Европейского сообщества



Многосторонний валютный клиринг. Этот клиринг отличается от двухстороннего тем, что зачет взаимных требований и обязательств и балансирование международных платежей осуществляются между всеми странами, охваченными клиринговым соглашением. Впервые в истории подобный клиринг в форме Европейского платежного союза функционировал с июня 1950 г. по декабрь 1958 г. В нем участвовали 17 стран Западной Европы. Многосторонний клиринг был создан по инициативе и при поддержке США, которые использовали его для преодоления валютных барьеров, препятствовавших внедрению американского капитала, для распределения помощи по «плану Маршалла» и вторжения доллара в международные расчеты Западной Европы. За счет средств по «плану Маршалла» были профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн долл.) и дефицит платежных балансов ряда стран (189 млн долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли

17. Каковы особенности Европейского платежного союза?

Орг анизация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

С 1992 г. многие экономисты, включая прежних сторонников сохранения рубля как единой валюты, стали выступать за введение национальных валют и заблаговременную и скоординированную подготовку к этому процессу, разработку платежных механизмов, которые предотвратили бы свертывание традиционных хозяйственных связей. Однако предложение создать платежный союз, наподобие Европейского платежного союза 50-х годов, не было реализовано. В итоге в 1992 г. на пространстве бывшего СССР в основном сохранялся валютный союз, хотя экономического уже не существовало. Государства использовали различные инструменты ограничения торговли. К ним относились и межгосударственные соглашения о торговле, которые в скрытой форме были призваны ограничить экспорт ресурсов из России. В итоге сложилась абсурдная ситуация: единая валюта, которая вводится обычно с целью содействовать торговле и инвестициям, применительно к СНГ им, напротив, препятствовала.

Многосторонний валютный клиринг применялся с 1950 по 1958 г. в рамках Европейского платежного союза (ЕПС) с участием 17 стран. Инициатива принадлежала США. Такой клиринг был необходим для преодоления валютных барьеров при реализации плана Маршалла и использовании доллара в Западной Европе в международных расчетах. За счет американской помощи был профинансирован основной капитал ЕПС и дефицит платежных балансов ряда стран. Валютой ЕПС была международная счетная единица ЕРЕ — эпунит. Ее золотое содержание было эквивалентно золотому содержанию доллара. Через ЕПС США контролировали экономику европейских стран и их внешнюю торговлю.

участниц и образования в Европе зоны валютной стабильности. Предусматривает введение единой общеевропейской валютной единицы как средства достижения полной экономической и политической интеграции государств, входящих в состав ЕВС. В рамках ЕВС была создана ЭКЮ — европейская валютная единица, являющаяся единым критерием стоимости валют при проведении операций с ними и приравненная к расчетной единице Европейского платежного союза, синтезированной по методу «корзины» валют стран—участниц ЕВС. Согласно принятому положению состав «корзины» должен пересматриваться каждые пять лет либо чаще, если колебания обменных курсов изменяют стоимость доли валюты, входящей в состав «корзины», на 25% и более.

27 декабря 1958 г. — официально вступила в силу конвертируемость для всех валют стран-членов Европейского платежного союза В этот же день ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением (ЕВС). Эта конвертируемость опиралась на ось "доллар-золото".

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ, ЕВС (European Monetary Agreement) — подписано членами Организации европейского экономического сотрудничества и Европейского платежного союза (ЕПС) 5 августа 1955 г., вступило в силу 29 декабря 1958 г. после введения обратимости валют основных западноевропейских стран. В рамках ЕВС продолжал действовать механизм взаимных расчетов, существовавший в ЕПС, в соответствии с которым Банк международных расчетов ежемесячно проводил взаимные зачеты требований и выводил сальдо для каждой страны. Но в отличие от ЕПС прекращалось автоматическое кредитование стран с пассивным платежным балансом и задолженность должна была погашаться долларами. Централизованные расчеты ЕВС проводились через специально созданный Европейский фонд, который мог предоставлять лишь краткосрочные кредиты. Доллары страны-должники также должны были приобретать в фонде, при этом не по среднему курсу (как было в ЕПС), а по высшему. Поэтому должники старались обходить централизованную систему расчетов, а рассчитываться на двусторон-

EUA(расчетная единица Европейского платежного союза): См. European Unit of Account.

European Fund (Европейский фонд): Европейское валютное соглашение (European Monetary Agreement), утвержденное в 1955 г. Советом Организации европейского экономического сотрудничества, учредило Европейский фонд, предназначенный для оказания временной помощи в сокращении дефицитов платежных балансов (balance of payments) стран-участниц, возникших в результате принятия решения о конвертируемости их валют в доллары. Хотя он начал работать в 1958 г. с начальным капиталом 600 млн.долл., включая 272 млн. долл,. оставшихся от Европейского платежного союза (European Payments

единицу (ЭКЮ) в качестве расчетной единицы вместо расчетной единицы Европейского платежного союза, которая имела такой же состав и стоимость по отношению к валютам стран-участниц. Банковские кредиты выделяются в различных валютах в зависимости от ресурсов Банка и пожеланий заемщиков.


Развитие сотрудничества РФ с международными организациями (ИСО, ИЛАК, ЕОК и др.) становится особенно необходимым при формировании в стране рыночных отношений. Намерение Европейского сообщества создать единый рынок, «пространство без внутренних границ» предопределило стратегию названных организаций в последние годы. Ее лейтмотивом стала совместная деятельность с Комиссией ЕС по устранению технических барьеров в международной торговле.

Рассмотрим некоторые концепции и новые подходы к финансированию высшего образования в странах Европейского Сообщества (ЕЭС).

сти. Взаимопонимание и способность к взаимодействию резко увеличивают шансы на успех. Знание нескольких языков становится нормой. Чтобы получить работу на начальных позициях в аппарате Европейского Сообщества, претендент должен знать три языка — в дополнение к своему родному. Важность владения иностранными языками понимается и у нас. Пример — В. В. Путин. Хорошо зная немецкий, он, уже будучи Президентом, выучил за два года английский настолько, что со своими зарубежными коллегами иногда общается без переводчика.

• любые потенциальные действия Правительства и Европейского сообщества, которые могут оказать влияние на рынок сбыта, затраты или оба эти параметра;

Организации общественного сектора могут привлекать средства для финансирования инвестиций различными путями. Например, используя резервы, прибегая к займам, взимая налоги (корпоративные и муниципальные налоги центральных и местных властей) или получая помощь в виде правительственных субсидий или грантов Европейского Сообщества. Однако действия по привлечению средств организациями общественного сектора жестко контролируются. Так, использование резервов местных органов власти регулируется центральными органами, равно как и полномочия по установлению налогов и сборов, а также привлечению заемных средств. Два сравнительно недавних британских нововведения в данной области заслуживают того, чтобы их здесь отметить: это Национальная лотерея (National Lottery) и Инициатива частного финансирования (Private Finance Initiative, PFT). Эти начинания отчасти явились следствием признания того факта, что более традиционные источники финансирования общественного сектора и некоммерческих организаций ограничены, а потребности в средствах все возрастают, отчасти они выросли из политического стремления сократить вмешательство государства в данную сферу. Последнее веяние заметно также в том, что все больше организаций выводятся из сектора, финансируемого государством (как произошло, например, с железными дорогами), и вводится обязательный тендерный порядок для распределения заказов, ранее целиком выполнявшихся организациями общественного сектора.

Построить мощный завод по сжиганию мусора Возле сталелитейного завода, расположенного в черте муниципального округа, находится пустырь (собственность совета), который можно отвести под постройку. Эта территория прилегает к крупному спальному району города, в котором высок уровень безработицы. Предполагается, что строительство завода по сжиганию мусора обойдется в 50 млн ф.ст., что он прослужит 20 лет, а текущие затраты составят 8 млн ф.ст. в год. Существует возможность получить поддержку правительства и/или Европейского Сообщества при строительстве, но муниципальные чиновники полагают, что финансирование из этих источников в лучшем случае покроет 40% из требуемых 50 млн ф.ст. Остальные капитальные затраты, а также текущие расходы придется финансировать из средств местного бюджета. Если выбор падет на данный вариант, то ожидается, что по завершении строительных работ (для которых потребность в рабочей силе предполагается покрыть за счет местных ресурсов) на новом заводе по сжиганию мусора будет создано около 100 постоянных рабочих мест.

Фонды инвестиционного сотрудничества представлены фондами Австрии, Италии и Норвегии для Боснии и Герцеговины, фондом Норвегии для Восточной Словении, фондом содействия энергосбережению в Румынии Европейского Сообщества и Японским фондом постконфликтной поддержки. Цель этих фондов — оказание содействия в реализации проектов, включая поставки товаров, работ и услуг.

За 1959—1990 гг. ЕИБ предоставил кредитов на сумму более 100 млрд ЭКЮ из них более 75% странам-членам, в основном на развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций, за 1992— 1996 гг. — более 101,2 млрд. ЭКЮ. Эти кредиты покрывают 50% стоимости проектов в дополнение к капиталам заемщика. 70% кредитов ЕИБ направлены на региональное развитие. Распределение кредитов сопровождается острыми разногласиями, так как каждая страна, имеющая отсталые районы, претендует на большие суммы. Кредиты предоставляются в нескольких валютах, реже в одной, до 1999 г. в ЭКЮ, а с 1999 г. в евро. Процентная ставка определяется Советом управляющих Банка исходя из рыночных ставок. ЕИБ, действуя как агент ЕС, предоставляет льготные кредиты из специальных фондов для развития инфраструктуры, включая энергетику, а также управляет займами Европейского сообщества по атомной энергии.

«План Делора» (середина 80-х годов) о создании экономического и валютного союза и Маастрихтский договор ознаменовали качественно новый этап развития западноевропейской интеграции в 90-х годах. Историческое Маастрихтское соглашение о трансформации Европейского сообщества в Европейский союз (ЕС), основанный на экономическом и валютном союзе стран-членов, было подписано в декабре 1991 г., ратифицировано, несмотря на трудности, и вошло в силу в ноябре 1993 г. Спустя 35 лет, в апреле 1993 г., официально завершилось создание единого рыночного пространства, объединяющего рынки 12 стран (ныне 15), с гигантской покупательной способностью. Одновременно взят курс на создание единого валютного, кредитного, финансового пространства, что влечет изменения в институциональной структуре ЕС и деятельности ранее созданных организаций.

О. Николаева и Т. Шишкова прошли обучение в течение четырех месяцев по программе переподготовки преподавателей бухгалтерского учета стран бывшего Советского Союза в 1993 году в Литве, организованной американским фондом Сороса, получили дипломы с отличием, а затем прошли стажировку в США в Университете Центральной Флориды у профессора X. Андерсона по управленческому учету. Полученные знания они использовали при подготовке авторского курса по управленческому учету, который представлен в данном пособии, а также курса по финансовому учету (международные стандарты). Данные курсы весьма успешно читались в программах фонда Сороса, экспертами которых они являются в настоящее время, а также в программах Европейского сообщества.

Европейского Сообщества • Национальные системы учета.


Европейский центральный Европейских государствах Европейским парламентом Европейской комиссией Европейское объединение Европейского парламента Единоличный исполнительный вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика