|
Экологическое законодательство
я реализации этой стратегии предполагается предусматривать сле-дисциплины в учебном плане специализации 060809 "Управление >й безопасностью": прикладная экология (в том числе, вопросы промышленной экологии, химии окружающей среды, мониторинга и т.д.),экономика природопользования, эколого-экономический анализ технологий, компьютерное моделирование, технология оценки риска, патентоведение, аудит, экологическое страхование, экологическое право, управ-качеством, экологическая экспертиза, экологический менеджмент, соци-
2. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит): Уч.пособие. - М.: Изд.центр "Анкил", 1998. - 207 с.
11.Экологическое страхование. Вопросы теории и практики. - М.: 1995.
• экологическое страхование;
Экологическое страхование включает обязательное и добровольное экологическое страхование для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий; систему экологического страхования стихийных бедствий; фонды экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.
Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создают дополнительные источники финансирования мероприятий по поддержанию окружающей природной среды. Экологическое страхование - это страхование ответственности предприятий-источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей
• экологическое страхование,
Экологическое страхование включает обязательное и добровольное экологическое страхование для покрытия непредвиденных расходов, возникаю-
Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создает дополнительные источники финансирования мероприятий по поддержанию окружающей природной среды. Экологическое страхование - это страхование ответственности предприятий-источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей "природной среды.
В ОАО «Газпром» разработана система обеспечения экологической приемлемости создания и функционирования объектов газовой промышленности, которая включает в себя следующие элементы: экологическую обоснованность инвестиций в строительстве, проектной документации; инженерно-экологические изыскания; оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС); отраслевую экологическую экспертизу проектов; послеироектный экологический анализ (ГША); контроль качества при приемке работ; аккредитацию химико-аналитических лабораторий; производственный экологический мониторинг; техническую диагностику технологического оборудования и магистральных газопроводов; получение лицензий на специальные виды деятельности; экологическую сертификацию объектов; экологическое страхование; экологический аудит.
рисков предполагает промышленное, транспортное и экологическое страхование. Экологическое законодательство Республики Башкортостан в своем развитии прошло несколько этапов. Первый - экологическое законодательство, принятое и действовавшее на территории Башкортостана в период дореволюционной России. Бесспорно, в этимологическом смысле данное законодательство трудно назвать экологическим законодательством Республики Башкортостан, поскольку такой республики в то время не существовало. Однако изучение архивных материалов показало, что и в тот на территории нынешней Республики принимались нормативные I, учитывающие местные условия, которые не потеряли своей ак-
Третий этап - экологическое законодательство Республики Башкортостан (БАССР) в период административно-командной системы обществом. Он отличается тем, что в это время рассматриваемое тельство теряет свое значение, свою самостоятельность, постоянно превращаясь в средство доведения до мест решений вышестоящих государственных и партийных органов.
Четвертый этап - - экологическое законодательство Республики Башкортостан в период перестройки (середина 80-х - начало 90-х годов), пожалуй, самый сложный с точки зрения выявления исторических закономерностей период, который еще только-только начал подвергаться объективному осмыслению.
отметить, что отдельные нормативно-правовые акты эколо-характера вышли еще в первые годы Советской власти, была провозглашена Башкирская автономия и начала формироваться система законодательства. В частности, можно в качестве примера и Временные правила об охране лесов Башкирской Советской Республики, принятые в 1919 году первым правительством республики, которое в то время именовалось Башкирским Временным Революционным Комитетом. В дальнейшем принимались на всех уровнях верховной власти Башкортостана нормативные акты экологического характера. Но, представляется, что вплоть до 90-х годов какого-либо системного цельного формирования они не образовали, хотя с 80-х годов в республике начала формироваться отрасль экологического законодательства. Это наглядно видно по содержанию «Собрания действующего законодательства Башкирской АССР», вышедшего в 1982 году. Во второй части второго тома находится раздел XII «Законодательство об охране природы, об охоте, рыболовстве, рыбоводстве». Анализ документов, включенных в этот раздел, показывает, что они составляют лишь законодательный массив зачастую бессвязных между собой нормативно-правовых актов. Поэтому вряд ли такой массив можно назвать сформировавшейся отраслью законодательства. Другое дело, ныне действующее экологическое законодательство Республики Башкортостан, которое отличается целостностью и системностью.
Система экологическое законодательство Республики Башкортостан на основе трех объективно
Во-первых, являясь субъектом Российской Федерации, Республика Башкортостан интегрирована с нею не только политически и ски, но и экологической реальностью. Значит, экологическое тельство Башкортостана объективно не может не опираться на общероссийские интересы при создании правовой устойчивости в экологии Республики Башкортостан. Поэтому принципиальные вопросы экологической безопасности, охраны окружающей природной среды должны быть разрешены в основах экологическое законодательство Российской Федерации. Естественно, что положения этих Основ должны удовлетворять интересы всех ее субъектов. Они в свою очередь, используя (при необходимости) возможность, заложенную в п.З ст. И Конституции РФ, формируют собственное экологическое законодательство с учетом региональных особенностей.
Например, достаточно сказать, что Экологический кодекс Республики Башкортостан, являясь комплексным нормативно-правовым актом, выполняет функцию соединения многочисленных законодательных актов, рассчитанных на пообъектную охрану природной среды. В то же время он нормы, непосредственно регулирующие отношения по обеспе-экологической безопасности. Пообъектное законодательство (зе-;, водное, лесное, об охране недр, атмосферного воздуха, животного мира и растительности, заповедников, заказников, памятников природы) и положения, закрепленные в экологическом кодексе в целом, образуют систему экологического законодательства Республики Башкортостан в горизонтальном разрезе. По вертикали они включают в себя и экологическое законодательство РФ, и законодательство, относящееся к пообъектной охране природной среды, принятое федеральными органами государственной власти.
Следует выделить не одну, а две горизонтальных структуры экологического законодательства, так как многие системы обладают свойствами полиструктурности. Думается, таким свойством обладает и рассматриваемое законодательство. Для этого нужно выделить две параллельно существующие горизонтальные структуры. Это связано с тем, что объективно существует два очень важных самостоятельных основания для иллюстрации нормативно-правовых актов, составляющих экологическое законодательство, по горизонтали. Их смешение, которое порой допускается в литературе, некорректно. Основанием для выделения первой структуры яв-(объект) экологического воздействия. Им может быть зем-пространства, недра, животный мир. Соответственно этому вы-
из вышеизложенного, экологическое законодательство состо-
3. Маликова Э.М. Экологическое законодательство Республики Башкортостан:
В нашей стране в 1990-х гг. заметное развитие получили различные направления экологии как науки, система экологических государственных и общественных организаций, а также экологическое законодательство. Экономико-правовые вопросы, относящиеся к экологическим рискам и экологической безопасности, тесно связаны с макроэкономикой и управлением на различных уровнях.
Экономические трудности Экономических экспериментов Экономических финансовых Экономических характеристиках Экономических исследований Экономических коммерческих Эффективной деятельности Экономических ограничений Экономических отношениях Экономических политических Экономических предпосылок Экономических процессах Экономических результатах вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|