Экономическими расчетами



Однако основные цели и задачи управления зависят от экономических и политических основ, действующих в той или иной общественной формации. Несмотря на то что буржуазия в капиталистическом обществе предпринимает широкие поиски новых форм и методов управления социально-экономическими процессами, она не в состоянии ликвидировать антагонизм между частной собственностью на средства производства и наемным трудом.

Управление есть в любом обществе и всегда носит классовый характер. Цели и задачи управления зависят от экономических и политических основ, действующих в той или иной общественной формации. В капиталистическом обществе, как показал К. Маркс, управление имеет двойственный характер. С одной стороны, управление выступает как важнейшая функция общественного производства, а с другой — оно служит мощным средством для усиления эксплуатации. Несмотря на широкие поиски новых форм и методов управления социально-экономическими процессами, капиталистическое общество не в состоянии ликвидировать антагонизм между частной собственностью на средства производства и наемным трудом.

Планомерное управление социальными и экономическими процессами, объективный характер которого в социалистическом обществе научно обоснован в марксистско-ленинской теории, непрерывно совершенствуется вместе с развитием объекта управления — народного хозяйства— в соответствии с целями и задачами коммунистического строительства на современном этапе. В данной главе, исходя из анализа поставленных партией задач в области совершенствования планирования, показываются необходимость, возможность и актуальность коренного улучшения его научно-технической базы, методики и технологии разработки и проверки выполнения планов за счет системного применения в практике плановой работы современных методов и средств обработки информации.

Охватывая воспроизводственный процесс в целом, система плановых показателей должна также учитывать специфику отдельных объектов, явлений или процессов, особенности различных видов планов, технологию решения плановых задач и выполнения плановых расчетов. В соответствии с этим осуществляется дифференциация показателей по народному хозяйству в целом, его сферам и отраслям, подотраслям, объединениям и предприятиям, республикам и экономическим районам, отдельным функциональным проблемам. Требование дифференциации показателей находит отражение в структуре народнохозяйственного плана: выделение разделов, подразделов, групп показателей, а также отраслевого, ведомственного, территориального, функционального, программного разрезов. Дифференциация плановых показателей является необходимой предпосылкой их адресности и директивности, что обеспечивает выполнение народнохозяйственным планированием его ведущей роли в системе централизованного управления социально-экономическими процессами в социалистическом обществе. Утвержденный государственный план является директивным документом, имеет силу закона, обязательного к исполнению. Его задания являются адресными, направленными к конкретным исполнителям. Адресность и директивность планов находят отражение в составе и роли отдельных показателей в планах различных звеньев народного хозяйства.

Данная проблема требует разработки теоретических и методологических положений и рекомендаций, направленных на решение широкого комплекса следующих задач: обобщение имеющегося методического и практического опыта по управлению социально-экономическими процессами; изучение вопросов, связанных с содержанием понятия социально-экономических факторов, выявление путей усиления влияния социально-экономических факторов; разработка рекомендаций по оценке уровня развития коллектива; выбор методов оценки эффективности; разработка методических рекомендаций по программно-целевому управлению социально-экономическими процессами; рассмотрение основных понятий, характеризующую социальную защищенность сформулировать общий подход к построению системы социальной защиты населения в новых условиях; выработать предложения для формирования социальной политики и механизма ее реализации на этапах рыночных преобразований.

Целью моделирования в организации является наиболее эффективное решение задач по управлению экономическими процессами путем использования математических методов.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур в рамках единой банковской системы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила поведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствования сложившихся приемов ведения банковского дела.

Ход реформы в 1992-1999 гг. со всей очевидностью показал неэффективность и пагубность для России применения преимущественно либералистских методов, предполагающих полный уход государства из экономики. Трансформировать социалистическую модель в капиталистическую без четкого и эффективного государственного управления сложнейшими экономическими процессами невозможно. Невозможно хотя бы потому, что в недрах первой модели не содержатся существенные элементы второй: социализм и капитализм по своим фундаментальным ипостасям противоположны. Неуправляемость реформационных процессов привела к формированию вовсе не капиталистической, а столь же не рыночной, как и прежняя (или «квазирыночной») и тотально криминализированной экономики. Не секрет, что трагедия всех реформационных потоков — постоянное попадание в некий «бермудский треугольник»: безответственность государственных органов - коррупция - преступность. И это наносило не меньший (если не больший) вред экономике и благосостоянию людей, чем инфляция сама по себе. А отсюда и иррациональное изменение позиций финансового сектора в народном хозяйстве, который стал самодовлеющим, замкнув на себя подавляющую часть денежных потоков, заблокировав их выход в реальный сектор. Кредитная система вместо выполнения своих естественных посреднических функций при расчетах между субъектами рынка превратилась в мощный рычаг перераспределения стоимости в свою пользу.

Основу предпринимательства составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, кооперативная, государственная. Предпринимательство тесно связано с теми экономическими процессами, которые создают для него благоприятные условия: а) разгосударствление и приватизация предприятий, б) поощрение конкуренции и действия антимонопольного законодательства, в) законы, регулирующие налогообложение, валютную политику, инвестиции, г) поощрение со стороны государства малого и среднего предпринимательства, способного быстро реагировать на условия рынка.

В числе предложений по совершенствованию экономической политики переходного периода, углублению реформационных преобразований наиболее актуальной стала идея усиления регулирующей роли государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из левой оппозиции. Это естественная реакция на либерализационное доктринерство праворадикальных реформаторов первой волны и утрату управляемости социально-экономическими процессами. Курс на усиление госрегулирования вовсе не означает подавление либеральных начал в экономике и возвращение к ситуации, когда государство было главным предпринимателем. Речь идет о перенесении центра тяжести реформационных усилий на институциональную и управленческую деятельность, т. е. на выработку регламентов хозяйственной деятельности и создание необходимых организационно-экономических структур-институтов. Дело в том, что существенные институциональные преобразования, по сути, прекратились сразу по завершении ваучерного этапа приватизации. Задача и предназначение нового этапа рыночной реформы — преодоление застоя в институциональных преобразованиях.

Прогноз носит вероятностный характер, но так как он строится на основе аргументированных научных представлений о состоянии и развитии объекта, то он имеет и достаточно достоверный характер. Можно сказать, что сами разработчики прогноза расценивают его как ожидаемое, вероятное состояние объекта в будущем. Значение прогнозов для управления социально-экономическими процессами трудно переоценить, ввиду того, что всякое управленческое решение по своей природе является прогнозным.


Плановая себестоимость определяется технико-экономическими расчетами затрат, необходимых для транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа, и снижения этих затрат в планируемом периоде по сравнению с базисным в результате влияния важнейших технико-экономических факторов.

Составление проекта плана издержек обращения в управлениях и на нефтебазах начинается с планирования расходов по отдельным статьям номенклатуры издержек обращения. Размер расходов по отдельным статьям определяется технико-экономическими расчетами исходя из норм, действующих тарифов, ставок и других расчетных показателей в соответствии с проектируемым объемом реализации нефтепродуктов, их ассортиментной структурой, численностью работающих, объемом и составом основных фондов и нормируемых оборотных средств и т. д.

Как в перспективном, так и в текущем плане все показатели должны быть обеспечены соответствующими организационно-техническими мероприятиями и обоснованы технико-экономическими расчетами.

Плановые задания, рассчитанные по отдельным предприятиям или по отраслям в целом, должны исходить из реальной возможности производства каждого вида продукции при возможно более полном использовании производственных мощностей, т. е. опираться на реальную техническую базу, и вместе с тем соответствовать потребностям в этих видах продукции. Следовательно, плановые за--дания, которые окончательно утверждаются в народнохозяйственном плане, должны сопровождаться очень тщательными технико-экономическими расчетами и потребностей в этой продукции, и возможностей ее производства.

На централизованно планируемую продукцию устанавливаются фонды (лимиты) потребления. В государственном плане материально-технического снабжения фонды выделяются советам министров союзных республик, министерствам и ведомствам, которые, в свою очередь, распределяют их по подчиненным предприятиям. План разрабатывается на основе, контрольных цифр развития народного хозяйства и заявок предприятий на материальные ресурсы. Заявки предприятий обосновываются технико-экономическими расчетами, исходя из прогрессивных норм расхода материалов на выпуск единицы продукции.

В процессе изучения курса студент должен овладеть экономическими расчетами при планировании деятельности предприятия, определении экономической эффективности новой техники

Абсолютная (земельная или горная) рента в политической экономии трактуется как платеж за пользование природным ресурсом, который вносит пользователь собственнику ресурса за худший из участков, обеспечивающий пользователю среднюю норму прибыли. Фактически арендатор (пользователь) выплачивает сумму абсолютной и дифференциальной ренты без их подразделения. В обществе с развитой рыночной экономикой размер платы определяется равновесием спроса и предложения, хотя и собственник ресурса, и его пользователь, конечно, вооружены экономическими расчетами, обосновывающими предельные размеры арендной платы.

4. Стартовая ставка ренты должна быть обоснована технико-экономическими расчетами и предусматривать возможность ведения хозяйства не ниже среднего уровня рентабельности.

Все показатели техпромфинплана должны быть обоснованы инженерными и экономическими расчетами и подкреплены системой организационных и технических мероприятий.

Капитальные вложения могут быть двухэтапными и более, разновременными, особенно при наращивании мощностей объектов, поочередном усилении пропускной способности трубопроводных магистралей или нефтебазовых хозяйств. Очередность этапов определяется технико-экономическими расчетами, т. е. сравнением различных вариантов. В этих случаях задача заключается в том, чтобы своевременно, по мере заполнения пропускной способности, обеспечивать планирование перехода от одного этапа усиления к другому с тем, чтобы общая сумма приведенных затрат по всем этапам при сравнении вариантов была бы минимальной.

Номенклатура и объем временных сооружений, зданий и сооружений определяются с учетом местных условий строительства, сроков сдачи объектов в эксплуатацию и обосновываются соответствующими технико-экономическими расчетами.


Экономически оправданные Экономически оправданного Экономической эффективности функционирования Экономической эффективности капиталовложений Экономической экспертизы Экономической действительности Эффективной технологии Экономической информацией Экономической категорией Экономической конъюнктуре Экономической напряженности Экономической обоснованности Экономической ответственности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика