|
Европейская экономическая
Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис. 10.9 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рга. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня Р„ соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Р„ при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.
ных фондов, меньшая доля запасов и затрат в оборотных активах при очень высокой доле дебиторской задолженности. (На конец 1997 г. удельный вес просроченной задолженности покупателей в этой подотрасли составил более 40% всей просроченной задолженности промышленности или свыше 106 млрд. руб. [4, с. 682]. Особенностью электроэнергетики с точки зрения управления финансами является государственное регулирование тарифов на электроэнергию в силу того, что она представляет собой практически естественную монополию.
Такие ситуации в силу технологических особенностей производства характерны для коммунального хозяйства: электроснабжение, газоснабжение, водопровод, телефонная сеть, городской общественный транспорт и т. п. Для них характерно наличие сетевых структур, в которых высоки постоянные издержки, что и обеспечивает возможность экономии на масштабах производства, то есть снижения средних затрат по мере увеличения объемов производства. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие высоких невозвратных издержек. Развитие технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую 'исключительно или преимущественно государством.
Все изложенные нами обстоятельства определяют естественную монополию, которая имеет место в
Если в долговременном периоде средние совокупные издержки сокрщщвются, добиться производства с наименьшими издержками можно лишь тогда, когдв производитель всего один, Именно это и определяет естественную монополию.
расль как естественную монополию, если в определенных пре-
Структурная перестройка газовой промышленности, проводившаяся в этот же период времени, базировалась на сохранении целостности, созданной в процессе предшествующего развития, единой системы газоснабжения. В результате коммерциализации и последующей приватизации предприятий, было создано открытое акционерное общество (первоначально Российское акционерное общество) «Газпром». Целью его деятельности, сформулированной в уставе, является обеспечение надежного снабжения газом, газовым конденсатом, нефтью, продуктами их переработки потребителей на территории РФ, а также в ближнем и дальнем зарубежье. В настоящее время ОАО «Газпром» представляет собой естественную монополию, построенную по принципу вертикальной интеграции, то есть имеющую в своем составе все производственные переделы от геологоразведки до распределения газа. Причем, системообразующие организации, обеспечивающие выполнение геологоразведочных работ, строительство скважин, добычу, магистральный транспорт, переработку газа и конденсата, имеют 100% участие головного общества в уставных капиталах и имеют форму обществ с ограниченной ответственностью. К ним, прежде всего, относятся шесть газодобывающих обществ (четыре из них имеют в своем составе газоперерабатывающие заводы) и 17 газотранспортных региональных структур. В процессе реструктуризации было создано ООО «Межрегионгаз» отвечающее за организацию торговли газом на внутреннем рынке и странах ближнего зарубежья, а также ООО «Бургаз», объединившее в своем составе буровые организации отрасли. Помимо этого в состав этой группы входят ряд сервисных организаций («Газпромавиа», «Газфлот», «Газсвязь», «Газ-комплектимпекс» и др.).
Иными словами, оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, на котором она действует, что для других фирм на этом рынке не остается места и она может удовлетворить спрос на данный продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирм. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара. (Но, конечно, научно-технический прогресс в некоторых условиях может и разрушить естественную монополию.)
МОНОПОЛИЯ (от греч. monos — один и poleo - продаю) -исключительное право на что-либо. Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц ш!и государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям. Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Следует отличать естественную монополию, т. е. структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: Европейская экономическая комиссия ООН в 1962 г. рекомендовала классифицировать запасы нефти и газа по категориям: достоверные, или доказанные; вероятные; возможные. Однако фактически эта рекомендация не используется. Ряд предложений по этим вопросам выдвигался на мировых энергетических конференциях многими институтами, организациями и отдельными учеными. Тем не менее в мире нет еще единой классификации запасов нефти и газа. Существующие оценки геологических и разведанных запасов нефти и газа в различных капиталистических странах условны и, как правило, не вполне сопоставимы.
Европейская экономическая комиссия ООН в 1962 г. рекомендовала классифицировать запасы нефти и газа по категориям: достоверные, или доказанные, вероятные и возможные. Однако фактически эта рекомендация не используется. Ряд предложений по этим вопросам выдвигался на мировых энергетических конференциях многими институтами, организациями и отдельными учеными. Тем не менее в мире нет еще единой классификации запасов нефти и газа. В результате существующие оценки геологических и разведанных запасов нефти и газа в различных капиталистических странах условны и, как правило, несопоставимы.
1 Европейская экономическая комиссия. Комитет по электроэнергии. «Экономический выбор объектов капиталовложений в области электроэнергии». Рабочий документ № 9, 29 ноября 1965 г. ВИКИ, приложение № 7, 1966 г., етр. 58—59.
29.Конвешим об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. — Нью-Йорк, Женева: ООН. Европейская экономическая комиссия, 1991. Подписано Правительством СССР 06.07.91. Подтверждено Правительством РФ от 13.01.92 №Н-М11, ГПМИД РФ.
30.Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. — Нью-Йорк, Женева: ООН Европейская экономическая комиссия, 1998.
13. Экономические и технические предпосылки для определения коэффициента загрузки газопроводов. - Женева, 1979. - (Европейская экономическая комиссия ООН. Комитет по газу).
ЕСТПП — Единая система технологической подготовки производства (ГОСТ 14.001-73) ЕСЦБ — Европейская система центральных банков ЕФВС — Европейский фонд валютного сотрудничества ЕЦБ — Европейский центральный банк ЕЭК — Европейская экономическая комиссия ЕЭС — Европейское экономическое сообщество ЖБО — Жесткие бюджетные ограничения
ЕСТПП — Единая система технологической подготовки производства (ГОСТ 14.001-73) ЕСЦБ — Европейская система центральных банков ЕФВС — Европейский фонд валютного сотрудничества ЕЦБ — Европейский центральный банк ЕЭК — Европейская экономическая комиссия ЕЭС — Европейское экономическое сообщество ЖБО — Жесткие бюджетные ограничения
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН (ЕЭК) - региональный международный орган ООН. Учреждена в 1947 г. в соответствии с резолюцией ЭКОСОС сначала в качестве временного органа ООН с 5-летним сроком полномочий по экономическому восстановлению Европы в целях содействия согласованным действиям по оказанию помощи разоренным войной странам. В 1951 г. приобрела статус постоянного органа ООН. Членами ЕЭК являются 32 европейских государства, а также США и Канада. В работе ЕЭК имеют право принимать участие в качестве наблюдателей или консультантов представители любой страны — члена ООН, органов и спец. учреждений системы ООН, межправительственных и неправительственных организаций, имеющих статус при ООН. Руководящим
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) 81
Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке стало создание системы сертификации. Сертификация широко распространена в мировой практике. Наряду с национальными функционируют и международные организации. Например, Международная организация по стандартизации, Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) и др.
Еженедельника экономика Естественных монополистов Естественным испарением Естественной монополии Естественно предположить Европейская федерация Европейский парламент Европейских социалистических Европейской экономической Единицами измерения Европейского экономического Европейского сообщества вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|