Европейских государствах



Происхождение банков. Этапы развития банковского дела. Современные банковские системы европейских государств. Банковская система США. Концентрация и централизация банковского капитала на современном этапе.

Россия получит только выгоду от того, что с введением «евро» поменяется расстановка сил в МВФ. Общее число голосов европейских государств примерно в три раза превысит голосующий пакет Америки (17%). Укрепит «евро» и то, что в 1999 г. более половины внешней госзадолженности стран ЕС, треть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательных резервов кредитных институтов будет номинироваться в единой валюте.

Таким же образом, в условиях все большей диверсификации систем высшего образования и в международном сообществе стабилизировалось понимание того, что для признания соответствующих документов какой-либо страны коллеги по сообществу должны быть уверены в наличии в этой стране ясной и действенной системы оценки качества высшего образования во всех ее учебных заведениях. Сказанное неминуемо потребует дополнительных усилий от целого ряда стран, в частности, восточно-европейских государств, поскольку выдаваемые в этих странах лицензии на право ведения вузами образовательной деятельности еще не есть гарантия качества получаемого в этих вузах образования. В частности, это относится к десяткам и сотням появившихся за последние 5 лет в этих странах частным (негосударственным) учебным заведениям, которые именно в силу вышеуказанного обстоятельства, как правило, не имеют права выдавать государственные дипломы своих стран. Поскольку в этой Конвенции отсутствуют понятия "частный" и "государственный" вуз, скорее всего, к международно признаваемым в рамках Конвенции свидетельствам об образовании для таких стран будут отнесены дипломы аккредитованных вузов - так, как это планирует и Россия, имеющая около 600 государственных и более 200 созданных за последние 5 лет негосударственных. При этом критерии разработанной в России в рамках закона "Об образовании" общественно-государ-ственной системы аккредитации вузов настолько серьезны, что уже сейчас ясно - ряд специальностей в государственных вузах могут не пройти аккредитацию, в то время как некоторые достаточно сильные специальности в ряде негосударственных могут сделать это достаточно успешно.

Для выработки общих решений учреждены специализированные комитеты ЕС: Валютный комитет, обеспечивающий подготовку регулярных обзоров состояния валютных и финансовых рынков европейских государств, аналогичных обзорам МВФ; Комитет управляющих центральных банков; Комитет по экономической политике, занимающийся проблемами среднесрочной, конъюнктурной и бюд-

• переоценку золотого резерва европейских государств по рыночным ценам;

преимущественно немецкой, литературе, он писал: «Тун-берг утверждает, что японцы, еще в самые древнейшие времена, имели понятие о науке вести книги и счеты по установленным правилам. Предположим, что из Японии сия наука посредством миссионеров была привезена в Италию или что итальянцы сами оную изобрели; ибо человеческий разум в различных странах часто попадает на одну и ту же самую мысль» [Арнольд, 1823, с. 2]. Далее у него находим следующие интересные мысли: «При всем том, — писал К.И. Арнольд, — Италии приписывается слава быть наставницею всех образованных Европейских государств в ведении счетов по основательным правилам» [То же, с. 2].

Идеи А. Смита, изложенные в его «Исследованиях о богатстве», оказали кардинальное влияние на хозяйственную и финансовую жизнь европейских государств. Благодаря ему наука о финансах приобрела настолько самостоятельное значение, что научные рекомендации стали использоваться в законодательной практике. Было, наконец, преодолено преувеличенное значение практики, господствовавшее в финансовом хозяйстве. Когда

удорожанию пищевых продуктов внутри этих стран, причем главная выгода от обложения шла не столько в пользу государственной казны, сколько в пользу землевладельцев. В большинстве европейских государств сохранился налог на соль, особенно тяжело ложившийся на бедные слои населения. К началу XX в. из предметов первой необходимости продолжали облагаться налогом сахар, керосин и спички. С точки зрения финансовой науки «меньшими пороками грешат налоги на такие предметы потребления, которые вообще нежелательны для потребления, как спиртные напитки и табак». «А налог на вино, бесспорно налог, стародавний, проникнутый монархизмом, почтенный налог»1, - иронично заметил К. Маркс.

Бюджеты хорошо зарекомендовали себя в американском и японском менеджменте. Этим инструментом планирования и контроля пользуются и менеджеры европейских государств. Основной смысл составления бюджетов заключается в том, что каждое подразделение предприятия сопоставляет объем ресурсов с потребностями обслуживания производства и реализации товаров, предложения каждого подразделения рассматриваются вышестоящей структурой управления, консолидируются и корректируются в соответствии с общими целями и возможностями.

Банк международных расчетов (BMP) (Bank for International Settlements, BIS) представляет собой один из самых удачных экспериментов в этой области. Он создан в 1930 г. в соответствии с планом Янга для выплаты Германией репараций Великобритании, Франции и другим странам после первой мировой войны. Следовательно, его первоначальное назначение состояло в погашении финансовых обязательств европейских государств. Конгресс США отказался участвовать в решении вопроса о репатриации Германии, так что у ФРС нет акций БМР, хотя центральные банки других стран владеют ими до сих пор. Интересно, что частные американские банки, включая Citybank, J. P. Morgan, First National Bank of Chicago и First National Bank of New York, принимали участие в основании БМР и продолжают владеть частью его капитала. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле (Швейцария).

Россия получит только выгоду от того, что с введением «евро» поменяется расстановка сил в МВФ. Общее число голосов европейских государств примерно в три раза превысит голосующий пакет Америки (17%). Укрепит «евро» и то, что в 1999 г. более половины внешней госзадолженности стран ЕС, треть межбанковского оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательных резервов кредитных институтов будет номинироваться в единой валюте.


Современные международные процессы регулирования бухгалтерского учета и отчетности характеризуются все более широким распространением МСФО. Для выяснения вопроса об использовании МСФО и GAAP США в Европе в конце 1999 г. был проведен опрос 509 крупных компаний, расположенных в 17 европейских государствах, из которых на поставленные вопросы ответили 24%; 80% принявших участие в анкетировании возражали против принятия «глобальных» учетных стандартов, не отражающих европейское влияние, а также отмечали, что в каких бы то ни было учетных стандартах должны признаваться различия в условиях, в которых работают компании. Такие важнейшие характеристики обеих систем учета, как надежность, уместность и сопоставимость, были отмечены всеми участниками анкетирования.

Итак, мы установили, что такое финансовое хозяйство государства. В его распоряжении должны быть материальные ресурсы, чтобы удовлетворить коллективные потребности. Это предполагает сбор доходов, с одной стороны, и расходование средств - с другой. Сколько существует финансовое хозяйство, сколько государство изыскивает способы добывания доходов, столько и рост потребностей увеличивает расходы и рождает их новые виды. В связи с этим необходимы систематизация, учет, контроль в области как доходов, так и расходов. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т.е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период.

Когда, наконец, с начала XIX в. к интересам двух господствующих классов начинают присоединяться и заявлять о себе интересы рабочих, ставятся вопросы об отмене всех тех налогов, которые тяжело давят на беднейшие классы населения: уничтожается налог на соль в 1825 г., на хлеб в 1846 г., в 1842 г. вводится вновь подоходный налог. Так же, в борьбе интересов различных классов, складывалась налоговая система и в других европейских государствах. «Налоговые системы сотканы из противоречий, недаром и говорят про финансовое право, что оно алогическое право. Эти системы (налоговые) - результат борьбы, а не логического построения». Объективности ради следует сказать, что налоговая система формировалась под влиянием обоих факторов.

С конца XVIII в. наметился перелом и стал развиваться процесс снижения масштабов косвенного обложения. Эта тенденция сохранялась в течение всего XIX в. и касалась отмены налогов прежде всего на предметы первой необходимости. В Англии второй четверти XIX в. были отменены таможенные налоги на хлеб и другие предметы потребления и большая часть акцизов на продукты внутреннего производства. В других европейских государствах, хотя и с меньшей интенсивностью, также шло ослабление бремени косвенного обложения. В части стран были ликвидированы налог на соль и таможенный налог на хлеб. В Пруссии в первой половине XIX в. обложение предметов питания продолжалось в виде налога на помол зерна (обычный способ обложения хлеба в прежние времена) и налога на убой скота. Во Франции в течение XIX в. сохранялось обложение предметов потребления в виде местного налога, называвшегося привратными сборами (при въезде в город). С 70-х гг. XIX в., когда Европа наводнилась дешевым заатлантическим хлебом, цены на хлеб стали падать и европейские землевладельцы стали разоряться (так как с падением цен стала падать и земельная рента), был восстановлен таможенный налог на ввозимый хлеб в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии и в других странах, где класс землевладельцев имел влияние на государственную политику. Это привело к

В тот период возник и стал применяться термин «финансы». Он берет свое начало от латинских finis, т. е. «конец» и financia — «наличность», «доход». В средневековой латыни эти слова обозначали срок платежа и документы, доказывающие погашение долгаVio окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин получил распространение и в России. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком понимании, применительно к государственным финансам, о чем свидетельствует приведенное выше определение В. Даля.

Прирост капитала облагается налогом в большинстве экономически развитых стран. В отличие от США, где обложение прироста капитала регулируется законодательством о подоходном налоге, во многих европейских государствах, например в ФРГ, Австрии, Ни-

2 Шиль И. Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию в Западно-Европейских Государствах. — СПб, 1869. — С. 39.

f .„В период создания кейнсианской теории налицо были две основ-I Hbie проблемы— невиданные ранее масштабы безработицы, катает-»: рофическое падение платежеспособного спроса (как потребительс-f/крго, так и производственного), — и лишь две фазы циклического К развития (кризис и депрессия). Поэтому Дж. Кейнса не могла тогда У~интересовать политика долгосрочного развития, и созданная им мо-g дель была статической, а все рассматриваемые в ней экономические Процессы «действовали» лишь в рамках краткосрочного периода. ? Основные параметры (инвестиции, сбережения) не менялись во вре-:; мени. В ответ на последующую критику этого обстоятельства он сам \. иронично замечал: «Наша жизнь тоже краткосрочна». Учитывая ост- рую криз,исность ситуации 1930-х годов и необходимость введения 8 мер «скорой помощи», Дж. Кейнс сосредоточил все внимание на ме-Уханизме формирования эффективного спроса в ближайшем будущем. v$! в решении этой задачи не могла остаться прежней ни узко фис-й калъная, ни вся финансово-бюджетная политика в целом. В 1920-е годы обычно считалось, что последняя подлежит весьма жестким ограничениям, а сфера и размеры общественного вмешательства были строго ограничены догматами «здоровых финансов». По этому поводу крупный французский экономист Л. Столерю отмечает: «Исключительно жесткая ограничительная политика в европейских государствах в период с 1930 по 1935 TOR, решительно направленная на 61

зугое важное изменение связано с тем, что по мере роста импорта 1ляется интернационализация всех элементов спроса и расходов эй страны. О больших переменах в этом отношении свидетельст-следующие данные. Если в 50-е годы в США импорт составлял : 5% ВНП, то в конце 80-х годов он достиг 15%. Еще выше доля рта в западно-европейских государствах: во Франции — 22%, Ве-5ритании — 25%, Германии — 28%. Возросшая открытость россий-экономики просматривается, скажем, в увеличении импорта по-[тельских товаров. Если в 1992 г. импорт не превышал 23%, то в г. зарубежные продукты составили 35% всех товарных ресурсов бительского рынка.

Из таблицы видно, что уровни децентрализации в европейских государствах значительно различаются.

самоуправления с системам, действующими в других европейских государствах. Так,


Единичное разделение Естественная монополия Естественно поскольку Европейская экономическая Европейский центральный Европейских государствах Европейским парламентом Европейской комиссией Европейское объединение Европейского парламента Единоличный исполнительный вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика