Естественной монополии



Основная часть нефтяных ресурсов в освободившихся странах—экспортерах жидкого топлива к концу 70-х годов стала разрабатываться не иностранными концессионерами, а национальными государствами самостоятельно или с привлечением зарубежных фирм, как правило, лишь в качестве деловых партнеров или подрядчиков. Государство здесь зачастую соединило в своем лице функции собственника естественных средств производства и предпринимателя. Оно не сталкивается с какой-либо внешней естественной монополией в процессе их эксплуатации, а потому в отличие от капиталистических арендаторов теоретически имеет свободу выбора: ограничиться дифференциальными рентными доходами или попытаться присоединить к ним ренту иного типа.

на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.

В рыночной экономике используются две системы цен: регулируемые и свободные (договорные или равновесные). Регулируемые цены применяются в основном в отраслях с естественной монополией и в некоторых других.

Если кривая издержек банка совпадает с графиком долгосрочных средних общих издержек, изображенным на рис. А, то эффект от масштаба исчерпывается достаточно быстро. Следовательно, оптимальный размер банка будет небольшим, так что в банковской системе будет множество мелких банков. В варианте, представленном на рис. Б, банк будет пользоваться эффектом от масштаба с увеличением его размера. Следовательно, в банковской системе будет существовать несколько крупных банков либо банковская отрасль будет представлена естественной монополией, в которой долгосрочные средние издержки уменьшаются до бесконечности по мере увеличения размера банка.

Если технология, используемая банками, отвечает условиям графика долгосрочных средних общих издержек (рис. 11-5/4), то можно ожидать, что в банковской системе будет большое число небольших банков. И наоборот, если этот график имеет форму как на рис. 11-5Б, то можно ожидать наличие ограниченного числа крупных банков. Естественно, если долгосрочные средние издержки уменьшаются до бесконечности по мере увеличения размера банка, то можно сделать вывод, что наиболее эффективным будет наличие одно-го-единственного банка. Иными словами, потребители банковских услуг, так же как и воды и энергии, будут стремиться к использованию услуг единственной фирмы. Такую ситуацию экономисты называют естественной монополией (natural monopoly).

Как мы увидим далее, существует мало доказательств того, что банковская отрасль является естественной монополией. Однако по вопросу оптимального размера банка существуют значительные разногласия.

Монополия возникает там и тогда, когда барьеры для вступления в отрасль труднопреодолимы. Это может быть связано с экономией от масштаба (автомобильная или сталелитейная промышленность), с естественной монополией.

Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это — энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен.

Под административными мерами эти авторы понимали не только административную деятельность в рамках антимонопольного законодательства, но и меры государственного регулирования, в том числе цен и прибыли, в отраслях, технологически не связанных с естественной монополией, но поставленных в силу существующих условий в обстоятельства монопольного существования.

Регулирующее агентство (regularory agency) — создаваемое федеральным правительством или правительством штата агентство (комиссия или управление) для контроля в интересах общества за устанавливаемыми естественной монополией ценами и предоставляемыми ею услугами или выпуском продукции.

Так, в Федеральном законе «О естественных монополиях» (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 г.) естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.


Одна из особенностей нефтегазовой промышленности связана с тем, что в число основных субъектов рентных отношений на мирохозяйственном уровне входят страны—производители углеводородного сырья. Монополия земельной собственности приобретает форму государственного суверенитета над природными богатствами для стран — мировых экспортеров жидкого и газообразного топлива, поскольку там запасы этих сырьевых ресурсов повсеместно принадлежат государству. Государственная экономическая политика в области их использования, которая руководствуется гораздо более сложными и разнообразными интересами, чем у частных земельных собственников, на мировом рынке становится непосредственным фактором рентных отношений. Реализация права собственности стран — продуцентов- сырья или степень зрелости их «естественной» монополии определяется фактически достигнутым суверенитетом. Подчиненное положение нефтеэкспор-тирующих государств наряду с другими развивающимися странами в системе мирового капиталистического хозяйства препятствовало вплоть до начала 70-х годов превращению их в полноправных участников международных экономических, и в том числе рентных, отношений.

Рис. 10.9. График регулирования цены в условиях естественной монополии

Вспомним, что конкурентная цена (Рс на рис. 10.8) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная прием-

Соотношение цен на нефть и газ, как видно из табл. 9, составляет около 1,38 на внешнем рынке и 1,3 - на внутреннем, что соответствует сложившемуся уровню в мировой практике. Прогноз цен строится исходя из этого соотношения. При этом за основу принимается регулируемая цена на газ как на продукцию естественной монополии.

Особое место в числе сфер государственного монополистического регулирования принадлежит государственной и естественной монополии. Правовой режим их функционирования является исключительным как по юридической природе, так и по своему положению в общей системе нормативного регулирования экономико-хозяйственных отношений, поскольку частично ограничивает действие принципа свободы экономической деятельности. Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо законодательное определение правового положения и механизма реализации режима указанных монополий.

Существование рынков естественной монополии чаще всего связано с технологическими особенностями производства в этих отраслях. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть, снижении переменных затрат и в целом издержек на единицу продукции по мере увеличения масштабов производства.

Кроме того, в этих отраслях в преобладающем большинстве исключительно высокие невозвратные издержки. Основные фонды в этих отраслях являются достаточно специфичными и вследствие этого имеют ограниченное эффективное применение (только в данных отраслях), не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать основные фонды предприятий этих отраслей практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержки. К таким отраслям естественной монополии относятся трубопроводный транспорт, система водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и пр., то есть, в основной своей массе это социально экономически значимые для государства отрасли.

К основным направлениям регулирования деятельности субъектов естественной монополии в странах с рыночной экономикой относятся следующие: национализация отраслей естественной монополии и объединение предприятий этих отраслей в единые отраслевые государственные корпорации; регулирование конкуренции за вход на монопольный рынок; регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно монопольных отраслей.

Национализация отраслей естественной монополии и объединение предприятий этих отраслей в единые отраслевые государственные корпорации предполагает, как правило, осуществление полного государственного управления этими предприятиями, включающее декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций, компенсацию возможных потерь и убытков за счет государственного бюджета.

На современном этапе регулирование конкуренции за вход на монопольный рынок существует в 37 странах. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Наиболее распространенным способом является аренда, при которой активы предприятий естественной монополии либо принадлежат государству, либо создаются за счет государства, а содержание и управление передается частной компании - победителю конкурса. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных) средств. Контракты заключаются на различные сроки, кото-

Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно монопольных отраслей происходит в соответствии с двумя основными моделями, в основе одной из них лежат регулирование прибыли, а в основе другой - регулирование тарифов. При этом регулирование прибыли и тарифов осуществляется специальными государственными агентами. Так, в США эти функции возложены на ряд государственных органов, в соответствии с отраслевой направленностью предприятий естественной монополии - Федеральную комиссию по связи, Федеральную комиссию внештатных перевозок и т.п. В Великобритании подобную функцию выполняют ряд государственных структур - Управление телефонной связи ("Офтел"), газоснабжения ("Офгэс"), водоснабжения ("Офуот") и электроснабжения ("Оффер").


Ежеквартальной отчетности Ежемесячным начислением Естественные монополии Естественных процессов Естественным продолжением Естественного пополнения Естественно возникают Единичного разделения Европейских финансовых Европейских стандартов Европейской ассоциации Европейской промышленности Европейского инвестиционного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика