Директивной экономике



Рассматриваемый свод показателей техпромфинплана слагается из двух частей. В первой части содержится перечень директивных плановых показателей, которые утверждаются предприятию вышестоящей организацией. Во второй части—• перечень основных расчетных показателей, разрабатываемых и утверждаемых предприятием самостоятельно. В отличие от директивных показателей, которые помимо техпромфинплана содержатся еще в различных документах вышестоящих организаций и1 определяются соответствующими показателями пятилетнего плана, все расчетные показатели определяются только техпромфинпланом. Поэтому лишь экономически грамотное и точное обоснование всех расчетных показателей может обеспечить планомерное выполнение директивных заданий по повышению эффективности работы предприятий, объединений газо-нефтепроводного транспорта и организаций нефтеснабжения.

гтва единицы продукции. Эти нормативы утверждаются директором предприятия при условии, что утвержденные нормы обеспечат снижение трудоемкости, фонд заработной платы в пределах запланированных, директивных показателей.

ньш государственным планом. Они обязательны для выполнения и устанавливаются производственным звеньям вышестоящими организациями, например министерством — производственному объединению, предприятию. С 1988 г. с целью расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений, перехода на преимущественно экономические методы управления количество доводимых до производственных звеньев директивных показателей значительно уменьшено.

Себестоимость представляет собой сумму затрат предприятия на производство и реализацию продукции, вы-раженных в денежной^ощ§. Хотя себестоимость продук-"ции не входит в число директивных показателей, она сохраняет свое значение как один из важнейших показателей, характеризующий организационно-технический уровень предприятия и качество его производственно-хозяйственной деятельности.

Кроме перечисленных директивных показателей, строительная организация разрабатывает и утверждает следующие плановые показатели: численность работников (количество рабочих, служащих, инженерно-технических работников); среднюю заработную плату одного работника или рабочего (за год, день); снижение себестоимости строительных и монтажных работ; интенсивность использования производственных фондов.

кооперирования, комбинирования, установление необходимых темпов научно-технического прогресса и повышения эффективности качества продукции. Метод прямого воздействия осуществляется на основе директивных показателей для прогнозирования, планирования, реализации и контроля деятельности хозяйственных единиц, т. е. эффективного действия механизма управления.

2. Объемы подрядных строительно-монтажных работ, необходимые для обеспечения строительства и ввода в действие в нормативные сроки мощностей и объектов и планирования мероприятий по развитию мощностей строительно-монтажных организаций. При планировании подрядных работ различают объемы, выполняемые собственными силами и по генеральному подряду. В принципе показатель объема строительно-монтажных работ является валовым показателем, но он сохранен в системе директивных показателей как основа для обеспечения показателя ввода и как расчетный показатель, с помощью которого можно устанавливать величину других показателей. Например, показатели использования трудовых ресурсов и потребности в материально-технических ресурсах могут быть установлены только на базе показателя объема подрядных работ, выполняемых собственными силами.

Перечисленные директивные показатели достаточно полно отражают вклад конкретной строительной организации и всего строительства в целом в выполнение народнохозяйственных планов. Остальные показатели планируются самими строительными организациями. Тем самым реализуется принцип относительной самостоятельности строительных организаций: самостоятельность при условии выполнения директивных показателей.

Проект техпромфинплана после широкого обсуждения на рабочих, партийных собраниях и хозяйственных активах направляют в вышестоящую организацию (управление, объединение). Затем сводные проекты планов управлений, объединений направляют по инстанциям: в министерство, Госпланы республик, Госплан СССР. После утверждения проекта плана народного хозяйства задания по комплексу директивных показателей поступают в обратном порядке на предприятия. Эти показатели для объединений, предприятий разрабатывают соответствующие министерства. При планировании проводят согласования по выделяемым ресурсам и фондам, уточняют балансы газа.

В новых условиях хозрасчет приобретает новые черты; в частности, он строится на большей самостоятельности предприятий (значительно сокращается число директивных показателей, предприятию дано право реализовать излишнее оборудование) .

Проект техпромфинплана после широкого обсуждения на рабочих, партийных собраниях и хозяйственных активах направляется в вышестоящую организацию (управление, объединение, нефтеснаб). В дальнейшем сводные проекты планов управлений, объединений, нефтеснабов направляются по инстанциям: в министерства, гос-планы республик, Госплан СССР. После утверждения проекта плана народного хозяйства задания по комплексу директивных показателей поступают в обратном порядке на предприятия. Эти показатели для нефтепроводных и газопроводных управлений разрабатываются соответствующими министерствами. Разработка директивных плановых показателей для территориальных и продуктопроводных управлений осуществляется главнефтеснабами республик в годовом разрезе с поквартальной разбивкой. При планировании проводятся согласования по выделяемым ресурсам и фондам, уточняются балансы нефти, нефтепродуктов и газа.


Почему же приемы и методы управленческого учета, используемые в директивной экономике, не давали должного результата? Ответ прост: не было собственника, заинтересованного в повышении отдачи от вложенного им капитала путем экономии производственных издержек. Только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему бухгалтерского управленческого учета.

В директивной экономике жестко структурируется вся экономическая система (по отраслевому признаку), при этом главенствующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: корень, т. е. основа «дерева» — это министерство, крона — подведомственные управления, объединения, организации, предприятия, «ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархической структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спускаются» по подведомственным элементам данной структуры. В свою очередь, сведения о выполнении установленных плановых заданий проходят в точности обратный путь и, постепенно агрегируясь, попадают на высший уровень — в министерство.

7. Охарактеризуйте принципиальные отличия в порядке составления и представления отчетности в директивной экономике и в рыночной экономике.

В директивной экономике жестко структурируется вся экономическая система (по отраслевому признаку), при этом главенствующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: корень, т. е. основа «дерева» — это министерство, крона — подведомственные управления, объединения, организации, предприятия, «ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархической структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спускаются» по подведомственным элементам данной структуры. В свою очередь, сведения о выполнении установленных плановых заданий проходят в точности обратный путь и, постепенно агрегируясь, попадают на высший уровень —в министерство.

7. Охарактеризуйте принципиальные отличия в порядке составления и представления отчетности в директивной экономике и в рыночной экономике.

7. Охарактеризуйте принципиальные отличия в порядке составления и представления отчетности в директивной экономике и в рыночной экономике.

Сценарий перехода к директивной экономике. Директивная экономика

77 Пример сценария, ведущего, в конечном итоге, к директивной экономике, см. в докладе Российского торгово - фи-

дитом, который в директивной экономике имеет черты, схожие с бюджетным

директивной экономике (см. пункт 2.1) означал бы постепенное сжатие и пре-

це 20-х годов от нэпа к директивной экономике шаг за шагом был сни-


Деятельности региональных Деятельности результатом Деятельности руководители Дальнейшему рассмотрению Деятельности следующим Деятельности соответствующей Деятельности сотрудников Деятельности современных Деятельности специалистов Деятельности стоимость Деятельности стратегия Деятельности строительной Деятельности связанный вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика