|
Директивное планирование
В советский период ни теоретики, ни практики не уделяли проблемам предпринимательства никакого внимания. Этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях директивной экономики вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, даже уничтожались.
3. Существуют ли различия в финансировании предприятий в условиях директивной экономики и рыночной экономики?
Болезненный процесс трансформирования централизованно планируемой (директивной) экономики и постепенная замена ее рыночными отношениями в нашей стране потребовали не только внедрения принципиально новых способов хозяйствования, но и радикального изменения системы подготовки будущих и переподготовки действующих бизнесменов, предпринимателей, менеджеров и других специалистов в сфере управления бизнесом. Появилась потребность во введении новых специальностей, по-иному стали расставляться приоритеты среди профессий, без которых не может функционировать любая экономика независимо от форм собственности, принципов регулирования и управления бизнесом.
3. Существуют ли различия в финансировании предприятий в условиях директивной экономики и рыночной экономики?
В данной монографии автор попытался систематизировать известные и предложить новые подходы к интерпретации и содержательному наполнению аналитических процедур в приложении к коммерческой организации как наиболее важному элементу любой экономической системы, точнее к оценке ее финансово-хозяйственной деятельности. В России накоплен богатый опыт в разработке и структуризации анализа на уровне хозяйствующего субъекта, вместе с тем происходящие в последние годы изменения в экономике страны потребовали по-новому взглянуть на эту область научных и практических знаний. Поскольку в течение многих десятилетий учетно-аналитическое и финансовое направления в науке в нашей стране имели определенную специфику, обусловленную требованиями директивной экономики, внедрение рыночных отношений с неизбежностью предполагает определенную гармонизацию трактовок и содержательного наполнения этих направлений в соответствии с международно признанными подходами.
Таким образом, в отечественной науке (работы С. К. Татура, С. Б. Барн-гольц, М. И. Баканова, А. Д. Шеремета и др.) под экономическим анализом (анализом хозяйственной деятельности) в последние тридцать лет понимают гораздо более узкое и, в некотором смысле, приземленное направление, связанное с изложением методов и техники аналитических расчетов на уровне предприятия в условиях директивной экономики. Отличительные особенности данного анализа состоят в следующем:
Изменения в системе бухгалтерского учета в России, являющиеся естественным элементом процесса трансформации директивной экономики в рыночную, привели к необходимости учета принципиально новых его характеристик; в их числе — психологические аспекты работы бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, менеджеров. В условиях рынка представителям бухгалтерской профессии, профессиональным аналитикам и менеджерам нередко приходится сталкиваться с проблемами, которых, по большому счету, не существовало в годы советской власти, по крайней мере подобные проблемы было не принято обсуждать. Так, еще в начале 90-х годов учет в нашей стране отличался достаточно высокой зарегулирован-ностью, когда работа бухгалтера и ревизора до мелочей определялась ворохом инструкций, которые в великом множестве плодились различными министерствами и ведомствами. В последние годы имеют место кардинальные изменения в правовом обеспечении и организации бухгалтерского учета — происходит постепенный переход от регулирования с помощью набора инструкций и положений к внедрению четырехуровневой системы нормативных актов, в основе которой лежат Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и набор профессиональных стандартов — Положений по бухгалтерскому учету и Правил аудиторской деятельности [Энциклопедия ...]. Документы этой системы имеют более высокий статус, они уже достаточно стабильны и далеко не всегда могут быть «уточнены» подзаконными актами в виде неконтролируемого потока инструкций, рекомендаций и указаний, которые в годы советской власти были фактически обязательны к исполнению.
Переход от директивной экономики к рыночной требует построения показателей, отражающих процесс и результативность такого реформирования. Наиболее полно запросам рынка отвечает система национальных счетов (СНС), принятая в международной практике учета и статистики, переход к которой начался в Российской Федерации на основе разработанной и утвержденной Государственной программы, рассчитанной на 1993—1995 гг. Внедрение СНС в российскую статистическую практику требует внесения изменений в действующую систему показателей и учета, касающихся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения, а также пересмотра действующих форм государственной статистической отчетности.
В советский период ни теоретики, ни практики не уделяли проблемам предпринимательства никакого внимания. Этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях директивной экономики вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, даже уничтожались.
Мы начали эту книгу словами известного американского специалиста по теории финансов Джека Трейнора, которые, на наш взгляд, весьма ярко отражают значимость информационных источников и их анализа с позиции выживания бизнеса в условиях конкурентной борьбы. Мысль о том, что эффективность управления предприятием в значительной степени определяется качеством информационной базы и тщательностью ее аналитической обработки, безусловно, не нова. Однако с учетом специфики менталитета российских экономистов-практиков, многие годы работавших в условиях директивной экономики с ее оригинальным подходом к трактовке и реализации общих функций управления, она приобретает новое звучание.
Возможности анализа, в том числе и с позиции его унификации и формализации, в значительной степени определяются широтой доступной информационной базы. В рыночной экономике понятие конфиденциальности информации приобретает иное смысловое значение по сравнению с тем, как оно трактовалось в условиях директивной экономики. Согласно российскому законодательству, а также принятой правительством Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предприятия вынуждены публиковать информацию о своем имущественном и финансовом положении, причем публикуемая отчетность уже в значительной степени унифицирована и стабильна по составу показателей и способам их представления. Это дает возможность разработки достаточно стандартизованных методик анализа, корреспондирующих по основным параметрам с аналогичными методиками, принятыми в экономически развитых странах. В настоящей книге основной упор сделан именно на подобные методики. Планово-экономический отдел (ПЭО) сосредоточивает весь комплекс технико-экономического планирования, т. е. все директивное планирование по всем структурным подразделениям предприятия.
В условиях административно-командной системы формирование и распределение денежных доходов и накоплений, их группировка в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств определялись через директивное планирование, как одну из функций управления, в том числе финансами. В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, не может принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.
4. Директивное распределение ресурсов. Советские центральные плановые органы распределяли ресурсы по отраслям и предприятиям, определяя тем самым ассортимент произведенной продукции. Директивное планирование заменяло собой рыночную, или ценовую, систему распределения ресурсов.
Директивное планирование фактически оказалось возрождением
детализированное директивное планирование на всех уровнях управления,
Директивное планирование характеризуется тем, что планы составляются
Впервые директивное планирование стало применяться в СССР с принятием
Совершенно очевидно, что директивное планирование могло осуществляться в
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
Все это говорит о том, что практическое решение проблемы планомерного управления экономикой сообразно потребностям общества и каждого индивида имеет непреодолимые технико-экономические препятствия. В существовавших планах не просчитывалась и не увязывалась и тысячная доля того, что планировалось. Не случайно, несмотря на централизованное директивное планирование экономика игнорировавших рынок социалистических стран получила название «экономики дефицита». Рынок оказался уникальным изобретением человечества, с помощью которого осуществляется выявление общественных потребностей, общественно-необходимых затрат, сравнение результатов и затрат.
Экономической основой анализируемой системы экономики является директивное планирование. Все и вся определяющий центр, единственный обладатель конечной истины, материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует общественная, или государственная собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителя, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.
Деятельности ремонтных Деятельности российских Деятельности руководство Деятельности самостоятельно Деятельности собственные Деятельности составляемая Деятельности совместно Деятельности созданные Деятельности способствует Деятельности страховые Дальнейшем использовать Деятельности структуры Деятельности связанных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|