|
Европейских государствах
Происхождение банков. Этапы развития банковского дела. Современные банковские системы европейских государств. Банковская система США. Концентрация и централизация банковского капитала на современном этапе.
Россия получит только выгоду от того, что с введением «евро» поменяется расстановка сил в МВФ. Общее число голосов европейских государств примерно в три раза превысит голосующий пакет Америки (17%). Укрепит «евро» и то, что в 1999 г. более половины внешней госзадолженности стран ЕС, треть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательных резервов кредитных институтов будет номинироваться в единой валюте.
Таким же образом, в условиях все большей диверсификации систем высшего образования и в международном сообществе стабилизировалось понимание того, что для признания соответствующих документов какой-либо страны коллеги по сообществу должны быть уверены в наличии в этой стране ясной и действенной системы оценки качества высшего образования во всех ее учебных заведениях. Сказанное неминуемо потребует дополнительных усилий от целого ряда стран, в частности, восточно-европейских государств, поскольку выдаваемые в этих странах лицензии на право ведения вузами образовательной деятельности еще не есть гарантия качества получаемого в этих вузах образования. В частности, это относится к десяткам и сотням появившихся за последние 5 лет в этих странах частным (негосударственным) учебным заведениям, которые именно в силу вышеуказанного обстоятельства, как правило, не имеют права выдавать государственные дипломы своих стран. Поскольку в этой Конвенции отсутствуют понятия "частный" и "государственный" вуз, скорее всего, к международно признаваемым в рамках Конвенции свидетельствам об образовании для таких стран будут отнесены дипломы аккредитованных вузов - так, как это планирует и Россия, имеющая около 600 государственных и более 200 созданных за последние 5 лет негосударственных. При этом критерии разработанной в России в рамках закона "Об образовании" общественно-государ-ственной системы аккредитации вузов настолько серьезны, что уже сейчас ясно - ряд специальностей в государственных вузах могут не пройти аккредитацию, в то время как некоторые достаточно сильные специальности в ряде негосударственных могут сделать это достаточно успешно.
Для выработки общих решений учреждены специализированные комитеты ЕС: Валютный комитет, обеспечивающий подготовку регулярных обзоров состояния валютных и финансовых рынков европейских государств, аналогичных обзорам МВФ; Комитет управляющих центральных банков; Комитет по экономической политике, занимающийся проблемами среднесрочной, конъюнктурной и бюд-
• переоценку золотого резерва европейских государств по рыночным ценам;
преимущественно немецкой, литературе, он писал: «Тун-берг утверждает, что японцы, еще в самые древнейшие времена, имели понятие о науке вести книги и счеты по установленным правилам. Предположим, что из Японии сия наука посредством миссионеров была привезена в Италию или что итальянцы сами оную изобрели; ибо человеческий разум в различных странах часто попадает на одну и ту же самую мысль» [Арнольд, 1823, с. 2]. Далее у него находим следующие интересные мысли: «При всем том, — писал К.И. Арнольд, — Италии приписывается слава быть наставницею всех образованных Европейских государств в ведении счетов по основательным правилам» [То же, с. 2].
Идеи А. Смита, изложенные в его «Исследованиях о богатстве», оказали кардинальное влияние на хозяйственную и финансовую жизнь европейских государств. Благодаря ему наука о финансах приобрела настолько самостоятельное значение, что научные рекомендации стали использоваться в законодательной практике. Было, наконец, преодолено преувеличенное значение практики, господствовавшее в финансовом хозяйстве. Когда
удорожанию пищевых продуктов внутри этих стран, причем главная выгода от обложения шла не столько в пользу государственной казны, сколько в пользу землевладельцев. В большинстве европейских государств сохранился налог на соль, особенно тяжело ложившийся на бедные слои населения. К началу XX в. из предметов первой необходимости продолжали облагаться налогом сахар, керосин и спички. С точки зрения финансовой науки «меньшими пороками грешат налоги на такие предметы потребления, которые вообще нежелательны для потребления, как спиртные напитки и табак». «А налог на вино, бесспорно налог, стародавний, проникнутый монархизмом, почтенный налог»1, - иронично заметил К. Маркс.
Бюджеты хорошо зарекомендовали себя в американском и японском менеджменте. Этим инструментом планирования и контроля пользуются и менеджеры европейских государств. Основной смысл составления бюджетов заключается в том, что каждое подразделение предприятия сопоставляет объем ресурсов с потребностями обслуживания производства и реализации товаров, предложения каждого подразделения рассматриваются вышестоящей структурой управления, консолидируются и корректируются в соответствии с общими целями и возможностями.
Банк международных расчетов (BMP) (Bank for International Settlements, BIS) представляет собой один из самых удачных экспериментов в этой области. Он создан в 1930 г. в соответствии с планом Янга для выплаты Германией репараций Великобритании, Франции и другим странам после первой мировой войны. Следовательно, его первоначальное назначение состояло в погашении финансовых обязательств европейских государств. Конгресс США отказался участвовать в решении вопроса о репатриации Германии, так что у ФРС нет акций БМР, хотя центральные банки других стран владеют ими до сих пор. Интересно, что частные американские банки, включая Citybank, J. P. Morgan, First National Bank of Chicago и First National Bank of New York, принимали участие в основании БМР и продолжают владеть частью его капитала. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле (Швейцария).
Россия получит только выгоду от того, что с введением «евро» поменяется расстановка сил в МВФ. Общее число голосов европейских государств примерно в три раза превысит голосующий пакет Америки (17%). Укрепит «евро» и то, что в 1999 г. более половины внешней госзадолженности стран ЕС, треть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательных резервов кредитных институтов будет номинироваться в единой валюте. Современные международные процессы регулирования бухгалтерского учета и отчетности характеризуются все более широким распространением МСФО. Для выяснения вопроса об использовании МСФО и GAAP США в Европе в конце 1999 г. был проведен опрос 509 крупных компаний, расположенных в 17 европейских государствах, из которых на поставленные вопросы ответили 24%; 80% принявших участие в анкетировании возражали против принятия «глобальных» учетных стандартов, не отражающих европейское влияние, а также отмечали, что в каких бы то ни было учетных стандартах должны признаваться различия в условиях, в которых работают компании. Такие важнейшие характеристики обеих систем учета, как надежность, уместность и сопоставимость, были отмечены всеми участниками анкетирования.
Итак, мы установили, что такое финансовое хозяйство государства. В его распоряжении должны быть материальные ресурсы, чтобы удовлетворить коллективные потребности. Это предполагает сбор доходов, с одной стороны, и расходование средств - с другой. Сколько существует финансовое хозяйство, сколько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области как доходов, так и расходов. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т.е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период.
Когда, наконец, с начала XIX в. к интересам двух господствующих классов начинают присоединяться и заявлять о себе интересы рабочих, ставятся вопросы об отмене всех тех налогов, которые тяжело давят на беднейшие классы населения: уничтожается налог на соль в 1825 г., на хлеб в 1846 г., в 1842 г. вводится вновь подоходный налог. Так же, в борьбе интересов различных классов, складывалась налоговая система и в других европейских государствах. «Налоговые системы сотканы из противоречий, недаром и говорят про финансовое право, что оно алогическое право. Эти системы (налоговые) - результат борьбы, а не логического построения». Объективности ради следует сказать, что налоговая система формировалась под влиянием обоих факторов.
С конца XVIII в. наметился перелом и стал развиваться процесс снижения масштабов косвенного обложения. Эта тенденция сохранялась в течение всего XIX в. и касалась отмены налогов прежде всего на предметы первой необходимости. В Англии второй четверти XIX в. были отменены таможенные налоги на хлеб и другие предметы потребления и большая часть акцизов на продукты внутреннего производства. В других европейских государствах, хотя и с меньшей интенсивностью, также шло ослабление бремени косвенного обложения. В части стран были ликвидированы налог на соль и таможенный налог на хлеб. В Пруссии в первой половине XIX в. обложение предметов питания продолжалось в виде налога на помол зерна (обычный способ обложения хлеба в прежние времена) и налога на убой скота. Во Франции в течение XIX в. сохранялось обложение предметов потребления в виде местного налога, называвшегося привратными сборами (при въезде в город). С 70-х гг. XIX в., когда Европа наводнилась дешевым заатлантическим хлебом, цены на хлеб стали падать и европейские землевладельцы стали разоряться (так как с падением цен стала падать и земельная рента), был восстановлен таможенный налог на ввозимый хлеб в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии и в других странах, где класс землевладельцев имел влияние на государственную политику. Это привело к
В тот период возник и стал применяться термин «финансы». Он берет свое начало от латинских finis, т. е. «конец» и financia — «наличность», «доход». В средневековой латыни эти слова обозначали срок платежа и документы, доказывающие погашение долгаVio окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин получил распространение и в России. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком понимании, применительно к государственным финансам, о чем свидетельствует приведенное выше определение В. Даля.
Прирост капитала облагается налогом в большинстве экономически развитых стран. В отличие от США, где обложение прироста капитала регулируется законодательством о подоходном налоге, во многих европейских государствах, например в ФРГ, Австрии, Ни-
2 Шиль И. Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию в Западно-Европейских Государствах. — СПб, 1869. — С. 39.
f .„В период создания кейнсианской теории налицо были две основ-I Hbie проблемы— невиданные ранее масштабы безработицы, катает-»: рофическое падение платежеспособного спроса (как потребительс-f/крго, так и производственного), — и лишь две фазы циклического К развития (кризис и депрессия). Поэтому Дж. Кейнса не могла тогда У~интересовать политика долгосрочного развития, и созданная им мо-g дель была статической, а все рассматриваемые в ней экономические Процессы «действовали» лишь в рамках краткосрочного периода. ? Основные параметры (инвестиции, сбережения) не менялись во вре-:; мени. В ответ на последующую критику этого обстоятельства он сам \. иронично замечал: «Наша жизнь тоже краткосрочна». Учитывая ост- рую криз,исность ситуации 1930-х годов и необходимость введения 8 мер «скорой помощи», Дж. Кейнс сосредоточил все внимание на ме-Уханизме формирования эффективного спроса в ближайшем будущем. v$! в решении этой задачи не могла остаться прежней ни узко фис-й калъная, ни вся финансово-бюджетная политика в целом. В 1920-е годы обычно считалось, что последняя подлежит весьма жестким ограничениям, а сфера и размеры общественного вмешательства были строго ограничены догматами «здоровых финансов». По этому поводу крупный французский экономист Л. Столерю отмечает: «Исключительно жесткая ограничительная политика в европейских государствах в период с 1930 по 1935 TOR, решительно направленная на 61
зугое важное изменение связано с тем, что по мере роста импорта 1ляется интернационализация всех элементов спроса и расходов эй страны. О больших переменах в этом отношении свидетельст-следующие данные. Если в 50-е годы в США импорт составлял : 5% ВНП, то в конце 80-х годов он достиг 15%. Еще выше доля рта в западно-европейских государствах: во Франции — 22%, Ве-5ритании — 25%, Германии — 28%. Возросшая открытость россий-экономики просматривается, скажем, в увеличении импорта по-[тельских товаров. Если в 1992 г. импорт не превышал 23%, то в г. зарубежные продукты составили 35% всех товарных ресурсов бительского рынка.
Из таблицы видно, что уровни децентрализации в европейских государствах значительно различаются.
самоуправления с системам, действующими в других европейских государствах. Так,
Единичное разделение Естественная монополия Естественно поскольку Европейская экономическая Европейский центральный Европейских государствах Европейским парламентом Европейской комиссией Европейское объединение Европейского парламента Единоличный исполнительный вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|