Экологического менеджмента



Все эти обстоятельства ухудшают положение России, крупнейшего в мире экспортера ПГ, на мировом рынке газа. В пользу России действуют такие важные обстоятельства как непрекращающийся рост потребления ПГ в большом числе стран мира (объясняемый несколькими причинами, в том числе причинами экологического характера), снижение обеспеченности добычи в Западной Европе запасами, более низкие цены на российский газ (даже с учетом больших затрат на его транспортировку) в сравнении с СПГ.

Все эти обстоятельства ухудшают положение России, крупнейшего в мире экспортера ПГ, на мировом рынке газа. В пользу России действуют такие важные обстоятельства как непрекращающийся рост потребления ПГ в большом числе стран мира (объясняемый несколькими причинами, в том числе причинами экологического характера), снижение обеспеченности добычи в Западной Европе запасами, более низкие цены на российский газ (даже с учетом больших затрат на его транспортировку) в сравнении с СПГ.

раничений экологического характера, касающихся промышленности. Поэтому сокращение производства алюминия в этой стране является особенно сильным.

отметить, что отдельные нормативно-правовые акты эколо-характера вышли еще в первые годы Советской власти, была провозглашена Башкирская автономия и начала формироваться система законодательства. В частности, можно в качестве примера и Временные правила об охране лесов Башкирской Советской Республики, принятые в 1919 году первым правительством республики, которое в то время именовалось Башкирским Временным Революционным Комитетом. В дальнейшем принимались на всех уровнях верховной власти Башкортостана нормативные акты экологического характера. Но, представляется, что вплоть до 90-х годов какого-либо системного цельного формирования они не образовали, хотя с 80-х годов в республике начала формироваться отрасль экологического законодательства. Это наглядно видно по содержанию «Собрания действующего законодательства Башкирской АССР», вышедшего в 1982 году. Во второй части второго тома находится раздел XII «Законодательство об охране природы, об охоте, рыболовстве, рыбоводстве». Анализ документов, включенных в этот раздел, показывает, что они составляют лишь законодательный массив зачастую бессвязных между собой нормативно-правовых актов. Поэтому вряд ли такой массив можно назвать сформировавшейся отраслью законодательства. Другое дело, ныне действующее экологическое законодательство Республики Башкортостан, которое отличается целостностью и системностью.

Каждой отдельной гипотезе о развитии внешних условий может с той или иной эффективностью отвечать целая группа альтернативных, конкурирующих между собою вариантов проекта. Варианты могут разниться объемами производства и структурой выпускаемой продукции, технико-технологическими решениями, размещением предприятий, организационно-управленческими формами, объемом мер социально-экологического характера, временем реализации проекта и т. д. Наибольшее

XXVII съезд КПСС наметил обширную программу по охране природы. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года намечено осуществление комплекса мероприятий экологического характера, связанных с сохранением сельскохозяйственных угодий, борьбой с эрозией почв, рекультивацией земель, защитой их от солей, оползней и обвалов, засоления, заболачивания, иссушения и т.п.

В настоящее время АНК "Башнефть" разрабатывает 141 нефтяное месторождение, большинство из которых находится на поздней или заключительной стадии разработки. Число скважин со сроком эксплуатации более 15 лет, конструкция которых в основном не соответствует современным требованиям охраны недр и окружающей среды, составляет около 50% этого фонда /55/. На ремонт скважин экологического характера приходится до 70% общего объема работ, выполняемых бригадами капитального ремонта скважин/55/.

Одной из основных трудностей в измерении выгод экологического характера является наличие двух альтернативных точек зрения: одна базируется на готовности платить и другая - на готовности принять. По первому методу - оценка размера суммы, которую потребители готовы платить за сохранение выгод или за право не лишаться достоинств, наличествующих в окружающей среде. По второму методу оценка дается по сумме денег, которые потребители готовы принять в качестве компенсации за отказ от некоторых удобств, предлагаемых окружающей средой, или за то, что им приходится терпеть некоторые неудобства.

нежелателен. На это есть две причины: во-первых, очень трудно установить, кто в конечном итоге получает выгоды экологического характера от проекта (например, люди, получающие пользу от снижения загрязненности воздуха, расселены на больших территориях; в их число могут входить жители других стран, а также последующие поколения), во-вторых, конечным результатом мер по охране окружающей среды часто является не какой-то чистый выигрыш, а либо восстановление среды до первоначального состояния, либо предотвращение нанесения ущерба.

В данном случае речь идет о расчете организационно-технической устойчивости проекта, в котором находит концентрированное выражение степень глубины проработки вопросов, связанных с учетом влияния факторов технического, институционального, коммерческого (снабжение, сбыт), социального, экологического характера. Выраженные в рыночных ценах коммерческие выгоды (выручка от реализации продукции — как непосредственный результат проекта и имущества — как опосредованный) от проекта именно здесь впервые сопоставляются с полномасштабными проектными затратами инвестиционных и текущих ресурсов тоже в рыночных ценах и по своей сущности являются прежде-всего характеристиками расходов и поступлений, отражающих функционирование производственного объекта, созданного в результате реализации проекта.

ском), ужесточение требований экологического характера, техно-


цированная оценка, анализ, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности. Следовательно, экологический аудит не только проверка работы и отчетности предприятий и организаций на предмет их соответствия действующему природоохранному законодательству, но и большой набор дополнительных аудиторских услуг, в частности консультационных. Основная цель оказания таких услуг - повышение эффективности внутренней системы экологического контроля и управления объекта аудирования, развитие системы экологического менеджмента и, в конечном счете, возможность получить дополнительную прибыль. Предоставление подобных услуг становится в последние годы преобладающим в деятельности многих аудиторских фирм.

ти с тем, что системы экологического менеджмента как часть общей системы менеджмента в области производства во многом аналогичны с управлением качеством.

• добровольное экологическое лидерство, как в отдельных направлениях и аспектах экологической деятельности, так и в области экологического менеджмента в целом.

уверенно, и приступили к сертификации по международным стандартам ISO 14001 (система экологического менеджмента) и OHSAS 18001 (система менеджмента в сфере профессиональной безопасности).

Во второй части учебника «Производственный и операционный менеджмент» рассматриваются особенности применения теории менеджмента в производстве и сфере услуг, проблемы формирования производственных и организационных структур, системы «Lean production» и «Just in time». Излагается содержание теории управления персоналом, особенности бизнес-логистики и экологического менеджмента. Рассматриваются системы управления качеством продукции и производства.

60. Пермяков Р. С. Экономический механизм экологического менеджмента: Лекции. — М.: Экономика, 1998.

• 24 международных стандарта ИСО семейства 9000:1994 и требования в области экологического менеджмента ИСО 14000;

МЕНЕДЖМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - управление деятельностью предприятия, направленное на защиту окружающей среды от загрязнений и рациональное природопользование. Организация экологического менеджмента на предприятии состоит из нескольких этапов. Сначала выявляются и оцениваются воздействия, оказываемые предприятием на окружающую среду и ее состояние. Затем на основе собранных данных разрабатывается стратегия и принимается программа предприятия по защите окружающей среды. Эта программа должна соответствовать требованиям действующего экологического законодательства. В программе определяются конкретные цели, намечаются пути и сроки их достижения. В первую очередь, это касается уменьшения выбросов вредных веществ, экономии сырья, энергии, воды, разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий. Далее проводятся регулярные проверки выполнении программы. Экоаудит является составной частью экологического менеджмента. : Опыт стран Западной Европы

показывает, что экологический менеджмент позволяет предприятиям снизить степень вредного воздействия на окружающую среду, уменьшить издержки и улучшить позиции предприятия на конкурентных рынках. В Европейском Союзе (ЕС) действует система экологического менеджмента. Она предусматривает распространение требований, предъявляемых к участвующим в ней предприятиям, на их партнеров и поставщиков независимо от страны происхождения. Эта система играет важную роль в решении глобальных проблем. Она позволяет вовлекать все более широкий круг предприятий и, следовательно, государств в происходящий в странах ЕС процесс санирования среды обитания.

В главе 4 рассматриваются современные подходы к организации проектного финансирования и управлению рисками. Это особенно актуально, так как международные нефтегазовые проекты являются исключительно капиталоемкими, долгосрочными, ответственными проектами, осуществляемыми в многофакторной среде. Ввиду того что к результатам международных нефтегазовых проектов предъявляются высокие международные требования по качеству и экологии, глава 5 посвящена рассмотрению современных концепций и методов управления качеством проекта и экологического менеджмента. Современные системы менеджмента качества и экологического менеджмента являются в настоящее время необходимым условием для прочных конкурентных позиций на рынке международных проектов.

Высокий уровень технической сложности, международный и межгосударственный характер, большая капиталоемкость и высокие риски международных нефтегазовых проектов способствуют повышенному значению подсистемы управления качеством проекта. К международным нефтегазовым проектам предъявляются требования соблюдения международного качества. Особенно важное место в международных нефтегазовых проектах занимают вопросы экологического менеджмента.


Экономические взаимоотношения Экономических ценностей Эффективной экономики Экономических институтов Экономических изменений Экономических концепций Экономических мероприятий Экономических организациях Экономических параметров Экономических потрясений Экономических преобразований Экономических производственных Экономических ситуациях вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика