|
Экономические инструменты
«На протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества, которая распространяется даже на те общественные и экономические институты, считавшиеся до недавнего времени от нее надежно защищенными (финансовая, внешнеэкономическая деятельность и др.). Этот процесс уже реально угрожает социально-экономическому развитию и внутренней безопасности страны. Традиционно преобладающую долю в структуре преступности продолжали составлять посягательства на собственность, ... в 1995 г. зафиксирован рост имущественных преступлений на 2,8%, а их число достигло 1,7 миллиона. За три последних года почти втрое увеличилось число совершаемых мошеннических действий. В 1995 году их зафиксировано более 67 тысяч».149
* С точки зрения теории финансового посредничества банки могут быть рассмотрены как экономические институты, осуществляющие трансформацию финансовых контрактов. К принципиальным экономическим факторам, объясняющим причины существования банков, могут быть отнесены трансакционные издержки, ситуации информационной асимметрии, эффект экономии за счет концентрации возможностей, эффект экономии на масштабах.
Финансовые рынки — специальные экономические институты, которые осуществляют перемещение потоков денежных средств от семейных хозяйств к фирмам. Наиболее распространенные финансовые посредники — это банки, пенсионные фонды, фонды взаимного доверия и другие. Перемещение средств происходит посредством продажи ценных бумаг.
На протяжении столетий люди создавали различные экономические институты вырабатывали такие виды договоров, которые бы максимально облегчали эффективное распределение риска как за счет расширения диапазона диверсификации, так и счет увеличения специализации в области управления риском. Страховые компании и фьючерсные рынки — примеры институтов, чья первая и основная функция заключается в содействии перераспределению риска в рамках экономической системы.
система производит в недостаточном количестве либо не производит вовсе, воздействуя на распределение доходов и т.д. В отличие от чистого капитализма, с характерной для него рассредоточенностью экономической власти среди множества мелких единиц, американский капитализм породил могущественные экономические институты в форме крупных корпораций и профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать рыночной системой и искажать ее нормальную работу в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику.
После смерти Сталина был краткий период, момент истины, когда Хрущев вскрыл некоторую часть правды о правлении Сталина, но в конце концов иерархия системы снова набрала силу и система самостоятельно восстановилась. Начался период полумрака, когда догма сохранялась административными методами, но больше не поддерживалась верой в ее действенность. Интересно, что жесткость системы усилилась. Пока у руля партии находился живой тоталитарный лидер, линия Коммунистической партии могла меняться по его прихоти. Но теперь, когда режимом управляли бюрократы, эта гибкость исчезла. Одновременно ослабел и ужас, заставлявший людей принимать коммунистическую догму, начался — сначала незаметный — процесс упадка. Экономические институты стали добиваться положения любыми средствами. Поскольку ни один из них не пользовался настоящей автономией, они были вынуждены заняться бартерным обменом с другими институтами. Постепенно сложная система заключения сделок между экономическими институтами заменила то, что, как предполагалось, было центральным планированием. В то же время развивалась Неофициальная, или теневая, экономика, которая до-
Банки: их виды Банки — особые экономические институты, являю-и функции щиеся центрами кредитных отношений. Их основная
и услуги Чистые налоги k государственные экономические ИНСТИТУТЫ и услуги Чистые налоги
ГЭИ — государственные экономические институты;
шанные (муниципально-частные) финансово-экономические институты, как муниципальные и уполномочен-
будущем? Как известно, эффективные экономические институты и социаль- Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
1.3. Зарубежный опыт экономического реформирования ПОД и его использование в России 19 Глава I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 25
Современная комплексная система форсирования сбыт товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты - кредитные и финансовые. Кредитные средства используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на наиболее благоприятных условиях и страхование экспортных операций.
Регулирование экономики — целенаправленное изменение темпов развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перераспределения финансовых ресурсов. Регулирование экономики осуществляется в двух формах — саморегулирование и государственное регулирование. Первая характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами субъекты хозяйствования. Вторая форма отражает вмешательство государства в процесс развития общественного производства через различные экономические инструменты, в том числе через финансовые рычаги. Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год.
Рыночной системе хозяйства в обычных условиях больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввозимый в страны товар с помощью механизма цен: они удорожают товар, делают его менее конкурентоспособным и тем самым ограничивают сбыт. При этом за покупателем сохраняется свобода выбора товаров — национальных или импортных, и лишь несколько корректируется действие механизма рынка в пользу товаров отечественного производства.
Однако экономические инструменты, воздействующие на цену товара и через цены на объем экспорта и импорта, имеют свои «пределы возможностей». Они, как правило, могут эффективно действовать при следующих условиях: реальный и стабильный валютный курс, низкие и предсказуемые темпы изменения внутренних цен, отсутствие серьезных диспропорций (дефицитов прежде всего) между предложением и спросом на внутреннем рынке, нормаль-
Регулирование экономики - это целенаправленное изменение темпов развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перераспределения финансовых ресурсов. Регулирование экономики осуществляется в двух формах саморегулирования и государственного регулирования. Первая характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами субъекты хозяйствования. Вторая форма отражает вмешательство государства в процесс развития общественного производства через различные экономические инструменты, в том числе через финансовые рычаги. В государственном регулировании экономики участвуют все сферы и звенья финансовой системы, причем регулирующее воздействие каждого звена финансовой системы характеризуется спецификой, связанной, в частности, с тем, что регулируются разные виды народнохозяйственных пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных и т.д.).
яся часть распределяется между владельцем средств и рабочими. Пропорции распределения складываются веками, и каждая из сторон находится в непрерывном противостоянии в попытке увеличить свою часть. Итак, вся вновь созданная в обществе стоимость проходит первую стадию распределения, а затем стадии обмена и потребления. Каждый участник воспроизводственного процесса делит свою часть дохода на фонд потребления и фонд накопления. Но еще до этой стадии в распределительный процесс вмешивается государство, изымая из индивидуальных и коллективных доходов свою долю, используя такие экономические инструменты, как налоги, займы, страховые платежи.
экономические инструменты регулирования деятельности корпораций
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПРОГРАММА [stabilization program] — комплекс мер, проводимых правительством, центральным банком и другими органами государственной власти в целях стабилизации экономики в периоды серьезных нарушений ее нормального функционирования (высокой инфляции, спада производства, чрезмерного роста безработицы и т.п.). Исторический опыт показал, что сами по себе рыночные силы не в состоянии обеспечить не только полную, но и частичную стабилизацию и решение этой задачи требует государственного вмешательства. Тем более в странах, осуществляющих постсоциалистическую трансформацию, где еще не действуют многие экономические инструменты, используемые в условиях развитой рыночной экономики (напр., встроенные стабилизаторы).
На этапе перехода от планово-распределительной к рыночной экономике учеными опробовались модели хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости строительных предприятий, разрабатывались экономические инструменты инфраструктуры рынка, методы использования договорных цен на строительную продукцию, арендные отношения, способы приватизации в строительстве.
В отличие от административного контроля над ценами и в особенности от установления фиксированных цен экономические инструменты ценовой политики не нарушают, а дополняют действие рыночного механизма путем воздействия на соотношение спроса и предложения. К прямым экономическим регуляторам относятся субсидии и дотации, кредитные и налоговые льготы, надбавки к ценам. Они регулируют цены, воздействуя на индивидуальные издержки и прибыли, объем производства, инвестиций и сбыта. Косвенными инструментами ценовой политики служат прямые и косвенные налоги, ставка процента и условия предоставления кредита, объем эмитируемой денежной массы, валютный курс и другие регуляторы, влияющие на сово-
Экономических технических Экономических трудностей Экономическими явлениями Экономическими интересами Эффективной конкуренции Экономическими показателями Экономическими проблемами Экономическими социальными Экономическими возможностями Экономическим интересам Экономическим нормативам Экономическим показателем Экономическим потенциалом вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|