|
Европейских социалистических
Большинство стран - потребителей алюминия имеют собственное его производство, т.е. стремятся обеспечить алюминиевую независимость. Вместе с тем доля отдельных групп стран в мировом производстве алюминия заметно изменяется. Доля семи стран Западной Европы (основных европейских производителей алюминия) в 1975 г. составила 20,6 , а в 1990 г. 21,3 %, т.е. является стабильной. Доля США и особенно Японии понижается, а доля Канады, Венесуэлы, Бразилии и Австралии быстро растет. Растет также доля Индии и Китая, удовлетворяющих свои потребности в металле за счет собственного производства.
Экспорт японских видеомагнитофонов в Западную Европу быстро возрос за 1980—1982 гг., что привело к созданию «треугольника» экспортных рынков (два других его «угла» — Соединенные Штаты плюс Ближний и Средний Восток). Прежде всего благодаря качеству и надежности продукции Японии удалось потеснить европейских производителей видеомагнитофонов на их же собственном рынке.
В преддверии японского «вторжения» объем продаж двух европейских производителей видеомагнитофонов — голландского «Филипса» и западногерманского «Грунди-га»— неуклонно расширялся. По сравнению с японской телевизионная система Европы менее развита: относительно непродолжительное время телевещания в течение суток, а также известное однообразие программ привели к возникновению непредвиденного спроса на видеотехнику. Такой бум, какой возник в Европе, не мог бы возникнуть в Японии, где разнообразные передачи, л хорошие и плохие, передаются практически круглые сутки по множеству каналов. Ограниченность европейской системы телевещания способствовала формированию массового спроса на видеомагнитофоны.
Вопрос объема выпуска продукции проекта требует тщательного анализа предполагаемого рынка с тем, чтобы обеспечить устойчивый спрос на указанную продукцию по выгодной цене. Особое значение этот вопрос имеет для газовой промышленности, где реализуются крупные проекты, прямо влияющие на состояние мирового (европейского) рынка. Так, проект «Ямал - Европа», еще не начавшись, уже повлиял на политику цен европейских производителей газа, особенно Великобритании и Норвегии [23].
ют, что новый документ позволит увеличить ввоз машин и принесет бюджету 120 млн гривен (более 20 млн долл.). Главное — в стремлении обеспечить выполнение соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским союзом. ЕС же не без оснований считает, что недопустимо предоставлять фискальные льготы какому-то одному автопроизводителю. И расценивает действующее с Daewoo соглашение как нарушение режима торговли со стороны Украины, дискриминацию европейских производителей и помеху для ее вступления в ГАТТ/СОТ (всемирная тарифно-таможенная и торговая организации). Предстоящие выгоды от выхода на европейские рынки и заставили украинское правительство пересмотреть свои обязательства в отношении южнокорейской компании и предложить парламенту отменить предоставленные СП льготы, внеся изменения в закон о стимулировании производства автомобилей на Украине.
Приведем пример того, как внимательное отношение к конкуренции помогло одной компании США избежать возможной дорогостоящей ошибки Планировалось провести модернизацию действующего в США завода по производству нового химического продукта. Компания подсчитала, что при существующих ценах на сырье и конечный продукт производство может быть устойчиво рентабельным. Однако дальнейший анализ показал, что проект убыточен. По проекту, сырьем был химический продукт, поставляемый главным образом из Европы, и большая часть конечной продукции экспортировалась в Европу. Поскольку компания США не имела каких-либо существенных преимуществ, связанных с издержками производства, не имело смысла оплачивать расходы на транспортировку туда и обратно через Атлантический океан. Недолгое время проект, возможно, мог бы приносить высокую прибыль, однако вероятные потери после выхода на рынок европейских производителей, имеющих низкие издержки, перевешивали эти прибыли.
ют, что новый документ позволит увеличить ввоз машин и принесет бюджету 120 млн гривен (более 20 млн долл.). Главное — в стремлении обеспечить выполнение соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским союзом. ЕС же не без оснований считает, что недопустимо предоставлять фискальные льготы какому-то одному автопроизводителю. И расценивает действующее с Daewoo соглашение как нарушение режима торговли со стороны Украины, дискриминацию европейских производителей и помеху для ее вступления в ГАТТ/СОТ (всемирная тарифно-таможенная и торговая организации). Предстоящие выгоды от выхода на европейские рынки и заставили украинское правительство пересмотреть свои обязательства в отношении южнокорейской компании и предложить парламенту отменить предоставленные СП льготы, внеся изменения в закон о стимулировании производства автомобилей на Украине.
ний General Motors и Ford, которые не восприняли всерьез атаку японских и европейских производителей и формально подошли к созданию компактных моделей Vega и Pinto. Американские малолитражные автомобили не отличались высоким качеством, а цены были установлены на уровне зарубежных конкурентов.
Программа "Эврика" объединила крупнейших европейских производителей телевизоров: лидера телевизионных технологий французскую фирму Thomson, крупнейшую голландскую компанию по технологии передачи изображения Philips и специализирующуюся на производстве записывающей аппаратуры немецкую фирму Bosch. Объединенная европейская группа обладала достаточным капиталом и высокой квалификацией, чтобы конкурировать на мировом уровне. Проект поддержало французское правительство. Однако проблемы его маркетинга остаются пока нерешенными, потому что успех телевидения высокого разрешения зависит не только от реакции потребителей, но и от желания владельцев сетей телевещания использовать новый формат.
Приведем пример того, как внимательное отношение к конкуренции помогло одной компании США избежать возможной дорогостоящей ошибки. Планировалось провести модернизацию действующего в США завода по производству нового химического продукта. Компания подсчитала, что при существующих ценах на сырье и конечный продукт производство может быть устойчиво рентабельным. Однако дальнейший анализ показал, что проект убыточен. По проекту, сырьем был химический продукт, поставляемый главным образом из Европы, и большая часть конечной продукции экспортировалась в Европу. Поскольку компания США не имела каких-либо существенных преимуществ, связанных с издержками производства, не имело смысла оплачивать расходы на транспортировку туда и обратно через Атлантический океан. Недолгое время проект, возможно, мог бы приносить высокую прибыль, однако вероятные потери после выхода на рынок европейских производителей, имеющих низкие издержки, перевешивали эти прибыли.
интересы европейских производителей. В последнее время в отношении целого ряда В общих ресурсах основных источников энергии всех стран мировой социалистической системы значительную роль играет Советский Союз, который располагает крупнейшими разведанными запасами нефти, природного газа, каменного и бурого угля, а также огромным гидроэнергетическим потенциалом. Доля СССР в производстве топливно-энергетических ресурсов европейских социалистических стран составляет более 75%.
Динамика потребления энергии на душу населения в европейских социалистических странах свидетельствует о крупных успехах, достигнутых в развитии экономики и энергетики этих стран.
С учетом прогнозных проектировок, опубликованных в печати ряда европейских социалистических стран и в СССР, а также исходя из выполненных нами расчетов, может быть предложен вариант прогностической модели топливно-энергетического баланса европейских стран социализма на период до 2000 г., основанный на форсированном развитии ядерной энергетики.
Советские поставки покрывают в настоящее время потребности европейских социалистических стран в нефти — на 97/6 и в нефтепродуктах — на 60%2.
90. ?. 'С, Кудрова, Статистика национального дохода европейских социалистических стран. М., «Статистика», 1969.
40. Скрипка В. Р. Охрана прав изобретателей и рационализаторов в европейских социалистических странах. М., Наука, 1975.
В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания (уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила. Распределение потребительских благ было (в КНДР и на Кубе еще сохраняется) довольно равномерным, а в некоторых аспектах (услуги образования, здравоохранения и др.) даже с элементами уравниловки. Оно во многом определялось не отношением к ресурсам, а политическими факторами. В преимущественном положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры, имевший привилегии в доступе ко многим потребительским благам (жилью, услугам санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, дефицитным видам продуктов питания и одежды и др.).
В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания (уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила. Распределение потребительских благ было (в КНДР и на Кубе еще сохраняется) довольно равномерным, а в некоторых аспектах (услуги образования, здравоохранения и др.) даже с элементами уравниловки. Оно во многом определялось не отношением к ресурсам, а политическими факторами. В преимущественном положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры, имевший привилегии в доступе ко многим потребительским благам (жилью, услугам санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, дефицитным видам продуктов питания и одежды и др.).
Некоторые формы научно-технических связей, возникшие в первые годы после завершения социалистических преобразований в европейских социалистических странах, в настоящее время действуют в модифицированном виде. Так, установленный по инициативе СССР принцип безвозмездного обмена достижениями науки и техники позволил странам социалистического содружества сэкономить до 30 млрд. долл., которые пришлось бы им затратить на закупку лицензий, патентов, проектов капитального строительства на мировом рынке. Широкое использование этой формы технического сотрудничества позволило с помощью Советского Союза заложить основы научно-технического потенциала в странах СЭВ, которые практически не располагали в прошлом собственной научно-технической базой. В настоящее время обмен технической документацией осуществляется на эквивалентной основе.
Некоторые формы научно-технических связей, возникшие в первые годы после завершения социалистических преобразований в европейских социалистических странах, в настоящее время действуют в модифицированном виде. Так, установленный по инициативе СССР принцип безвозмездного обмена достижениями науки и техники позволил странам социалистического содружества сэкономить до 30 млрд. долл., которые пришлось бы им затратить на закупку лицензий, патентов, проектов капитального строительства на мировом рынке. Широкое использование этой формы техниче-
Первые три формы являются традиционными. Они возникли в первые годы после завершения социалистических преобразований в европейских социалистических странах и не потеряли своей значимости до настоящего времени. Однако в последние годы в связи с ростом производственного и научно-технического потенциала, ускорением научно-технического прогресса направления научно-технического сотрудничества стран социалистического содружества совершенствуются, появляются и развиваются новые формы взаимодействия между странами в области развития науки и техники. К таким формам относятся долгосрочные целевые программы сотрудничества в конкретных отраслях, долговременные двусторонние научно-технические связи между отраслевыми министерствами и ведомствами. С советской стороны эти связи осуществляют около 90 министерств и ведомств.
Естественным испарением Естественной монополии Естественно предположить Европейская федерация Европейский парламент Европейских социалистических Европейской экономической Единицами измерения Европейского экономического Европейского сообщества вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|