Экологических организаций



Индивидуальная особенность японской энергетики заключается в том, что она развивается в условиях жестких экологических ограничений. Требования природоохранной политики, предъявляемые к энергетике Японии, обусловливают большие масштабы использования сжиженного природного газа (очень дорогого топлива) для выработки электроэнергии. Доля СПГ в топливном балансе тепловых электростанций страны примерно на треть больше доли угля. Пользуясь дорогими энергоресурсами, Япония проводит политику их всемерной экономии. Составной частью этой политики является структурная перестройка экономики. В Японии гораздо ниже, чем во многих других ПРС, доля энергоемких вторичных процессов нефтепереработки (термического крекинга); за последние годы сильно сократилось производство металлического алюминия и т. д.

4. Введение экологических ограничений заставляет совершенствовать продукцию, уменьшать степень её вредного воздействия на организмы живых существ. Они со временем ужесточаются.

Современный тип эколого-экономического развития экономики нашей страны можно определить как техногенный, то есть природоемкий, базирующий на использовании средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Сейчас ущерб от деградации и загрязнения окружающей среды в России составляет около 20% национального

Выбор оптимального варианта разработки месторождения с учетом экологических ограничений и последствий воздействия на окружающую природную среду является последней стадией оценки (раздел 4.2).

Ресурсные ограничения связаны с физическими и технологическими особенностями производственного процесса. К ним следует отнести возможность предприятия получать и хранить необходимые для производства запасы сырья, материалов и полуфабрикатов, содержать штат рабочих соответствующей квалификации, использовать современные машины и оборудование. Для предприятия, действующего в рыночной экономике, ресурсные ограничения не являются жесткими в долгосрочном периоде. Действительно, если анализ производства и реализации продукции показывает, что маржинальный доход превышает маржинальные (предельные) затраты, при том что уже использованы все внутренние ресурсы для снижения себестоимости, предприятие имеет возможность использовать накапливаемую прибыль на приобретение необходимых ресурсов или на преодоление экологических ограничений путем совершенствования технологических процессов. К свойствам рыночной экономики относят мобильность трудовых ресурсов, так что недостаток квалифицированных кадров также не является ограничением, пока есть прибыль. И, конечно, минимизировать затраты на приобретение ресурсов помогает технико-организационный анализ, анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции и другие виды анализа.

Ориентация на научно-технические решения, разрабатываемые отдаленно расположенными организациями, ведет к недоучету региональных факторов: достигнутой степени научно-технического развития производительных сил региона, уровня обеспеченности научной базой, наличия и особенностей топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных, земельных, водных и рекреационных ресурсов, а также экологических ограничений. Природно-климатические и социально-экономические особенности регионов привносят существенную специфику в задачи, которые призван решать научно-технический потенциал, предъявляют особые требования к разработке и реализации его достижений. Причем, для цветной металлургии, сельского хозяйства влияние региональных природных факторов на эффективность производства особенно велико. В цветной металлургии это связано с тем, что доля затрат на добычу и обогащение сырья достигает 80-85%. Для металлургических технологий укрупненно можно выделить три наиболее важных региональных фактора: сырьевой, топливно-энергетический и экологический. Они не только самым существенным образом определяют величину эффекта от внедрения новых технологий, но и являются побудительной причиной их создания.

ботки пакета экологических ограничений и определения кон-

С учетом экологических ограничений были построены раз-

кет предварительных экологических ограничений, который

Перечень предварительных экологических ограничений

о Нет экологических ограничений


Есть и положительные примеры. Так, в 1999 г. крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл» приобрела «Коминефть». Руководство компании сразу заявило о намерении создания в Тимано-Печоре единой в технологическом плане, современной нефтегазовой провинции. У общественных экологических организаций отношение к «ЛУКойлу» пока настороженное. Но корпоративная программа нефтяной компании по реабилитации загрязненных территорий и предотвращению аварийных разливов нефти в Коми предлагает затратить до 2005 г. более 710 млн. рублей (свыше 25 млн. долларов). Компания планирует рекультивировать 746 гектаров загрязненных и нарушенных земель и переработать свыше 224 тонн нефтяных шламов. «ЛУКойл» и «Коминефть» приступили к рекультивации земель в районе Усинской аварии 1994 г. До конца 2000 г. предлагается рекультивировать 130 гектаров площади и переработать 50 тыс. т нефтяных шламов. Бюджет экологической программы на 2000 г. — более 108 млн. рублей. Как отмечают специалисты, уборка застаревших загрязнений — операция гораздо более капиталоемкая и потребует выработки новых технических решений.

4. Подход с позиций стеикхолдеров. Этот подход к оценке эффективности НКО пытается преодолеть ограниченность первых трех. В данном случае эффективность определяется как способность удовлетворять потребности и ожидания максимального количества стеикхолдеров организации — спонсоров, представителей общественности, экологических организаций, церковных общин, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Такое понимание эффективности является почти основным для муниципальных организаций (например, районных управ), многих организаций государственного управления, общественно-политических объединений и ряда других, провозглашающих в качестве своей основной цели служение общественным интересам. Организации с таким подходом понятия эффективности обычно испытывают трудности в определении иерархии целей, так как последние определяются взаимоотношениями со стейкхолдерами, которые, в свою очередь, могут характеризоваться меняющейся во времени степенью их значимости. Стратегия НКО в этом случае будет строиться на определении предпочтительных целей и называется стратегией вынужденной оптимизации. Если организация концентрирует внимание на удовлетворении интересов внешних стеикхолдеров, то это может привести к игнорированию требований процессного подхода и, как следствие. ухудшению внутриорганизационного климата. Поэтому было бы неверным утверждать, что интересы внутренних стеикхолдеров не имеют значения при планировании и реализации стратегии НКО.

Есть и положительные примеры. Так, в 1999 г. крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл» приобрела «Коминефть». Руководство компании сразу заявило о намерении создания в Тимано-Печоре единой в технологическом плане, современной нефтегазовой провинции. У общественных экологических организаций отношение к «ЛУКойлу» пока настороженное. Но корпоративная программа нефтяной компании по реабилитации загрязненных территорий и предотвращению аварийных разливов нефти в Коми предлагает затратить до 2005 г. более 710 млн. рублей (свыше 25 млн. долларов). Компания планирует рекультивировать 746 гектаров загрязненных и нарушенных земель и переработать свыше 224 тонн нефтяных шламов. «ЛУКойл» и «Коминефть» приступили к рекультивации земель в районе Усинской аварии 1994 г. До конца 2000 г. предлагается рекультивировать 130 гектаров площади и переработать 50 тыс. т нефтяных шламов. Бюджет экологической программы на 2000 г. — более 108 млн. рублей. Как отмечают специалисты, уборка застаревших загрязнений — операция гораздо более капиталоемкая и потребует выработки новых технических решений.

Целевые задачи: 1. Создать городскую экологическую службу. 2. Организовать поддержку деятельности общественных экологических организаций. 3. Создать благоустроенные рекреационные зоны. 4. Сформировать экологическое мировоззрения у горожан.

Потребительские группы могут воздействовать на производственный процесс. Например, давление со стороны экологических организаций Финляндии и Германии вынудило UPM-Kymmene, крупнейшего в Финляндии производителя целлюлозы, организовать посадки новых деревьев взамен вырубаемых. Немецкие потребители (составляющие большинство рынка), в частности, компания Springer, дописывали пункты о воссоздании лесов и необходимости использования разнообразного биологического сырья в контракты с компаниями-поставщиками бумаги [24].

Нельзя не отметить роль общественных экологических организаций, которые зачастую являются инициаторами принятия тех или иных экологических правовых актов.

Согласно ст. 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять инфорК1ацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числ^кологиче-ского характера. Свобода распространения экологической информации следует из ст. 29. Возможность создания экологических Организаций (объединений) гарантируется ст. 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из ст. 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантирует-

и порядок опубликования, а также виды необходимых сведений, подлежащих оглашению. Актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные виды экологической информации, подлежащие оглашению соответствующими органами наблюдения и контроля окружающей среды. Должно воспитываться и осуществляться право граждан на участие в подготовке, принятии, непосредственном выполнении и контроле за выполнением соответствующими организациями, должностными лицами и предпринимателями экологических решений, осуществление которых связано с экологически значимым воздействием на окружающую среду, а также с ее охраной. Это право обеспечивается комплексной системой мер. Широко развертывается деятельность различных экологических организаций (объединений). Организуется публикация и общественные обсуждения проектов экологических решений. Проводятся общественные экологические экспертизы (как правило, альтернативные государственным) и референдумы по экологическим вопросам [17]. В условиях гласности определяются формы участия граждан в выполнении и контроле за выполнением экологических решений. Граждане регулярно извещаются через средства массовой информации о ходе и результатах реализации экологических решений.

Втору к> г р у п п у нормативов качества окружающей природной среды образуют экологические нормативы, касающиеся деятельности источников загрязнения, т.е. промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Это нормативы на предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ (ПДВ), предельно допустимые величины иных вредных воздействий (шумовых, вибрационных, волновых, радиационных и др.). Они устанавливают требования к источникам вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной предельной величиной (по каждому виду загрязнения). Нормативы ПДВ устанавливаются не по предприятиям и организациям, а по источникам выбросов и сбросов, поскольку на рассматриваемом объекте может быть несколько источников загрязнений. Нормативы второй группы проверяются при экологическом контроле и аудите, включаются в экологические паспорта предприятий, т.е. активно используются при конкретной работе государственных и общественных экологических организаций с источниками загрязнения окружающей природной среды.

S образование в России неправительственных экологических организаций, различных объединений потребителей, групп для общественной экологической экспертизы хозяйственных проектов;

Продуманная экологическая политика правительств развитых стран, активная деятельность неправительственных экологических организаций и движений предотвратили в развитых странах, прежде всего в Европе, дальнейшее ухудшение экологической обстановки и сделали разработку и использование природоохранных технологий одной из самых привлекательных сфер инвестирования капитала и знаний. Резко сократилось применение невозобновляе-мьгх ресурсов и энергоносителей.

3) неопределенности, связанные с экономической, социальной и политической жизнью: смена власти, резкие изменения проводимой государством экономической политики, экономические кризисы, колебания экономических показателей, инфляция, деятельность профсоюзов, экологических организаций и т.д.


Экономические переменные Экономические предпосылки Экономические результаты Эффективнее используются Экономические тенденции Экономические закономерности Экономических дисциплин Экономических группировок Экономических интересах Экономических категорий Экономических критериев Экономических обоснований Экономических организационно вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика