Естественных монополистов



экономических последствий, которые могут возникнуть при отсутствии конкуренции. Для этого в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ и ст. 6 Закона о естественных монополиях вводится система ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий (установление цен (тарифов) или их предельного уровня). Кроме того, в целях проведения эффективной государственной политики в сфере естественных монополий органы их регулирования должны осуществлять предварительный и последующий контроль за действиями, совершаемыми с участием субъектов естественных монополий или в их отношении ст. 7 Закона о естественных монополиях). *

Наиболее ясным представляется отбор сфер естественной монополии, перечень которых определен Федеральным законом "О естественных монополиях", принятый Государственной думой 19 июля 1995 г. В основе данного отбора хорошо известные из мировой практики в данной области так называемые предприятия общественного пользования: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В России приняты федеральные законы «О конкуренции», «О естественных монополиях».

• признаваемых в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, осуществляющих свою деятельность на территории РФ либо субъекта (нескольких субъектов) РФ;

В 1996 году принят закон «О естественных монополиях», новая редакция закона «О защите прав потребителей» и закон «О рекламе».

Однако вопрос об отношении к монополии остается дискуссионным среди экономистов. Защитники и сторонники монополий считают, что только крупное производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьезное допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции и монополии (графически представлена одна линия МС). Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта и других. Кроме того, возможен такой характер отдачи от масштаба производства, что эффективный объем выпуска одного предприятия окажется равным конкурентному объему или даже больше его. Такая ситуация наблюдается часто при естественных монополиях.

В 1995 г. принят Федеральный закон «О естественных монополиях», в котором кроме понятия естественной монополии определяются основные сферы государственного регули-Рис. 7.20. Естественная монополия рования, такие как:

Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. В настоящее время действует Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях», принятый Государственной Думой 19 июля 1995 г. Этим законом деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ).

В августе 1995 г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов их регулирования на федеральном уровне. По этому закону сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Динамика тарифов в сфере грузового транспорта будет складываться под воздействием правительственных мер по ограничению роста цен в отраслях — естественных монополиях. В 1998-1999 гг. снижены тарифы на грузовые пере-


• цены на продукцию «казенных» предприятий и естественных монополистов;

• контролируют установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий — естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивают участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций — поставщиков топливно-энергетического комплекса;

• государственное регулирование цен естественных монополистов;

Среди причин макроэкономического характера, способствовавших широкому распространению неденежных форм расчетов, кроме политики денежного сжатия следовало бы назвать также высокий уровень косвенного налогообложения и структурные перемены в экономике, происшедшие в 1990-е гг. (упрощение структуры экономики страны, закрепление «сырьевой» направленности). Политика цен и тарифов на услуги естественных монополий, проводившаяся государством в начале 1990-х гг., привела к резкому возрастанию кредиторской задолженности промышленных предприятий перед энергосистемами, структурными подразделениями МПС России, региональными газораспределительными организациями. Помимо этих естественных монополистов всероссийского масштаба появились и местные «естественные монополии», которые, строго говоря, естественными не являются. Это в первую очередь предприятия коммунального хозяйства (водоснабжения и пр.).

Несколько менее ликвидными, чем банковские, но столь широко распространенными являются векселя крупных предприятий промышленности, транспорта, связи. Предпочтение чаще всего отдают векселям естественных монополистов, поскольку круг их контрагентов достаточно широк. Впрочем, активно используют и векселя других крупных предприятий, особенно если у них есть стабильная экспортная выручка — подобие гарантии, что вексель будет погашен реальными деньгами.

Наконец, существуют общие для всех неденежных расчетов ограничения. Несмотря на то что объектом сделок чаще всего служат оборотные средства в материальной форме, реже — основные средства, неденежные формы расчетов с неизбежностью влекут за собой возникновение денежных обязательств, прежде всего — налоговых. По итогам таких сделок подлежат уплате; НДС; налоги, поступающие в дорожные фонды; налог на прибыль; местные налоги, исчисляемые от объема продаж. Причем с 2000 г. предъявление НДС бюджету стало возможно только после погашения векселя, участвовавшего в расчетах. Прекращение неденежных способов погашения задолженности перед федеральным бюджетом и ужесточение позиции многих региональных бюджетов в этом вопросе сделало актуальным комбинированные виды расчетов. Большинство предприятий, относящихся к числу естественных монополистов, требует сопровождать проведение взаимозачетов с их участием денежными платежами. Объем денежных платежей, как правило, составляет заранее известную, твердо установленную долю от общей суммы взаимозачета, так называемый процент денежного сопровождения. Поэтому схемы взаимных зачетов обычно строят таким образом, чтобы цепочку замыкал участник, способный на оплату реальными деньгами. В большинстве случаев это, как уже говорилось, предприятия-экспортеры или предприятия, имеющие выход на розничный рынок. Расчеты по договорам цессии. Характеризуя неденежные расчеты, нельзя не упомянуть и о договорах цессии. Эти правоотношения регулируются ст. 382-390 ГК РФ. Договор цессии представляет собой сделку по уступке требования (права) кредитора другому лицу, не требующую согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

В практике антиинфляционного регулирования важную роль играет денежно-кредитная политика. И она у нас в последние годы активно проводится Центральным банком Рос. Федерации. Думается даже, что ЦБ РФ почти исчерпал весь комплекс мер, входящих в круг его обязанностей, а инфляция осталась, т.к. мер одного Центрального банка явно недостаточно для эффективной борьбы с инфляцией в России. И в основных направлениях на 1996 г. ЦБ это констатирует: «Однако возможности ограничения темпов инфляции преимущественно средствами денежно-кредитной политики имеют свои объективные пределы. Они обусловлены реальными возможностями ограничения совокупного спроса, повышение которых грозит серьезными проблемами в области стимулирования деловой активности, обеспечения вывода экономики из кризиса и последующего экономического роста. В настоящее время в сфере экономической политики, по мнению банка России, важное значение имеет принятие комплекса практических мер по снижению инфляционных издержек. Среди этих мер — государственное регулирование цен на продукцию естественных монополистов, ускорение процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики».90 С, первой из предлагаемых мер автор абсолютно согласен и даже более расширительно. Отсюда вывод:

лей в хозяйстве России даже в условиях постоянного роста внутренних цен на товары и услуги естественных монополистов.

Металлургическая промышленность России — одна из самых ресурсоемких. В издержках производства высоки доли расходов на электроэнергию, природный газ, железнодорожные перевозки. На металлургию приходится около 21,3% грузовых перевозок в стране, 28% расхода электроэнергии в промышленности. В себестоимости тонны стали энергоресурсы и транспорт составля-ют51% (в 1991 г. — 21%). Эта особенность отрасли делает ее крайне уязвимой от ценовой политики естественных монополистов. Например, в США электроэнергию сталеплавильным компаниям продают по цене 2-4 цента за кВт, а российские предприятия платят по 6-8 центов. Магнитогорский металлургический комбинат и «Северсталь» возят руду за 1100-1300 км, в результате затраты на транспортировку превышают стоимость самого сырья.

Вкупе с аналогичными, пока в РФ не созданными комиссиями по регулированию железнодорожных перевозок и отдельных подотраслей связи Федеральная энергетическая комиссия в идеале должна предотвращать любую попытку естественных монополистов устанавливать свою диктатуру на российском рынке. Между тем такая диктатура уже сегодня стала существенным фактором российской экономики.

В течение последних двух лет цены отечественных естественных монополистов росли быстрее, чем в других отраслях. Так, если в первые два года реформ цены на газ усиленно сдерживались государством, то в дальнейшем газовики быстро наверстали упущенное, что вполне понятно с макроэкономиче-


Ежегодной амортизации Ежегодном начислении Ежеквартально ежемесячно Ежемесячно ежеквартально Естественных монополий Единичное разделение Естественная монополия Естественно поскольку Европейская экономическая Европейский центральный Европейских государствах Европейским парламентом Европейской комиссией вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика