Директивного планирования



В состав контрольных цифр могут включаться также показатели производительности труда и материалоемкости продукции. Контрольные цифры не носят директивного характера и оставляют предприятиям широкий простор для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров.

Главная форма планирования и организации деятельности предприятия — пятилетний план экономического и социального развития (с распределением по годам). Предприятие самостоятельно не только разрабатывает, но и утверждает его. В качестве исходных данных для планирования оно использует контрольные цифры, государственные заказы, долговременные экономические нормативы и лимиты, а также прямые заказы потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию. При этом предприятие исходит из того, что контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера, не сковывают трудовой коллектив при разработке плана, а обеспечивают ему выбор решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров.

Контрольные цифры отражают общественные потребности в выпускаемой предприятием продукции, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера и оставляют предприятию возможность для самостоятельного выбора хозяйственных решений и партнеров для заключения хозяйственных договоров. Контрольные цифры включают показатель производства

индикативное (не имеющее директивного характера) государственное планирование.

Контрольные цифры не носят директивного характера. Они не должны сковывать предприятие при разработке плана, не являются строго обязательными для предприятия и должны оставлять ему широкие возможности для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров.

Контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, производимой предприятием, минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера.

3) источники директивного характера: законодательные акты федеральных и региональных органов государственного управления; подзаконные акты их функциональных служб; нормативные акты вышестоящих организаций (правления концерна, правления ассоциации и т.п.); приказы и распоряжения администрации данного предприятия; решения общего собрания акционеров и правления АО предприятия; акты ревизий и проверок и т.п.;

При безусловном сохранении директивного характера планов резко сокращено число централизованно планируемых показателей как для предприятий, так и для отраслей промышленности.

В состав контрольных цифр могут включаться также показатели производительности труда и материалоемкости продукции. Контрольные цифры не носят директивного характера и оставляют предприятиям широкий простор для выбора решений и партнеров при заключении хозяйственных договоров.

Основные показатели календарного плана принимаются к исполнению на уровне оперативного управления производством. Следует отметить, что обязательным для отчетности и выполнения являются годовые, квартальные и месячные планы. В отличие от них планы на короткие промежутки времени, в частности и календарные планы, не носят директивного характера и служат ориентирами для персонала цехов, производств, технологических установок в процессе выполнения заданий производственной программы. Однако слабая обоснованность календарных планов снижает их эффективность и практическую ценность и может привести к срыву выполнения установленных заданий.

Контрольные цифры не носят директивного характера и отражают конечные результаты деятельности учреждений по оказанию различного рода услуг. Они доводятся до учреждений в качестве тех ориентиров, которые должны обеспечить достижение соответствующего уровня социального обслуживания населения, предоставления гражданам социально гарантированных благ. Контрольные цифры могут включать:


Для эффективного функционирования хозяйственного механизма бригад необходим ряд организационных предпосылок: обеспечение производственно-технологической завершенности работ, поручаемых бригаде; организация разделения и кооперации труда в бригаде; организация контроля и учета использования ресурсов; создание организационных условий для функционирования экономического механизма, т. е. создание и постоянное поддержание на прогрессивном уровне системы технико-экономических норм и нормативов; использование планово-учетных единиц, непосредственно характеризующих конечную продукцию бригады и связанных с конечной продукцией объединения; сочетание директивного планирования с бригадным хозрасчетом, с предоставлением бригаде широкой оперативно-хозяйственной самостоятельности и использование присущих хозяйственному расчету экономических рычагов и стимулов.

Принятие в качестве критерия хозрасчетной экономичности вариантов совокупной расчетной прибыли предприятия не должно означать признания действия чуждых социалистическому хозяйствованию элементов стихийности, анархии и конкуренции. Доминирующим началом была и должна оставаться решающая роль централизованного директивного планирования. В этих условиях хозрасчетная оценка эффективности производства не может быть противопоставлена показателям выполнения заданий государственного плана.

Пятилетний план, выступая основной формой директивного планирования в ЕСП, имеет более конкретный и адресный характер, охватывает все уровни планирования. Он обеспечивает реализацию соответствующих задач долгосрочного плана как за счет целенаправленной инвестиционной политики, так и за счет наиболее полного использования созданного производственного потенциала и внутренних резервов. При его разработке осуществляются детализация и дополнительная балансовая увязка программных и сводных показателей первого пятилетнего периода долгосрочного плана, составляются не только балансы, но и планы распределения важнейших ресурсов. Плановые показатели на пятилетку разрабатываются в отраслевом, территориальном и программном разрезах и получают адресный характер. Они конкретизируются по годам и исполнителям, охватывают основную номенклатуру продукции и услуг, производимых в народном хозяйстве, и доводятся до предприятий и организаций.

В соответствии с принципом целенаправленности система плановых показателей в условиях директивного планирования служит инструментом активного государственного воздействия на народное хозяйство, обеспечивающим решение основных политических, социально-экономических и хозяйственных задач. Исходя из этого место каждого показателя в составе их системы должно определяться его способностью выражать цели плана и средства их достижения. Главенствующими при этом являются показатели, наиболее полно отражающие основные социально-экономические задачи и конечные результаты хозяйственной деятельности. Эти показатели предопределяют в общих чертах структуру системы как расчетных, так и утверждаемых показателей в целом. При распределении функций между показателями необходимо также в соответствии с принципом демократического централизма обеспечить правильное сочетание централизованного планового руководства с развитием инициативы и самостоятельности подчиненных звеньев управления. Это означает, в частности, что директивные показатели в зависимости от степени их значимости и уровня агрегации должны быть распределены по всем ступеням иерархии планового руководства.

повышение роли пятилетнего плана как основной формы директивного планирования в ЕСП, включение в процессе разработки пятилетнего плана функций и процедур, обеспечивающих реализацию в планируемой пятилетке основных направлений долгосрочного развития и формирование необходимой информации для разработки текущих планов на основе погодовой разбивки пятилетних;

В отличие от директивного планирования (план — это закон) индикативное — необязательное — носило взаимовыгодный характер и являлось формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. В целом индикативное планирование представляет не только институт госрегулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государством норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное и определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не «развертываются» по «исполнителям», которые участвуют в его реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.

Важный урок 90-х гг. заключается в выводе о необходимости для России формирования целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления, когда всепроникающее государство регламентировало сверху донизу все аспекты работы каждого предприятия. Речь о том, чтобы сделать Российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающих баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития, создающим условия и механизмы их достижения.

Переход к экономическим методам управления предполагает формирование нового аппарата управления — финансово-банковского на смену ведомственного и межведомственного органам директивного планирования. Вместо директивных^заданий планирование сосредоточивается на установлении экономических нормативов, которые становятся главными регуляторами деятельности предприятия в новых условиях хозяйствования.

но-экономической и хозяйственной жизни общества. Пятилетние планы - основная форма государственного директивного планирования. Задания пятилетних планов должны конкретизироваться и уточняться в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

номики страны. В России почти ликвидирована система директивного планирования, а значительное количество бывших государственных организаций приватизировано. В то же время многие отрасли и регионы, находящиеся на грани развала, постоянно чего-то требуют от государства, которое вынуждено вмешиваться в решение даже простейших хозяйственных вопросов. В таких условиях применяемый План счетов бухгалтерского учета не может не отражать особенности современного состояния национальной экономики России.

В Америке, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется и на рынке, и при значительном участии государства. Поэтому принятый порядок разработки счетных планов каждой фирмой оправдан, так как отражает особенности национальной экономики страны. В России почти ликвидирована система директивного планирования, а значительное количество бывших государственных предприятий приватизировано. В то же время многие отрасли и регионы находятся на краю развала, но постоянно чего-то требуют от государства, которое вынуждено вмешиваться в решение даже самых простейших хозяйственных вопросов. В таких условиях применяемый счетный План бухгалтерского учета отражает особенности современного состояния национальной экономики России. Следует отметить, что единый унифицированный план бухгалтерских счетов, применяемый в России, имеет свое преимущество:


Деятельности результат Деятельности руководителя Деятельности считается Деятельности секретаря Деятельности содержание Деятельности составляют Дальнейшему увеличению Деятельности создаются Деятельности становится Деятельности страховой Деятельности строительных Деятельности структурных Деятельности связанной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика