|
Экономическим нормативам
Опровергнуто главное положение Маркса, по которому прибавочная стоимость больше в той сфере производства, в которой органическое строение капитала ниже (т. е. больше отношение переменной части капитала к постоянной), опровергнуто положение о прогрессирующем обнищании пролетариата, о неизбежности гибели капитализма. Наиболее сжатую и емкую характеристику учения К. Маркса как с экономической, так и с социологической точки зрения дал Р. Арон (1992). По мнению последнего, главной социологической является следующая идея, которую К. Маркс разделял с Д. Рикардо: лишь только обозначается тенденция роста зарплаты, как увеличивается рождаемость (демографической статистикой опровергнуто. — Ю. Т.), создавая, таким образом, излишек рабочей силы. Подлинно экономическим механизмом, который подходит марксизму, выступает технологическая безработица: непрерывная механизация и автоматизация производства ведут к высвобождению части рабочих. Именно резервная армия рабочих воздействием на уровень зарплаты препятствует ее росту. Не будь ее — можно было бы внедрить в марксистскую схему исторически доказанный факт роста жизненного уровня рабочих, не отказываясь от существенных положений марксизма.
Налоговая система страны является важнейшим экономическим механизмом, определяющим основные параметры функционирования предприятий, их финансовое состояние и уровень цен на продукцию.
Полный X. р. бурового или нефтегазодобывающего предприятия и внутрихозяйственный расчет взаимосвязаны и являются единым экономическим механизмом. Основные принципы хозяйственного расчета — обособление имущества, хозяйственная самостоятельность, материальное стимулирование, контроль рублем и другие — в одинаковой степени действуют в условиях X. р. всего предприятия и внутрихозяйственном расчете. Новая система планирования и экономического стимулирования создала условия для дальнейшего совершенствования внутрихозяйственного расчета. В первую очередь, это выражается в приближении плановых хозрасчетных показателей отдельных подразделений к фондообразующим показателям работы предприятия в целом и в образовании цеховых фондов ма^-териального поощрения, введении в систему межцеховых отношений принципа материальной ответственности и др.
Столь большое внимание, уделяемое хозяйственному расчету, объясняется тем, что он является экономическим механизмом, сочетающим интересы общества, коллектива предприятия и каждого его работника, побуждающим социалистическое предприятие к максимальной экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, непрерывному росту производительности труда. Применение хозяйственных расчетных методов управления в условиях расширения самостоятельности предприятий позволяет активно воздействовать при помощи различных экономических рычагов на все стороны хозяйственной жизни предприятия, повышать эффективность производства.
где IM — капиталовложения в году v. Соотношение (4.9) означает, что фонды износятся с постоянным темпом ц. Все же в современном обществе с быстрой сменой технологической базы производства выбытие фондов часто определяется необходимостью модернизации производства. Момент проведения модернизации также определяется экономическим механизмом и моделируется так же трудно, как и другие социально-экономические процессы. После построения гипотез о распределении трудящихся по основным фондам и о выбытии основных фондов соотношения (4.6) — (4.8) описывают производственную функцию полностью. Построение и свойства производственных функций такого типа, основанные па моделировании некоторых социально-экономических явлений, рассмотрено в гл. 7.
Конкретное хозяйственно-экономическое положение каждого подразделения определяется степенью его самостоятельности и предоставленных полномочий руководителю подразделения. Взаимодействие между внутренними подразделениями, между разными уровнями управления регулируются внутренним экономическим механизмом.
Под экономическим механизмом возникновения кризиса следует понимать цепь последовательных взаимосвязанных явлений, под влиянием которых начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности взаимосвязанных экономических явлений (эффект «падающего домино»), в конце которого наступает завершающее явление кризисное состояние.
Проект считается устойчивым, если при всех сценариях он оказывается эффективным и финансово реализуемым, а возможные неблагоприятные последствия устраняются мерами, предусмотренными организационно-экономическим механизмом проекта.
Рынок научной интеллектуальной собственности, как и рынки других товаров и услуг, является основным экономическим механизмом, регулирующим через цену рациональность использования ресурсов, эффективность деятельности учреждений научно-технической сферы. Без развитого регулируемого рынка НИС невозможно нацелить экономику на нововведения, повысить на-
Рынок научной интеллектуальной собственности (НИС), также как и рынки других товаров и услуг, является главным экономическим механизмом, регулирующим через цену рациональность использования ресурсов, эффективность деятельности учреждений научно-технической сферы. Без развитого регулируемого рынка НИС невозможно нацелить экономику на нововведения, повысить научную и изобретательскую активность, поднять уровень выпускаемой продукции. Постепенно он начнет преобразовывать всю гамму сложившихся хозяйственных отношений в пользу владельцев наиболее качественных, дешевых услуг, товаров, технологий. Все чаще ноу-хау будут использоваться в виде нематериальных активов при создании производственных структур.
ляются действующим экономическим механизмом. На третьей стадии в соответствии с одобренным в установленном порядке проектом основных направлений экономического и социального развития СССР Госплан СССР разрабатывает контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку с распределением по годам. Эти показатели доводят до министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик за год до очередной пятилетки, которые, в свою очередь, сообщают контрольные цифры подведомственным промышленным и производственным объединениям и предприятиям.
повышение ответственности за удовлетворение потребностей народного хозяйства и выполнение обязательств перед потребителями за выпускаемую ими продукцию, а также - ответственности перед государством за полное обеспечение отчислений в государственный бюджет по стабильным экономическим нормативам;
Предприятия по стабильным экономическим нормативам вносят отчисления от полученной прибыли в бюджет и министерству, а остающуюся в их распоряжении прибыль по стабильным нормативам направляют в фонды развития производства, науки и техники, социального развития и материального поощрения. В фонд развития производства, науки и техники помимо отчислений от прибыли направляют также часть амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов по установленным нормативам.
Далее Госплан СССР разрабатывает контрольные ц и ф-р ы по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку с распределением по годам, доводя их до сведения министерств.
В связи с этим потребность в материально-технических ресурсах, в том числе в оборудовании, определяют на всех этапах составления перспективных планов социального и экономического развития: при разработке проекта основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет (на первое пятилетие с распределением по годам и на второе пятилетие — в целом); при разработке контрольных цифр по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку с распределением по годам; при разработке проектов пятилетних планов экономического и социального развития на всех уровнях хозяйственного управления.
В соответствии с контрольными цифрами по основным показателям и экономическим нормативам с распределением по годам предстоящей пятилетки, установленным Мингазпрому Госпланом СССР, и на основании генеральной схемы развития и размещения газовой промышленности по каждой подотрасли составляется перечень объектов, сооружений, строящихся по каждому году пятилетки, с указанием создаваемой мощности и объема капитальных вложений, общих и СМР (предварительные титульные списки).
на основе контрольных цифр по основным показателям и экономическим нормативам, устанавливаемым для министерства (ведомства) за год до очередной пятилетки, министерство (ведомство) обеспечивает доведение контрольных цифр до главных производственных управлений, объединений и трестов в течение месяца после получения их от Госплана СССР;
Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР •о совершенствовании хозяйственного механизма, главной формой планирования экономического и социального развития и основой хозяйственной деятельности в СССР являются пятилетние планы. Пятилетний план разрабатывается в следующем порядке: в соответствии с проектом основных направлений экономического и социального развития СССР Госплан СССР разрабатывает контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку с распределением заданий по годам и доводит их до министерств союзных республик за год до очередной пятилетки;
на основе контрольных цифр по основным показателям и экономическим нормативам, установленным для министерства за год до очередной пятилетки, Миннефтегазстрой обеспечивает доведение контрольных цифр до подведомственных главных производственных управлений, объединений и трестов в течение месяца после получения их от Госплана СССР;
контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам (задания по росту производительности труда, нормативы фонда заработной платы и фондов экономического стимулирования), стабильные на все пятилетие и не подлежащие изменению;
.'!. В соответствии с проектом основных направлений экономического н социального развития СССР Госплан СССР разрабатывает контрольные цифры но основным показателям н экономическим нормативам на предстоящую пятилетку с распределением по годам и доводит их до министерств и ведомств и Советов Министров союзных республик за год до очередной пятилетки. Министерства и ведомства в свою очередь доводят контрольные цифры до объединений, предприятий и организаций в течение месяца после получения их от Госплана СССР.
Экономической эффективности общественного Экономической ассоциации Экономической демократии Экономической финансовой Экономической интеграции Экономической кибернетики Экономической литературы Экономической неопределенности Экономической обстановки Экономической политической Эффективное функционирование Экономической рентабельности Экономической статистики вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|