|
Экономической неопределенности
прогнозы на 1980 г. и последующий период окажутся нереальными. Все это приводит авторов прогноза к выводу, что «оценки установленной мощности АЭС в развивающихся странах в 1980 г. представляются скорее выражением масштабов экономической необходимости, а не того, что будет достигнуто в действительности».
Существование убыточных предприятий в добывающих отраслях, связанное с введением в хозяйственный оборот худших месторождений, не может служить доказательством экономической необходимости этой убыточности. Многолетний опыт хозяйственного строительства в Советском Союзе показал, что система государственной дотации крайне неблагоприятно влияет на хозрасчетные условия и стимулы производства. Планово-убыточные предприятия, получающие дотацию из бюджета, затрудняют перевод отраслей на прогрессивные условия планирования и экономического стимулирования производства.
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления крыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Целью настоящего учебника является оказание помощи в углублении и систематизации знаний в области налогообложения. Задача автора состоит прежде всего в том, чтобы дать четкие представления о сущности налогов, их экономической необходимости, основных видах налогов, налоговой системе в целом и ее роли в экономическом развитии общества.
Промышленно развитые и демократически организованные страны имеют свою особую налоговую систему, а страны с переходной экономикой — свою. Для современной России сейчас важно создать налоговый механизм, максимально приближенный к классическим принципам налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей — единственного бюджетного приоритета. Все другие государственные расходы должны быть лимитированы и осуществляться в меру экономической необходимости.
Чтобы точнее его обозначить, представим, что из какого-либо агрегата вытащили и похитили одну из его основных деталей, в результате чего агрегат оказался разукомплектованным и в нерабочем состоянии. Этот факт может найти отражение в учете тем или иным образом, но на признаках, характеризующих агрегат в системе учета, он скорее всего не отразится. Тем более не найдет в системном учете отражения похищение не крупной, а мелкой детали. Конечно, в большинстве случаев подвергать учету каждую гайку нет экономической необходимости, но здесь опять-таки встает вопрос о принципиальной готовности действующей методологии решать стоящую перед ней неоднозначную проблему.
Во-первых, Березкин так и не доказал, что благодаря возникновению руководящего мелиоративными работами бюрократического аппарата -государства масштабы освоения грядковых полей в бассейне оз. Титикака не возросли, а интенсивность земледелия на этих полях не повысилась. Разумеется, перешедшие от охоты и собирательства к земледелию общины начинали заниматься мелиорацией поодиночке. Однако обусловленные развитием производительных сил снижение уровня детской смертности и рост продолжительности жизни, а также вызванное интенсификацией межплеменных контактов (прежде всего обмена) укрупнение племен путем слияния (кстати, при этом родовые общины превращаются в соседские, а племя и община перестают быть тождественными: если в период расцвета первобытного общества племя включало в себя одну, две, реже -чуть большее число общин, то чем дальше заходит разложение первобытного коммунизма, тем больше общин включает в себя племя, наконец перестающее - с возникновением классового общества - быть племенем и превращающееся в новую форму общности, в народность) порождают потребность в кооперации труда все более широких масс людей, без чего невозможно повысить производительность труда и прокормить растущее население: дело в том, что эффект мелиорации тем выше, чем более согласованы друг с другом мелиоративные работы на соседних площадях обрабатываемой земли. Эта-то потребность и привела к тому, что общины стали объединяться друг с другом не только в силу военного превосходства крупных объединений над мелкими, но и в силу экономической необходимости - эффективности планомерного проведения мелиоративных работ под единым руководством. Правда, во-вторых, Березкин отмечает, что земледельцы продолжали обрабатывать поля и после того, как приозерное ти-
Разделение власти между федеральным правительством и штатами поставило банковскую сферу под законодательный контроль обеих ветвей власти. Для Америки с самого начала были характерны неприятие центральных органов власти и ревностная защита индивидуальных прав штатов. Как бы то ни было, но нужда в средствах в годы Войны за независимость все же заставила федеральное правительство сделать первые шаги в банковской деятельности и содействовать в создании Банка Северной Америки (Bank of North America). В этот период всего лишь зарождалась американская промышленность, и нехватка реальной экономической необходимости в банках сделала исключительно сложным делом привлечение частного капитала. Государство в этих условиях было вынуждено стать крупным пайщиком Банка. Банк разделял бремя непопулярности всех центральных институтов власти, и по окончании войны его чартер был признан недействительным.
В зарубежных странах в случаях экономической необходимости, когда уровень безработицы на региональном рынке начинает превышать 1045%, применяется мера экстренного финансирования предприятий, т.е. субсидирование заработной платы работников несостоятельного предприятия за счет средств бюджета.
своих акций, возможности при экономической необходимости как можно быст-
ментатора или журналиста. Но кроме них существуют безымянные трудящиеся массы, обреченные на монотонный, изнуряющий и унылый физический труд. Часто приходится слышать мнения о том, что хороший рабочий получает удовольствие от своего труда. Такие утверждения обычно исходят от тех, кто никогда в жизни не занимался тяжелым физическим трудом по экономической необходимости. ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ. Покупатели товаров промышленного назначения находятся под сильным влиянием таких факторов текущей и ожидаемой экономической обстановки, как уровень первичного спроса, экономическая перспектива и стоимость получения займов. По мере роста уровня экономической неопределенности покупатели товаров промышленного назначения перестают делать капиталовложения в приобретение машин и оборудования и стремятся сократить наличные товарно-материальные запасы. Все большую значимость приобретает такой фактор
«Момент затрат» в определенном смысле является мерой адаптивности плана. Этот показатель, в частности, можно использовать в качестве дополнительного критерия отбора вариантов плана при анализе множества возможных планов, находящихся в зоне экономической неопределенности по основному критерию (например, по минимуму суммарных затрат с учетом фактора времени). Естественно, что целесообразность применения измерителей адаптивности связана с неопределенностью и вероятностным характером некоторых из предстоящих условий реализации планов, а эта ситуация наиболее характерна для процедур перспективного планирования и пр огнозир ования.
Как уже отмечалось, этот показатель можно использовать для оценки адаптивных свойств плана; в качестве дополнительного критерия для отбора вариантов в зоне экономической неопределенности (по основному критерию); как ограничения в оптимизационных задачах отраслевого планирования (при накоплении статистики решений и нормировании на этой основе величины Муд для различных ситуаций).
ностп (в том числе и в областях, не охваченных стандартами*). Подобных вопросов будет больше, чем стандартов, поскольку в каждом из них наряду с основным методом предлагается альтернативный. В российской практике еще недостаточно стандартов, однако рядом нормативных документов по многим вопросам предприятием также разрешен самостоятельный выбор методов. 'Следует подчеркнуть, что в условиях переходной экономики необходимы более подробные обоснования организацией своего решения относительно принятого метода (например, это касается признания выручки в каждой конкретной ситуации, признание активов, выбор метода амортизации материальных и нематериальных активов, создание резервов и т.д.). Если МСФО практически не регламентируют организационные моменты ведения учета, то в условиях государственного регулирования учетной системы в России предприятия обязаны раскрыть их в учетной политике. Такой порядок целесообразен в ситуации экономической неопределенности, тем не менее центр тяжести не должен переноситься на организационные моменты.
Country Risk — «страновой», «суверенный» риск. Общий уровень политической, финансовой и экономической неопределенности в стране, который влияет на стоимость кредитов или инвестиций в этой стране.
Показатель денежной массы может служить надежным инструментом в периоды экономической неопределенности, когда денежная маоса и темпы инфляции находятся в центре внимания инвесторов... т.е. практически постоянно.
отражают факт экономической неопределенности информации. Бу-
экономической неопределенности информации.
экономической неопределенности информации, хотя отдельные ме-
Для большинства предприятий в переходный период главная экономическая проблема — это проблема выживаемости, приспособления к рыночным условиям, перестройка не только структурная, но и организационно-экономическая. В ситуации экономической неопределенности большинство предприятий не ориентируются на долгосрочное развитие, их поведение ограничивается краткосрочной перспективой. Исключение составляют предприятия, обладающие какими-либо уникальными возможностями (работа на экспорт, естественные монополии, предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам). Проблема выживаемости модифицируется или исчезает, как только та или иная страна выходит из полосы финансовой нестабильности, осуществляет глубокие институциональные преобразования и входит в режим ускоренного развития. При этом само понятие выживаемости неоднозначно для различных предприятий, поскольку одни связывают это с сохранением трудового коллектива, другие — с желанием иметь устойчивое финансовое положение, третьи — с увеличением объемов производства.
Начиная с 17 августа 1998 г. Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменен механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ. Отказ Правительства РФ от заимствований на внутреннем рынке означал, что в условиях экономической неопределенности вложения в иностранную валюту, прежде всего в доллар США, стали наиболее привлекательным видом активов практически для всех экономических агентов, включая население. Это усилило давление на рубль и способствовало сохранению высоких девальваци-онных ожиданий.
Экономического благосостояния Экономического использования Экономического моделирования Эффективное продвижение Экономического организма Экономического поведения Экономического производства Экономического реформирования Экономического состояния Экономического воздействия Экономического законодательства Экономическому обоснованию Экономическому сотрудничеству вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|