размер доплат за работу в ночное время, должно отталкиваться оттого размера доплат, который существовал у него ранее. Доплаты за работу в вечернюю и ночную смены вводятся только для работников, занятых в многосменном режиме. ОПЛАТА ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ОТ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА - дифференцированная заработная плата, которая не может быть ниже границы, установленной законодательством (ст. 85 КЗоТ, декабрь 1996 г., введена Законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, Ведомости съезда народных депутатов РФ 1992, № 41, ст. 2254). Дифференциация заработной платы предполагает не только компенсацию неблагоприятного воздействия условий труда, но и привлечение работников на участки с неблагоприятными условиями труда. Долгие годы дифференциация заработной платы в зависимости от условий труда происходила за счет дифференциации тарифных ставок по группам условий труда. За основу принимались нормальные условия труда. За работу в тяжелых и вредных условиях труда ставки повышались против принятых при нормальных условиях в среднем на 12,5%, а в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — на 25% против той же базы. В каждой из этих групп ставки дифференцировались по интенсивности труда в пределах 7—10% путем установления ставок для повременщиков и сдельщиков. В сентябре 1986 г. на вооружение принята "вазовская" система компенсации затрат работающих в неблагоприятных условиях труда. Последняя предусматривала дифференцированные доплаты за условия и интенсивность труда в зависимости от их состояния на конкретном рабочем месте, а не от профессии как это было ранее. Доплаты устанавливались дифференцированно с учетом занятости рабочего на таких рабочих местах в зави-

Дифференциация заработной платы осуществляется с помощью нормирования труда, тарифной системы, форм и систем оплаты труда и системы льгот. Межотраслевая дифференциация зависит от достигнутого уровня научно-технического прогресса в отрасли, следствием которого является изменение условий и квалификации труда. Многое при этом определяется ролью и значением отдельных отраслей в общей системе народного хозяйства. Межрайонная дифференциация формируется под влиянием сложившейся территориальной структуры общественного производства, важности и перспективности экономических районов и условий жизни в них. Практическое выражение межрайонная дифференциация находит в районных коэффициентах к тарифным ставкам и окладам для районов Севера, Сибири, Дальнего Востока, некоторых местностей Средней Азии.

§ 5. Порайонная дифференциация заработной платы ... 93

§ 5. Порайонная дифференциация заработной платы

Правильная организация заработной платы — важное средство повышения производительности труда, роста культурно-технического уровня кадров, регулирования их распределения по отраслям и районам страны. Важнейшими^ принцип_ами,_подшкенными в основу организации заработной платы, являются оплата в соответствии с количеством и ""качеством вложенного труда, дифференциация оплаты различных групп и категорий работающих, дифференциация заработной платы в зависимости от условий производства и жизни, неуклонное повышение средней заработной платы опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

3. Государственное регулирование заработной платы, т. е. дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работников, условий, интенсивности труда, народнохозяйственной значимости отрасли, а также в зависимости от районов размещения предприятий.

Средний уровень заработной платы по стране не отражает, естественно, всего многообразия в отдельных регионах, а эта дифференциация весьма значительна и в условиях перехода крынку все больше возрастает. Так, по данным за сентябрь 1996 г. территориальная дифференциация заработной платы составила 11,9 раза. Различия в прожиточном минимуме по территориям России составило всего 2,1 раза, т.е. были меньше, так что сложившиеся соотношения в размерах заработной платы по регионам страны отражают разницу кс столько в их природно-климатических и социально-экономических условиях развития, сколько в заработной плате на их предприятиях, возможностях; реализации продукции (услуг) и цен на нее, а также степени их монополизма в производстве той или иной продукции.


При этом предприятие может выбрать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии.

В связи с тем что на западном рынке в последние два года наблюдается дефляция (процесс противоположный инфляции, т. е. снижение цен или прекращение их роста), практически все крупные фирмы провозгласили снижение издержек на 5—ю% главной целью деятельности. Российские предприятия пока не проявляют особого интереса к анализу издержек и снижению себестоимости, так как в условиях высокой инфляции в этом не было особого смысла. Однако по мере снижения инфляции данная стратегия наряду с дифференциацией продукции становится перспективной для предприятий.

2. Массовое производство предполагает изготовление большого числа идентичных изделий. Такой тип производства характеризуется высоким уровнем автоматизации, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на основе технологии массового производства. Массовому производству присуща стратегия низких издержек, хотя она может быть дополнена и другими стратегиями, например дифференциацией продукции.

Мы уже говорили, что при монополистической конкуренции легкость вхождения в отрасль может увеличивать разнообразие продукции и улучшать ее качество. Это положительное свойство монополистической конкуренции может частично или полностью уравновесить ее неэффективность. Действительно, между дифференциацией продукции и производством конкретного продукта с минимальными средними издержками существует тесная взаимосвязь. Чем сильнее дифференциация продукции (чем менее эластична кривая спроса), тем левее будет располагаться точка, в которой происходит производство, по отношению к минимальным средним совокупным издержкам (рис. 25-2). Но чем сильнее дифференциация продукции, тем больше

Перевешивают ли преимущества, рожденные дифференциацией продукции, учтенные должным образом издержки монополистической конкуренции? На этот вопрос сложно ответить даже после изучения различных специальных случаев.

Итак, рынок учебников по экономике характеризуется дифференциацией продукции и неценовой конкуренцией. Ценовая конкуренция выражена слабо, а единственным барьером на пути вхождения на рынок является финансовый барьер.

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

differentiated growth (рост, связанный с дифференциацией продукции): Один из аспектов роста фирмы вследствие диверсификации (diversification), относящийся к росту, который стимулируется введением в производство продуктов, достаточно отличающихся от прежних, для того, чтобы потребители и сами фирмы воспринимали их как новые. Эффект введения такой продукции медленно распространяется на большое число производителей в отличие от влияния имитирующего роста (imitative growth).

tition). В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она объединила идеи Пьеро Сраффы (Sraffa) с традиционной теорией ценообразования, разработав анализ несовершенной конкуренции (imperfect competition) между производителями, каждый из которых обладает элементом монопольной (monopoly) власти, создаваемой дифференциацией продукции (product differentiation). Очень похожая теория была независимо разработана Э.Х.Чемберлином (Chamberlm). В своих более поздних работах Робинсон отошла от подхода частичного равновесия Маршалла в сторону кейнсианского и классического анализа динамических проблем макроэкономики, особенно экономического роста и распределения. Она находилась под значительным влиянием работ Маркса (Marx) и Кейнса (Keynes), была последовательным критиком теории невмешательства государства в экономику (laissez-faire) и того направления, которое приняла кейнсианская революция. Ее главным вкладом в теорию экономического роста (Накопление капитала, 1956) стала модель, в которой больше от Дж.М.Кейнса (Keynes), Р.Ф.Харрода (Harrod), Карла Маркса (Marx) и Давида Рикардо (Ricardo), чем от более математически утонченной неоклассической экономической теории (neo-classical economics). Робинсон играла главную роль в жарких дискуссиях о значении понятия капитала, проходивших в 50-х и 60-х годах. В своих статьях и книгах по этому вопросу она подвергала резкой критике неоклассическую теорию распределения дохода, основанную на анализе предельной производительности. Во многом опираясь на идеи Сраффы, Робинсон стала лидером Кембриджской школы (Cambridge school), которой были разработаны макроэкономические теории роста и распределения, основанные на кейнсиан-ском подходе Калецкого (Kalecki) и использующие методы анализа, схожие с методами классической экономической теории (classical economics). Остальные ее работы включают: «Очерк о марксистской экономической теории» (1942), «Очерки теории экономического роста» (1963), «Экономическая философия» (1962), «Собрание экономических сочинений» (5 томов, 1951—1979), «Экономическая наука в тупике» (1966). «Свобода и необходимость» (1970) и «Экономические ереси» (1971).

Rostow model 440 рост, связанный с дифференциацией продукции

Нет ничего удивительного в том, что эта ключевая область маркетинговой стратегии основана на экономической теории. Как пишут Питер Диксон и Джеймс Джинтер (Dickson and Ginter, 1987), сегментирование рынка и дифференциация продукции базируются на экономической теории монополистической конкуренции. Специалисты по маркетингу стремятся к достижению своих целей именно с помощью монополистической конкуренции (табл. 2). Осуществляя ценообразование в расчете на определенный сегмент рынка, специалист по маркетингу создает нечто вроде «мини-монополии». Ричард Липси (Lipsey 1966) замечает, что сценарий, при котором «кратковременное равновесное состояние фирмы эквивалентно равновесному состоянию монополиста», обеспечивается дифференциацией продукции, спрос на которую менее эластичен. В результате конкуренция приобретает неценовой характер, т. е. становится монополистической. Подобная неценовая конкуренция, проявляющаяся в дифференциации продукции, может быть названа своеобразным «хлебом» для специалиста по маркетингу.


Деятельности превышает Деятельности принадлежит Деятельности профессиональных Деятельности производственные Деятельности производство Деятельности проводится Деятельности рассматриваются Дальнейшему повышению Деятельности ремонтных Деятельности российских Деятельности руководство Деятельности самостоятельно Деятельности собственные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика