|
Директивной экономике
Рассматриваемый свод показателей техпромфинплана слагается из двух частей. В первой части содержится перечень директивных плановых показателей, которые утверждаются предприятию вышестоящей организацией. Во второй части—• перечень основных расчетных показателей, разрабатываемых и утверждаемых предприятием самостоятельно. В отличие от директивных показателей, которые помимо техпромфинплана содержатся еще в различных документах вышестоящих организаций и1 определяются соответствующими показателями пятилетнего плана, все расчетные показатели определяются только техпромфинпланом. Поэтому лишь экономически грамотное и точное обоснование всех расчетных показателей может обеспечить планомерное выполнение директивных заданий по повышению эффективности работы предприятий, объединений газо-нефтепроводного транспорта и организаций нефтеснабжения.
гтва единицы продукции. Эти нормативы утверждаются директором предприятия при условии, что утвержденные нормы обеспечат снижение трудоемкости, фонд заработной платы в пределах запланированных, директивных показателей.
ньш государственным планом. Они обязательны для выполнения и устанавливаются производственным звеньям вышестоящими организациями, например министерством — производственному объединению, предприятию. С 1988 г. с целью расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений, перехода на преимущественно экономические методы управления количество доводимых до производственных звеньев директивных показателей значительно уменьшено.
Себестоимость представляет собой сумму затрат предприятия на производство и реализацию продукции, вы-раженных в денежной^ощ§. Хотя себестоимость продук-"ции не входит в число директивных показателей, она сохраняет свое значение как один из важнейших показателей, характеризующий организационно-технический уровень предприятия и качество его производственно-хозяйственной деятельности.
Кроме перечисленных директивных показателей, строительная организация разрабатывает и утверждает следующие плановые показатели: численность работников (количество рабочих, служащих, инженерно-технических работников); среднюю заработную плату одного работника или рабочего (за год, день); снижение себестоимости строительных и монтажных работ; интенсивность использования производственных фондов.
кооперирования, комбинирования, установление необходимых темпов научно-технического прогресса и повышения эффективности качества продукции. Метод прямого воздействия осуществляется на основе директивных показателей для прогнозирования, планирования, реализации и контроля деятельности хозяйственных единиц, т. е. эффективного действия механизма управления.
2. Объемы подрядных строительно-монтажных работ, необходимые для обеспечения строительства и ввода в действие в нормативные сроки мощностей и объектов и планирования мероприятий по развитию мощностей строительно-монтажных организаций. При планировании подрядных работ различают объемы, выполняемые собственными силами и по генеральному подряду. В принципе показатель объема строительно-монтажных работ является валовым показателем, но он сохранен в системе директивных показателей как основа для обеспечения показателя ввода и как расчетный показатель, с помощью которого можно устанавливать величину других показателей. Например, показатели использования трудовых ресурсов и потребности в материально-технических ресурсах могут быть установлены только на базе показателя объема подрядных работ, выполняемых собственными силами.
Перечисленные директивные показатели достаточно полно отражают вклад конкретной строительной организации и всего строительства в целом в выполнение народнохозяйственных планов. Остальные показатели планируются самими строительными организациями. Тем самым реализуется принцип относительной самостоятельности строительных организаций: самостоятельность при условии выполнения директивных показателей.
Проект техпромфинплана после широкого обсуждения на рабочих, партийных собраниях и хозяйственных активах направляют в вышестоящую организацию (управление, объединение). Затем сводные проекты планов управлений, объединений направляют по инстанциям: в министерство, Госпланы республик, Госплан СССР. После утверждения проекта плана народного хозяйства задания по комплексу директивных показателей поступают в обратном порядке на предприятия. Эти показатели для объединений, предприятий разрабатывают соответствующие министерства. При планировании проводят согласования по выделяемым ресурсам и фондам, уточняют балансы газа.
В новых условиях хозрасчет приобретает новые черты; в частности, он строится на большей самостоятельности предприятий (значительно сокращается число директивных показателей, предприятию дано право реализовать излишнее оборудование) .
Проект техпромфинплана после широкого обсуждения на рабочих, партийных собраниях и хозяйственных активах направляется в вышестоящую организацию (управление, объединение, нефтеснаб). В дальнейшем сводные проекты планов управлений, объединений, нефтеснабов направляются по инстанциям: в министерства, гос-планы республик, Госплан СССР. После утверждения проекта плана народного хозяйства задания по комплексу директивных показателей поступают в обратном порядке на предприятия. Эти показатели для нефтепроводных и газопроводных управлений разрабатываются соответствующими министерствами. Разработка директивных плановых показателей для территориальных и продуктопроводных управлений осуществляется главнефтеснабами республик в годовом разрезе с поквартальной разбивкой. При планировании проводятся согласования по выделяемым ресурсам и фондам, уточняются балансы нефти, нефтепродуктов и газа. Почему же приемы и методы управленческого учета, используемые в директивной экономике, не давали должного результата? Ответ прост: не было собственника, заинтересованного в повышении отдачи от вложенного им капитала путем экономии производственных издержек. Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета.
В директивной экономике жестко структурируется вся экономическая система (по отраслевому признаку), при этом главенствующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: корень, т. е. основа «дерева» — это министерство, крона — подведомственные управления, объединения, организации, предприятия, «ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархической структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спускаются» по подведомственным элементам данной структуры. В свою очередь, сведения о выполнении установленных плановых заданий проходят в точности обратный путь и, постепенно агрегируясь, попадают на высший уровень — в министерство.
7. Охарактеризуйте принципиальные отличия в порядке составления и представления отчетности в директивной экономике и в рыночной экономике.
В директивной экономике жестко структурируется вся экономическая система (по отраслевому признаку), при этом главенствующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: корень, т. е. основа «дерева» — это министерство, крона — подведомственные управления, объединения, организации, предприятия, «ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархической структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спускаются» по подведомственным элементам данной структуры. В свою очередь, сведения о выполнении установленных плановых заданий проходят в точности обратный путь и, постепенно агрегируясь, попадают на высший уровень —в министерство.
7. Охарактеризуйте принципиальные отличия в порядке составления и представления отчетности в директивной экономике и в рыночной экономике.
7. Охарактеризуйте принципиальные отличия в порядке составления и представления отчетности в директивной экономике и в рыночной экономике.
Сценарий перехода к директивной экономике. Директивная экономика
77 Пример сценария, ведущего, в конечном итоге, к директивной экономике, см. в докладе Российского торгово - фи-
дитом, который в директивной экономике имеет черты, схожие с бюджетным
директивной экономике (см. пункт 2.1) означал бы постепенное сжатие и пре-
це 20-х годов от нэпа к директивной экономике шаг за шагом был сни-
Деятельности региональных Деятельности результатом Деятельности руководители Дальнейшему рассмотрению Деятельности следующим Деятельности соответствующей Деятельности сотрудников Деятельности современных Деятельности специалистов Деятельности стоимость Деятельности стратегия Деятельности строительной Деятельности связанный вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|