|
Экономическим характеристикам
Каждое промышленное предприятие как основное звено народного хозяйства представляет собой самостоятельную производственно-хозяйственную единицу, обладающую рядом признаков, не зависящих от ее отраслевой принадлежности: производственно-техническим единством, организационным единством и экономическим единством.
низационньш и экономическим единством. Но в отличие от промышленного предприятия производственное объединение:
Государственное предприятие (объединение) характеризуется производственно-техническим, организационным и экономическим единством и административно-хозяйственной самостоятельностью.
Следовательно, государственное производственное предприятие является производственно-хозяйственной единицей, действующей на основе народнохозяйственного плана, занимается производством промышленной продукции и характеризуется производственно-техническим, организационным и экономическим единством, самостоятельным управлением и оперативно-хозяйственной независимостью.
Поскольку средства производства — это общественная (государственная) собственность, государство регламентирует правовое положение промышленного предприятия, планирует и контролирует его работу, определяет порядок использования накоплений. Документом, определяющим все стороны деятельности социалистического предприятия, является «Положение о, социалистическом государственном производственном предприятии», утверждён-' ное Советом Министров СССР 4 октября 1965 г. 1 Социалистическое промышленное предприятие характеризуется производственно-техническим и организационно-экономическим единством и административно-хозяйственной самостоятельностью.
Развитие комбинирования в химической промышленности обусловлено, во-первых, наличием большого числа процессов, базирующихся на последовательной или комплексной переработке минерального и органического сырья, во-вторых, значительными масштабами производства полупродуктов (синтетического аммиака, ацетилена, метанола, серной, фосфорной и азотной кислот), которые малотранспортабельны и последующая переработка которых целесообразна на месте производства, в-третьих, большим потреблением предприятиями химической промышленности топливно-энергетических ресурсов, наличием в их составе мощных обслуживающих цехов (разделения воздуха, компрессорных и насосных станций и т. п.) и большого вспомогательного хозяйства (ремонтного, энергетического, транспортно-складского и др.). Комбинированные предприятия отличаются объединением разнородных по технологии производств, технико-экономическим единством входящих в их состав производств, размещением на единой территории, наличием единой системы коммуникаций и общего вспомогательного хозяйства.
Государственное предприятие (объединение) характеризуется производственно-техническим, организационным и экономическим единством и административно-хозяйственной самостоятельностью.
Производственные объединения, газопромысловые управления, управления буровых работ, транспортные предприятия и т. д., входящие в состав всесоюзных промышленных объединений, характеризуются всеми признаками социалистического производственного предприятия, а именно: производственно-техническим, организационно-административным и экономическим единством. Признак производственно-технического единства — осуществление всеми подразделениями и службами единой технологической задачи по непрерывной и надежной поставке газа народному хозяйству и на экспорт с учетом более быстрого его продвижения, рационального использования мощности газодобывающих предприятий и газотранспортных магистралей, сохранения качества и снижения потерь газа. Организационно-административное единство заключается в том, что эти предприятия имеют единый аппарат управления всеми структурными подразделениями и службами (компрессорные станции, энергохозяйство, аварийно-восстановительная служба и т. д.). Экономическое
В задачу НПУ входит обеспечение непрерывной и надежной поставки нефтетоваров на перерабатывающие заводы, на экспорт и дру-тие нужды с учетом более быстрого их продвижения, рационального использования мощности трубопроводных магистралей, сохранения качества и снижения потерь нефти. Нефтепроводное управление характеризуется всеми признаками производственного социалистического предприятия, а именно: производственно-техническим, организационно-административным и экономическим единством. Признак лроизводственно-технического единства — осуществление всеми подразделениями и службами единой технологической задачи по обеспечению транспортировки нефти в соответствии с планом.
ственно-техническим и экономическим единством, оперативно-хозяйственной самостоятельностью; является общенародной собственностью и принадлежит социалистическому государству; является коллективом свободных от эксплуатации людей; вся его работа направляется государственным планом; его целью является создание продукции, необходимой социалистическому обществу; располагает необходимыми основными фондами (здания, сооружения, оборудование и др.) и оборотными средствами, выделенными социалистическим государством в качестве необходимой базы хозяйственной деятельности в соответствии со специализацией предприятия и перспективами его развития; является самостоятельной хозяйственной единицей, наделенной правами юридического лица. Это значит, что предприятие, руководствуясь государственным планом и советским законодательством, может приобретать средства производства, вступать самостоятельно в договорные отношения, несет имущественную ответственность по своим обязательствам, имеет собственное название, печать, самостоятельный баланс, расчетный счет в Госбанке, может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, а предприятие не отвечает по обязательствам государства; оно обладает организационно-административной обособленностью и возглавляется директором как полномочным доверенным лицом государства; представляет собой комплекс подразделений, работа всех частей которого должна быть строго координирована на принципах научной организации производства; обладает всеми необходимыми условиями и организационными средствами для эффективного использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; оперативно-хозяйственная самостоятельность предприятия обеспечивается его хозяйственным статусом, принципами хозяйственного рг^счета. В целях реализации принципов предприятие осуществляет набор работников, приобретает оборудование, сырье, материалы, организует производственный процесс, реализует готовую продукцию, осуществляет ремонт основных фондов, имеет законченную систему учета и отчетности с выявлением результатов хозяйственной деятельности. Хозяйственный расчет означает также, что предприятие должно возмещать денежные затраты на производство продукции за счет выручки от ее реализации и обеспечивать чистый доход государству в виде прибыли.
Оперативная самостоятельность социалистического промышленного предприятия характеризуется производственно-техническим, организационно-административным и экономическим единством. Основу механизации и автоматизации управленческого труда составляют технические средства управления. которые включают различные но функциональным возможностям и технико-экономическим характеристикам виды организационной, вычислительной техники и оргсвязи.
Большую роль при разработке бизнес-планов пред-Маркетинг приятии (компаний) играет маркетинг. Маркетинг, как управленческая деятельность, направлен на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производства на выпуск конкурентоспособной продукции, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам, в объективно обусловленных объемах. Проведение этих сложных многоэтапных расчетов возможно лишь с помощью компьютерных моделей прогноза, анализа, оценки и выбора наивыгоднейших решений балансовых моделей рынка.
Основу механизации и автоматизации управленческого труда составляют технические средства управления, которые включают различные по функциональным возможностям и технико-экономическим характеристикам виды организационной, вычислительной техники и оргсвязи.
Для предприятия - потенциального экспортера желательно найти на рынке интересующей его страны так называемую "экономическую нишу" - сегмент потребителей, который не удовлетворен имеющейся продукцией, а мог бы заинтересоваться новым товаром, отличающемся по функциональным, качественным или экономическим характеристикам. В противном случае предприятию вряд ли удастся проникнугь на новый рынок.
Эту трудность можно преодолеть, если расчет вести по предва -рительно рассчитанным технико-экономическим характеристикам газопроводных участков и компрессорных станций [5,?], которые непо -средственно подставляются в целевую функцию (I):
б) идентификация по времени, стоимостная оценка, классификация ФХЖ по юридическим и экономическим характеристикам;'
Под влиянием рыночных факторов первичная информация постоянно меняется и возникает потребность в ее периодическом обновлении — мониторинге рынка. Для организации мониторинга используются специальные исследовательские панели. Они представляют собой выборки оптовых, розничных торговых сетей, опросы различных групп потребителей (элементы панели) через определенные промежутки времени по заранее разработанной схеме с целью пополнения и уточнения первичной информации. Панель должна включать типичных продавцов или потребителей анализируемой продукции, чтобы выводы, получаемые по результатам обследования, можно было обобщить и распространить на всю исследуемую совокупность. Элементы панели представительны, если они отражают структуру рынка по наиболее важным параметрам: географическому расположению, демографическим факторам, социально-экономическим характеристикам, обычаям и традициям потребителей и т. д.
Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.
Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель выдвигает свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъяв-
Критические точки /к/и ?к2 предупреждают изготовителя о зарождении новой потребности. Он стоит перед дилеммой: заканчивать производство данного изделия или модернизировать его и перейти на новую модель, которая была бы совершеннее предыдущей. Поэтому, в течение определенного времени на последующих этапах цикла потребность будет меньше, чем объем производства. Это вовсе не значит, что выпускаемые изделия не найдут спроса у потребителей. Реализация изделий будет идти своим чередом, и в ряде случаев производственники могут даже не почувствовать изменений в конъюнктурном соотношении производства, потребности и спроса. Но потребитель уже испытывает определенную неудовлетворенность существующей конструкцией изделия, у него возрастают требования к технико-экономическим характеристикам, расширению технических возможностей, т. е. формируется новая потребность в изделии аналогичного назначения, но более совершенном и перспективном. Данную задачу решает этап модернизации изделия и, как показано на рис. 21, потребность и производство вначале численно равны (момент времени (к2), а затем потребность определенное время превышает производство. В дальнейшем все происходит в такой же последовательности. Этапов модернизации изделия может быть несколько, а может не быть и вовсе. Это зависит от конкретных условий и изделий, а также конъюнктурного состояния рынка.
номики. В большинстве случаев на отраслевых и региональных рынках функционировало лишь одно гигантское предприятие с замкнутым циклом, которое по своим технико-экономическим характеристикам не поддавалось расчленению без серьезных потерь для экономики. То есть здесь не существовало достаточных технико-экономических и организационных условий даже для олигополии.
Экономической эффективности функционирования Экономической эффективности капиталовложений Экономической экспертизы Экономической действительности Эффективной технологии Экономической информацией Экономической категорией Экономической конъюнктуре Экономической напряженности Экономической обоснованности Экономической ответственности Экономической программы Экономической реализации вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|