Добывающую промышленность



2. Цеховые расходы во всех отраслях химической промышленности, кроме резиноасбестовой и добывающих предприятий гор-

повышения экономической ответственности добывающих предприятий за рациональное использование разведочных запасов полезных ископаемых;

где 3ri — среднегодовой объем затрат на поиски и разведку i-ro полезного ископаемого, тыс. руб.; Ф8, — стоимость скважин, переданных на баланс добывающих предприятий, тыс. руб.; D,— среднегодовая добыча i-ro полезного ископаемого, тыс. т, или млн. м3; #ш"— среднегодовые потери при добыче i-ro полезного ископаемого, тыс. т, или млн. м3.

На рубеже 70-х и 80-х годов Ливия и Алжир провели «вторые раунды» переговоров и заключили следующие серии соглашений с западными фирмами на основе, которая стала в какой-то мере традиционной для обоих государств. В Ливии это были снова контракты «продакшн шэринг». Причем и на данном этапе первый из них опять подписан с «Оксилибиа», а второй — с западногерманской «Деминекс» в конце 1979 г. Их условия идентичны с большинством предыдущих подрядных соглашений, предусматривающих раздел продукции между государством и иностранным подрядчиком в пропорции 85:15% [372, 1980, т. 24, № 1, с. 37]. Алжир только за первую половину 1980 г. заключил семь соглашений о геологических изысканиях на жидкие углеводороды (за 1980—1981 гг. их общее число достигло 12). Здесь, как и ранее, предусмотрена организация совместных добывающих предприятий для их разработки. Зарубежными контрагентами «Сона-трак» выступали КФП (в двух контрактах, по которым Отведены разведочные участки в различных районах), три американских аутсайдера — «Стандард Ойл К° оф Огайо», «Сан Ойл Интернэшнл Корп.» и «Америкэн Оуверсиз Петролеум К°» («Амоко»), а также «Бразпетро» и западногерманский консорциум в составе четырех фирм3. В отличие от предыдущих соглашений о партнерстве за алжирской государственной компанией была закреплена более высокая доля участия в будущих смешанных нефтедобывающих предприятиях, которая варьируется от 58% по контракту с «Амоко» до 60% по первому контракту с КФП и с консорциумом фирм ФРГ, до 62%—с «Бразпетро», достигая максимум 65% во втором договоре с КФП, а также с «Сан Ойл Интернэшнл Корп.». Остальные условия аналогичны ранее практиковавшимся в Алжире [386а, 1982, Прил., с. 7].

до 46 млн. т к середине и ниже 28 млн. т к концу того же года по мере отказа большинства покупателей от возобновления краткосрочных контрактов на приобретение ливийской нефти или резкого уменьшения ее закупок, а также поставок акционерам смешанных добывающих предприятий в счет доли участия [339, с. 18; 384, 1981, т. XLVIII, № 12, с. 531].

Н. Г. Фейтельман (1968) констатирует, что с 1 июля 1967 г. по некоторым видам сырья в состав затрат добывающих предприятий стали включать затраты на геологоразведочные работы и были установлены потонные отчисления. Однако они возмещали эти затраты лишь на 20—70 %. Автор считает, что геологоразведочные работы — сфера материального производства, что запасы полезного ископаемого в недрах — товар, и указывает, что в США они облагаются налогом, как и любая недвижимость.

Практика показала, что наличие индивидуальных и групповых цен при зональной системе не отвечает интересам отдельных объединений. Появилась необходимость и возможность дальнейшего укрупнения ценовых зон. Ждет своего решения проблема учета потребительских свойств нефти. Система цен в нефтяной промышленности не учитывает природного качества нефти. Это объясняется тем, что изменение качества нефти не зависит от добывающих предприятий и не отражается на затратах этих предприятий. Однако разноэффективность применения различной по качеству нефти обусловливает различный уровень общественно необходимых затрат труда в нефтепереработке.

газ, принимаются на баланс нефтедобывающих предприятий в форме основных фондов. Да и любая разведочная организация имеет, т. е. формирует для своей деятельности и основные, и оборотные фонды. Но дело в том, что итогом работы этих организаций являются разведанные полезные ископаемые, которые не могут быть отнесены к основным фондам.

С точки зрения геологоразведочных предприятий разведанные запасы являются их продукцией. Для добывающих предприятий — это своеобразные предметы труда, «лежащие на складе», своего рода сырье, требующее дальнейшей «переработки» (извлечения из недр).

По существующему положению продуктивные скважины, заложенные во время разведочных работ, передаются на баланс добывающих предприятий по стоимости аналогичных эксплуатационных скважин. Однако описанная методика не учитывает этого важного момента. При недоучете этого момента значительно повышается уровень себестоимости единицы прироста запасов, поэтому на третьей и четвертой стадиях работ

ИЗ суммы затрат На прирост запасов высших категорий необходимо вычесть стоимость продуктивных скважин, переданных на баланс добывающих предприятий.


ственности на землю. В этой ренте есть элемент монополии, элемент монопольной цены. Частная собственность на землю мешает свободной конкуренции, мешает выравниванию прибыли, образованию средней прибыли...» [10, с. 275]. Таким образом, эта «монополия на земле» может воспрепятствовать свободному притоку капитала в добывающую промышленность, ограничить его безрентное применение для разработки худших месторождений и создать предпосылки для формирования абсолютной ренты, поднимая рыночные цены на сырье выше цен производства. В то же время действие экономических законов капитализма предполагает постоянный синтез в различных соотношениях монополии и конкуренции. В работе В. И. Ленина «Аграрный вопрос и „критики Маркса"» специально подчеркнуто, что монополия частной земельной собственности также не абсолютна, а представляет собой единство монополии и соперничества между самими землевладельцами [9, с. 122—123]. Постоянное сохранение реальной или потенциальной внутри- и межотраслевой конкуренции, заинтересованность собственников в экономической реализации своего обладания природными ресурсами ограничивают норму абсолютной ренты, способствуя частичному выравниванию условий в рентооб-разующих и прочих сферах предпринимательской деятельности.

Абсолютная рента. Из-за того, что перелив йовых капиталов, несущих с собой технические усовершенствования и рост органического строения капитала, в добывающую промышленность был традиционно затруднен в силу наличия частной собственности на землю, достаточно долго сохранялось по сравнению с другими отраслями капиталистической экономики и более низкое органическое строение .капитала, применяемого в добывающей промышленности.

3. В. Атлас (1959) яростно выступает против образования «ложной социальной стоимости», считая, что при установлении цен по худшим землям хозяйства на лучших будут «страдать» от финансового ожирения. Лучше, говорит он, сделать цены по средним условиям производства, а хозяйствам на худших давать дотации. При этом в качестве основного аргумента он ссылается на добывающую промышленность, где цены на сырье якобы устанавливаются по средним условиям добычи (месторождениям). «При капитализме цена определяется по худшим из-за частной собственности на землю... а у нас этого нет». (Знал бы он, что геологи и горняки со своей стороны ссылаются на сельское хозяйство, где, как они полагают, цены на базе средних условий вполне обоснованны!).

В добывающую промышленность Индонезии вложено 0,6—0,7 млрд. долл., или около половины всех иностранных инвестиций; в Малай-

Максимальная экономия вещества и энергии является проявлением закона повышения общественной производительности труда. Нельзя также упускать из виду, что с течением времени возрастают затраты на добычу и транспортировку сырья, тем более на те его виды, которые определяют масштабы и темпы развития химической промышленности в целом и отдельных производств, а также связанных с нею отраслей. В целом капитальные вложения в добывающую промышленность в три раза выше, чем в обрабатывающую'. Так, из 15 млрд. т угля, добытого в нашей стране за период с 1860 по 1973 г., более 50 % извлечено из недр за последние 13 лет; из 5,4 млрд. т нефти, добытых за то же время, более 70 % получено в 1961—1973 гг.

В статье 1 Парижской конвенции к объектам промышленной собственности отнесены «патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы». Причем промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность, торговлю (в собственном смысле слова), но также и на «область сельского хозяйства, добывающую промышленность и на все продукты промышленного и иного происхождения»2, обозначив таким образом систему правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в сфере промышленности, техники, защищающей коммерческие интересы их владельцев.

В 80-е годы после падения цен на энергоносители портфель инвестиционных проектов многих банков, специализирующихся на их финансировании, обесценился. Кризис проектного финансирования был преодолен посредством диверсификации проектных портфелей: банки стали внедряться в сектор телекоммуникаций, переработку нефти и газа, добывающую промышленность, отчасти химию, экономическую инфраструктуру (в первую очередь электро- и теплоэнергетика, а также транспорт, водоснабжение), туристский бизнес и т.д. Доминирующей формой стало проектное финансирование с ограниченным регрессом (до этого преобладало проектное финансирование без регресса). В отраслях с невысокой нормой прибыли и сравнительно высокими рисками соотношение заемного капитала и капитала проектной компании составляет 60:40, 50:50, даже может быть преобладание ее капитала над заемным. Для стимулирования притока банковского капитала на условиях проектного финансирования в относительно «тяжелые» сектора экономики государство оказывает прямую или косвенную поддержку — в виде гарантий и поручительств, долгосрочных контрактов на приобретение проектной продукции (например, электроэнергии), концессионных договоров с проектной компанией (экономическая инфраструктура, горная промышленность). Проектное финансирование не практикуется в отраслях, характеризующихся повышенными технологическими и коммерческими рисками: производство товаров народного потребления, большая часть машиностроения, фармацевтика, наукоемкие производства.

снижаются и строго ограничиваются теми сферами, которые не могут эффективно регулировать рыночным механизмом на основе самоокупаемости (например, перспективные принципиально новые научные разработки) либо связаны с решением экологических проблем. Государственные Д. и льготы могут направляться на осуществление помощи рынку, чтобы обеспечить его структурную сбалансированность (на финансовую поддержку мелких, средних производств, вложения в добывающую промышленность и т. п.). В целом же, поскольку рыночная экономика функционирует на основе самофинансирования, доля в ней государственных Д. (даже с учетом государственного предпринимательства) относительно невелика.

Структура народного дохода в обоих источниках представлена по-разному; в одном выделены в качестве отдельных рубрик элементы, которые во втором объединены с другими. Так, в «Статистическом словаре» выделены судоходство и банковское дело в виде самостоятельных отраслей, которых нет во втором источнике. Наоборот, в справочнике «Промышленность и богатство наций» имеются отдельные группы непроизводственных доходов — домашнее услужение, государственная служба, свободные профессии, которые в первом источнике объединены все в одной группе «профессий». Даже одинаковые по названию группы несравнимы между собой по составу. Как показывает углубленный анализ, сельское хозяйство включает в себя в первом случае лесо-продукты, которые во втором случае включены вместе с рыболовством в добывающую промышленность. Рыболовство, гжлючешюе по справочнику (II) в группу добывающей промышленности в сумме 2,2 млн. ф. ст., в первом источнике из таблицы и текста выпало, и неизвестно куда оно включено автором.

в добывающую промышленность развиваю-стран. Прежде всего OPIC страхует следующие воз-

Важную роль в развитии М.р.т. играет вывоз капитала. Вложения капитала развитых стран в конце XIX — начале XX в. осуществлялись в значительной мере в, плантационное хозяйство и добывающую промышленность стран, отставших в своем экономическом развитии, и тем самым консервировали отсталую аграр-но-сырьевую структуру их экономики. К началу XX в. колониальные и зависи- • мые страны окончательно становятся "мировой деревней" в противоположность "мировому городу", роль которого играли промышленно развитые страны Западной Европы и США.


Делегировать полномочия Демографические изменения Демографических экономических Демографическим признакам Демократическое государство Демонополизации экономики Дальнейших инвестиций Денежными ресурсами Денежного хозяйства Денежного предложения Денежного выражения Депонентская задолженность Депозитарии регистраторы вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика