|
Экономическими объектами
Деятельность предприятия основана на общественной собственности на средства производства и коллективном труде и определяется Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)». Законом закреплено ведущее положение предприятия в современной хозяйственной системе, установлены экономические и правовые основы хозяйственной деятельности государственного предприятия. Деятельность предприятия организуется на основе государственного плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации политики КПСС и Советского государства. Руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и заказами потребителей, предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает хозяйственные договоры о сбыте продукции, поставке необходимых материально-технических средств, выполнении различных видов работ.
Чтобы обосновать и подтвердить контрольные цифры и государственный заказ, предприятие рассчитывает такие показатели, как общий фонд заработной платы; фонд заработной платы руководящих и инженерно-технических работников, служащих;' фонд заработной платы конструкторов, технологов и научных работников предприятия; фонды экономического стимулирования. В этих расчетах предприятие руководствуется стабильными долговременными экономическими нормативами, которые охватывают взаимоотношения предприятия с государством, вышестоящими органами, местными органами управления.
В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) деятельность предприятия строится на основе государственного плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации экономической политики Коммунистической партии и Советского государства. Руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными научно обоснованными экономическими нормативами и лимитами, а также заказами потребителей предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает договоры. Контроль за выполнением производственной программы и определение возможностей дальнейшего расширения объема производства — одни из основных задач бухгалтерского учета на промышленных предприятиях.
з) после одобрения проекта основных направлений экономического и социального развития СССР в установленном порядке Госплан СССР, с учетом обеспечения сбалансированности развития народного хозяйства, разрабатывает контрольные цифры по основным показателям и экономическим направлениям на предстоящую пятилетку с распределением по годам и доводит их до министерств и ведомств СССР, а последние — до объединений и предприятий. Последние, руководствуясь контрольными цифрами, долговременными научно обоснованными экономическими нормативами, государственными заказами, лимитами, а также заказами потребителей, разрабатывают самостоятельно предварительные варианты пятилетних планов экономического и социального развития (с распределением заданий по годам).
На основе такой системы утверждаемых показателей производственное объединение разрабатывает тсхпромфинплан, руководствуясь при этом установленными нормативами платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства, ставками рентных платежей, а также прогрессивными технико-экономическими нормативами по использованию материальных и трудовых ресурсов.
Дальнейшее развитие и повышение действенности хозяйственного расчета предполагает усиление экономических рычагов и сокращение числа устанавливаемых вышестоящими организациями показателей. Деятельность объединений и предприятий будет все более регулироваться экономическими нормативами длительного действия. Меры по совершенствованию управления сверху должны органически сочетаться с развитием коллективных форм организации и стимулирования труда снизу. Возрастут возможности и права объединений и предприятий в распоряжении заработанными ими средствами для развития производства, материального поощрения коллектива и решения социальных вопросов.
Деятельность предприятия основана на общественной собственности на средства производства и коллективном труде и определяется Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)». Законом закреплено ведущее положение предприятия в современной хозяйственной системе, установлены экономические и правовые основы хозяйственной деятельности государственного предприятия. Деятельность предприятия организуется на основе государственного плана экономического и социального развития как важнейшего инструмента реализации политики КПСС и Советского государства. Руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и заказами потребителей, предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает хозяйственные договоры о сбыте продукции, поставке необходимых материально-технических средств, выполнении различных видов работ.
Чтобы обосновать и подтвердить контрольные цифры и государственный заказ, предприятие рассчитывает такие показатели, как общий фонд заработной платы; фонд заработной платы руководящих и инженерно-технических работников, служащих;' фонд заработной платы конструкторов, технологов н научных работников предприятия; фонды экономического стимулирования. В этих расчетах предприятие руководствуется стабильными долговременными экономическими нормативами, которые охватывают взаимоотношения предприятия с государством, вышестоящими органами, местными органами управления.
Экономическое и социальное планирование на предприятии включает разработку перспективных, текущих и оперативно-производственных планов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих не-прерышость процесса планирования. Эти планы отличаются друг от друга продолжительностью планового периода, показателями, экономическими нормативами и степенью их детализации, а также методами разработки.
В содержание оперативно-производственного планирования входят плановые работы по уточнению, детализации и конкретизации показателей производственной программы по предприятию, в целом отдельным подразделениям, рабочим местам на короткие отрезки времени (от месяца до одного часа). Отличительной особенностью оперативно-производственного планирования как завершающего этапа всей системы планирования является то, что оно сочетает детальную разработку плана с экономическими нормативами предприятия и их сбалансированность непосредственно контролирует выполнение производственной программы.
При добуривании проектного фонда скважин капитальные вложения и текущие затраты определяются экономическими нормативами, принятыми в проекте разработки месторождений. При уплотнении сетки скважин могут быть два случая: 1) при стабилизации или снижении добычи жидкости, когда учитываются только капитальные вложения на бурение KG t уплотняющих скважин и подключение их к промысловым коммуникациям; 2) при росте добычи жидкости, когда помимо указанных капитальных вложений предусматриваются дополнительные вложения Кл t в объекты нефтепромыслового обустройства — системы ППД, нефтепромыслового сбора, транспорта нефти и т. д., начисляемые на каждую вновь пробуренную скважину, исходя из годового прироста добычи жидкости и фактических удельных капитальных вложений. Во-вторых, меняется сущность анализа. Причины этого определяются смещением приоритетов в объектах и целевых установках системы управления в условиях рыночной экономики. Как известно, укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. Как правило, в экономических исследованиях приоритеты в управлении этими объектами не расставлялись. В условиях централизованно планируемой экономики такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их нормирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, коммерческие организации были поставлены в жесткие финансовые рамки и потому не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов. В рыночной экономике эти ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление как раз и предполагает оптимизацию ресурсного потенциала коммерческой организации. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополу-
тельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее, финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. В централизованно планируемой экономике приоритеты в управлении этими объектами, как правило, не расставлялись. Такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, централизация, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их фондирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, предприятия были поставлены в жесткие финансовые рамки и не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов.
мую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов. Информационные процессы как активные силы взаимосвязи внутри и между экономическими объектами хозяйствования строятся на использовании разнообразных технологических решений и дают возможность отнести информацию к разряду наиболее важных, ценных и дорогостоящих ресурсов, экономящих трудовые, материальные и финансовые средства.
• Информационные системы управления экономическими объектами
разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий сегодня возрастает. Внесение порядка в хаос и свободу рынка — первая и пока не до конца осознанная необходимость субъектов предпринимательской деятельности. И здесь компьютерная технология незаменима, поскольку она дает возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации. Реформа методов управления экономическими объектами повлекла за собой не только перестройку организации процесса автоматизации управленческой деятельности, но и распространение новых форм реализации этой деятельности.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
При оценке количества информации в семантическом и прагматическом аспектах необходимо учитывать и временную зависимость информации. Дело в том, что информация, особенно в системах управления экономическими объектами, имеет свойство стареть, т.е. ее ценность со временем падает, и важно использовать ее в момент наибольшей ценности.
функционирующими социально-экономическими объектами на
тельно самостоятельными экономическими объектами, составляю-
Контроль (фр. controle — проверка) — составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями. Параметрический контроль — проверка соответствия параметров объекта (процесса) установленным нормам.
Анализ — (греч. analisis — разложение) — метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системе. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Анализ служит исходной, отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами.
Экономически обоснованной Эффективной реализации Экономически оправдана Экономически оправданно Экономически выгодными Экономической эффективности инвестиционного Экономической эффективности проектируемых Экономической целесообразности Экономической добавленной Экономической характеристики Экономической жизнеспособности Экономической классификации Эффективной заработной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|