Экологического законодательства



Экологическое аудирование служит важным инструментом экологического управления непосредственно на деисгвующем источнике воздействия на природную и социальную среду. Экологические проверки проводятся как представителями администрации, так и независимыми экспертами. Участие работников предприятий в процедуре экологического аудита повышает эффективность и результативность мер по защите природной среды и обеспечению производственной безопасности.

В России не существует общепринятого нормативного документа, регламентирующего методику проведения экологического аудита. Подготовленный Госкомэкологии РФ проект «Временного положения об экологическом аудите в Российской Федерации» до сих пор не введен в действие. Обычно экоаудит проводят исходя из потребностей предприятия с учетом международных стандартов, инструкций Мирового банка, схемы экологического управления и аудита Европейского Союза, практики проведения аудита в других странах.

Таким образом, МС ИСО серии 14000 устанавливают требования к системам экологического управления предприятиями, на соответствие которым должна осуществляться сертификация этих систем.

Экологическое управление - составная часть общей системы управления деятельностью ОАО «Газпром». Функции и задачи экологического управления определены отраслевым «Положением о системе управления природопользованием». В настоящее время осуществляется совершенствование этого положения на основе международных стандартов ИСО 14000.

При оценке «экологической состоятельности» на первый план выходят показатели эффективности экологического управления, уровень экологической культуры предприятия, где важное место занимают:

• формирование системы производственного экологического управления;

и экологического управления;

Устойчивое развитие любого предприятия и снижение экологических рисков инвестиций невозможно без обеспечения экологической безопасности производства и социальной сферы предприятий. При этом ключевой проблемой является обеспечение устойчивого финансирования экологических проектов и эколого-экономической эффективности природоохранных затрат Решения данной проблемы должны базироваться на качественной исходной информации, эффективной системе экологического управления (в частности экологического аудита) и отражения экологической информации в финансовом и управленческом учете.

Экологический анализ сегодня проводится в рамках концепции устойчивого развития мировой цивилизации (sustainable development)5. Окружающая среда представляет собой «природный капитал». Выгоды от его использования поддерживают и стимулируют экономическое развитие. Задачей экологического управления является при таком подходе установление баланса между потребностями людей в природных ресурсах (как в настоящем, так и будущем) и способностью окружающей среды удовлетворять эти потребности.

Задача экологического управления заключается в установлении баланса между потребностью людей в природных ресурсах и способностью окружающей среды удовлетворять эти потребности. Для природоохранных мероприятий превентивные меры гораздо важнее и практически всегда дешевле, чем исправление нанесенного ущерба, которое во многих случаях может оказаться невозможным.

Проблема охраны окружающей среды. Известно, что рыночный механизм, универсальный и эффективный регулятор общественного производства, обнаруживает очевидные сбои в решении экологических проблем. В этой связи государством применяются два основных метода экологического управления:


Концентрация мощностей связана и с ужесточением (особенно в ПРС) экологического законодательства. Крупным заводам легче переходить на усовершенствованные технологические схемы, на них ниже удельные издержки на природоохранные мероприятия (строительство очистных сооружений и т.д.). Крупные заводы оказываются более конкурентоспособными.

экологическим законодательством Республики Башкортостан мы относительно самостоятельную часть законодательства республики, которое является подотраслью экологического законодательства России, призванную обеспечить нормативное регулирование ских отношений на территории Башкортостана с учетом климатических, национальных, культурно-бытовых и исторических особенностей данного региона.

туальности и по сей день, и являются как бы предпосылками экологического законодательства Башкортостана.

Второй этап - становление экологического законодательства Республики Башкортостан (в то время Башкирской Советской социалистической республики). Опыт формирования этого законодательства тоже содержит целый ряд позитивных моментов. Главное, что данное законодательство было самостоятельным, неплохо учитывающим местные природные, национальные, бытовые, культурные особенности.

отметить, что отдельные нормативно-правовые акты эколо-характера вышли еще в первые годы Советской власти, была провозглашена Башкирская автономия и начала формироваться система законодательства. В частности, можно в качестве примера и Временные правила об охране лесов Башкирской Советской Республики, принятые в 1919 году первым правительством республики, которое в то время именовалось Башкирским Временным Революционным Комитетом. В дальнейшем принимались на всех уровнях верховной власти Башкортостана нормативные акты экологического характера. Но, представляется, что вплоть до 90-х годов какого-либо системного цельного формирования они не образовали, хотя с 80-х годов в республике начала формироваться отрасль экологического законодательства. Это наглядно видно по содержанию «Собрания действующего законодательства Башкирской АССР», вышедшего в 1982 году. Во второй части второго тома находится раздел XII «Законодательство об охране природы, об охоте, рыболовстве, рыбоводстве». Анализ документов, включенных в этот раздел, показывает, что они составляют лишь законодательный массив зачастую бессвязных между собой нормативно-правовых актов. Поэтому вряд ли такой массив можно назвать сформировавшейся отраслью законодательства. Другое дело, ныне действующее экологическое законодательство Республики Башкортостан, которое отличается целостностью и системностью.

Например, достаточно сказать, что Экологический кодекс Республики Башкортостан, являясь комплексным нормативно-правовым актом, выполняет функцию соединения многочисленных законодательных актов, рассчитанных на пообъектную охрану природной среды. В то же время он нормы, непосредственно регулирующие отношения по обеспе-экологической безопасности. Пообъектное законодательство (зе-;, водное, лесное, об охране недр, атмосферного воздуха, животного мира и растительности, заповедников, заказников, памятников природы) и положения, закрепленные в экологическом кодексе в целом, образуют систему экологического законодательства Республики Башкортостан в горизонтальном разрезе. По вертикали они включают в себя и экологическое законодательство РФ, и законодательство, относящееся к пообъектной охране природной среды, принятое федеральными органами государственной власти.

Следует выделить не одну, а две горизонтальных структуры экологического законодательства, так как многие системы обладают свойствами полиструктурности. Думается, таким свойством обладает и рассматриваемое законодательство. Для этого нужно выделить две параллельно существующие горизонтальные структуры. Это связано с тем, что объективно существует два очень важных самостоятельных основания для иллюстрации нормативно-правовых актов, составляющих экологическое законодательство, по горизонтали. Их смешение, которое порой допускается в литературе, некорректно. Основанием для выделения первой структуры яв-(объект) экологического воздействия. Им может быть зем-пространства, недра, животный мир. Соответственно этому вы-

Основанием для выделения второй горизонтальной структуры экологического законодательства является характер воздействия человека на природу. Отсюда представляется вполне обоснованным выделение приро-доресурсового, природоохранительного, природовосстановительного

В настоящее же время можно выделить следующие институты предметной горизонтальной структуры экологического законодательства Республики Башкортостан: 1) о земле; 2) о недрах; 3) о водах; 4) об атмосферном воздухе; 5) о лесах и иной растительности; 6) о животном мире; 7) о природных ландшафтах; 8) о природных заповедниках, заказниках; 9) о природных парках; 10) о памятниках природы; И) о редких или находя-угрозой исчезновения видах растений и животных и местах их

активной деятельности самого человека уже не обой-эту специфику, такое законодательство трудно отнести к законодательству о природопользовании или к природоохранительному законодательству. Думается, что это законодательство лучше рассматривать как самостоятельную часть экологического законодательства и именовать природовосстановительным законодательством.

работа - посадка деревьев по берегам рек Обязательное облесение прибрежной полосы рек, ручьев предусматривается нормами действующего экологического законодательства [2]. Отсутствие древесно-кустарниковой растительности по берегам степных рек вызывает целый ряд опасных видов антропогенного воздействия. В города, обычно расположенные в устье малых рек, попадает вода, сильно загрязненная сельскохозяйственным производством. Прикрытые древесной растительностью, на полагающуюся согласно положению ширину (от 15 до 100 метров), берега рек, ручьев защищены от распашки, мусора, частично защищены от пастьбы скота и других нарушений. Выпри рейдах оголенные берега реки Стерли почти ежегодно, уже в те-нескольких лет, весной и осенью, силами юннатов засаживаем кленом I, черенками ивы, осокоря. Посадочный материал обычно готовят сами кружковцы юннатского экологического центра.


Экономических финансовых Экономических характеристиках Экономических исследований Экономических коммерческих Эффективной деятельности Экономических ограничений Экономических отношениях Экономических политических Экономических предпосылок Экономических процессах Экономических результатах Экономических технических Экономических трудностей вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика