Экономическая стабилизация



12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

В Америке каждый может заработать себе на жизнь, не «проходя лишнюю милю». Многие так и поступают. Но экономическая стабильность и роскошь, соответствующая американскому образу жизни, станет доступна лишь тем, кто сделает правило «лишней мили» частью своего жизненного кредо.

Цели и методы проведения денежных реформ зависят от складывающейся экономической ситуации. Реформа 1960 г. в СССР была проведена в то время, когда в стране не было сильной инфляции и присутствовала достаточная экономическая стабильность. Правительство в короткие сроки заменило старые банкноты на новые в пропорции 10:1. Это привело к снижению всех цен в магазинах в 10 раз по сравнению с прежним уровнем. Важнейшей целью реформы было нанесение удара по дельцам «теневой» экономики, которые не успевали обменять свои накопления старых банкнот на новые. Иные цели преследует денежная реформа 1998 г. Деноминация денежных знаков в 1000 раз и обмен старых банкнот на новые банкноты и монеты проводились постепенно. В течение всего 1998 г. старые и новые виды денег были обязательны к приему для любых видов платежей и вкладов в банки. Оставшиеся у населения старые банкноты и монеты могут быть обменены без ограничений в 1999—2002 гг. Целью реформы являлось упрощение процедуры расчетов.

В связи с тем, что политический риск оказывает серьезное влияние на общий риск инвестиционного проекта, необходимо реалистично подходить к его оценке. По существу работа состоит в предсказании политической нестабильности. Устойчиво ли действующее правительство? Какие политические веяния преобладают? Каков вероятностный новый взгляд государства на иностранные инвестиции? Какова эффективность переработки правительством запросов? Какова инфляция и экономическая стабильность в данном регионе? Насколько сильны и справедливы суды? Ответы на эти вопросы дали бы возможность понять, каков политический риск, связанный с проектом.- Некоторые компании подразделяют страны по категориям в соответствии с их политическим риском. Если страна отнесена согласно классификации в нежелательную категорию, то, вероятно, инвестиции в нее производиться не будут независимо от того, насколько высок ожидаемый доход.

В действительности в конце 1890-х — начале 1900-х годов последовал общий экономический подъем. Как раз в тот момент, когда финансовая и экономическая стабильность, казалось бы, уже установилась, еще один кризис разразился на Уоллстрит и захлестнул все государство (см. раздел «Международный обзор» в главе 12, где описана паника 1907 г.). Это произошло в тот момент, когда очевидный успех сильного центрального правительства во время правления Теодора Рузвельта (Roosevelt, 1858—1919) убедил многих граждан и лидеров, что политика централизации могла прекрасно работать. Т. Рузвельт и Конгресс объявили об изучении проблемы основания института центрального банка. Один из проектов — план Варбурга (Warburg Plan) — предлагал основать централизованную банковскую систему, надзор за которой возлагался на Совет управляющих, состоящий из 42 членов, в который вошел бы министр финансов, контролер денежного обращения, казначей Соединенных Штатов, шесть членов Конгресса, 20 председателей правления филиалов центрального банка, 12 членов, избранных банками—держателями акций, и управляющий советом. В соответствии с этим планом предполагалось, что все назначенные члены совета будут работать в течение одного года. Другой проект — План Фаулера (Fowler Plan) — предлагал простую систему, управляемую Финансовым судом (Court of Finance),

Основная цель выбора месторасположения фирмы состоит в том, чтобы установить, где можно получить максимум прибыли при прочих равных условиях. Этот главный экономический критерий в зависимости от обстоятельств может быть дополнен рядом других, в качестве которых чаще всего выступают увеличение объемов оборота капитала и доли на рынке. Кроме того, могут быть и неэкономические критерии: политическое влияние, стабильный рост и надежность предприятия, научно-техническая политика, социальная и экономическая стабильность, престиж, сохранение самостоятельности фирмы.

сивность налоговой системы, несколько укрепив достигнутую автоматически стабильность экономики. Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоление инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов.

1. Прочие цели. Вспомните, что экономическая стабильность — это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается также обеспечением населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов (см. гл. 5). Классический пример: во время второй мировой войны государственные расходы на товары военного назначения резко возросли, что оказало сильное и устойчивое инфляционное давление на экономику в начале 40-х годов. Просто победа над нацистской Германией и Японией была более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности цен.

экономическая стабильность, месторасположение, область предоставляемых

никшая социально-экономическая стабильность со всей очевидностью сви-

Понятие «система» относится к одному из важнейших явлений мира. Этим понятием выражается каким-либо образом упорядоченное единство взаимосвязанных элементов, подчиненное определенным целям. В качестве таких элементов могут выступать явления природы, техники или общества. Главными экономическими целями хозяйствования в любом обществе являются: экономический рост, повышение эффективности производства, социально-экономическая стабильность. Ради достижения этих целей каждая страна создает и обеспечивает условия определенной организации экономики, образующей экономическую систему. По словам Лауреата Нобелевской премии В.В.Леонтьева, экономика каждой страны — это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости с другими звеньями.


Экономическая стабилизация на макро- и микроуровнях неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей, таких, как темпы роста ВВП и инфляции, валютный курс, уровень безработицы, состояние платежного баланса, уровень оплаты труда, соотношение доходов разных категорий населения, процентные ставки по кредитам и депозитам, позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере.

оказаться для него неприемлемым и приведет к опасному обострению социально-политической напряженности. Даже международная группа ученых «Адженда» признает это: «Существующие программы преобразований, в частности те, которые вдохновляются международными кредитными организациями, имеют... один недостаток. Они сконцентрированы главным образом на таких абстрактных целях, как экономическая стабилизация, сбалансированные бюджеты и текущие счета, конвертируемость валюты и пр., независимо от последствий такой политики для производства продукции, капиталовложений, занятости населения и уровня потребления... предоставление товаров и услуг отдельным гражданам, рассматривается лишь как средство достижения абстрактных валют-но-финансовых целей».36

Наметившаяся в стране в последние годы экономическая стабилизация постепенно приводит к тому, что на авансцену вновь выходят те факторы успешного развития бизнеса, которые и должны являться ключевыми в нормальной экономике, в том числе эффективность системы внутрикорпоративного планирования. Поэтому надеемся, что данная книга будет востребована российскими предприятиями и окажет посильное содействие в их поступательном и успешном развитии.

Однако экономическая стабилизация, которую Правительство РФ обещало обеспечить уже к осени 1992 г., не наступила и в 1998 г. Структурная перестройка производства идет вяло. Объемы выпуска продукции, как отмечалось выше, по-прежнему падают, причем во всех отраслях. Капитальные вложения в народное хозяйство постоянно снижаются, что создает весьма тревожную обстановку.

Наметившаяся в стране в последние годы экономическая стабилизация постепенно приводит к тому, что на авансцену вновь выходят те факторы успешного развития бизнеса, которые и должны являться ключевыми в нормальной экономике, в том числе эффективность системы внутрикорпоративного планирования. Поэтому надеемся, что данная книга будет востребована российскими предприятиями и окажет посильное содействие в их поступательном и успешном развитии.

Общая экономическая стабилизация в стране и завершение бюджетной реформы будут способствовать совершенствованию бюджетного процесса, максимальной реализации установленных законодательством полномочий участников бюджетного, процесса, увеличению доходов бюджетов всех уровней, эффективному использованию бюджетных ассигновании.

Российские экономисты, иногда в зависимости от своей партийной принадлежности, а порою и вне таковой, в 1995 году разделились на две непримиримые группы. Одни утверждали, что экономическая стабилизация в стране состоялась, а другие — что это лишь миф, распускаемый «правительственными пропагандистами». И, пожалуй, самый убийственный для последних аргумент, фигурировавший в десятках статей и речей, можно сформулировать так: показатели инфляции 1995 года практически не отличаются от соответствующих показателей 1994-го, в августе цифры просто совпали. И если в 1994 году цены на потребительские товары и услуги выросли в 2,5 раза, а в следующем — в 2 раза, то разница невелика, не правда ли?

Социально-экономическая стабилизация переходного периода потре-

Общей проблемой практически всех малых городов является экономическая стабилизация и восста-

Поэтому перспективы развития малого предпринимательства, а в более широком плане и системы рыночных отношений связаны со снятием указанных трудностей или существенным их смягчением. В этой связи политика государства по отношению к малому бизнесу является предопределяющей. Она прежде всего должна включать как создание общих макроэкономических условий (финансовая и экономическая стабилизация, последовательность в проведении институциональных преобразований), так и мер, специально направленных на стимулирование малого предпринимательства. Последнее связано с созданием целостной системы законодательного и нормативного обеспечения государственной поддержки малого бизнеса, с финансовым, консультационным, информационным и другим обеспечением бесперебойного развития данной сферы экономики.

Региональный аспект регулирования и управления рисками развития играет исключительно важную роль в функционировании экономики страны. Именно в регионе реализуются все конкретные шаги по изменению структуры производства, его диверсификации и обновлению, осуществляется привязка проектов с отечественными и иностранными инвестициями к конкретным предприятиям, развивается предпринимательство и т.д. — другими словами, реализуются определенные риски развития. Без активного участия регионов в решении комплекса этих проблем невозможны ни преодоление инвестиционного кризиса, ни экономическая стабилизация в целом.


Экономических политических Экономических предпосылок Экономических процессах Экономических результатах Экономических технических Экономических трудностей Экономическими явлениями Экономическими интересами Эффективной конкуренции Экономическими показателями Экономическими проблемами Экономическими социальными Экономическими возможностями вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика