|
Экономической программы
Я выделил производство в отдельное поле деятельности, поскольку мне известно, что отношения рабочих и руководителей складываются непросто и что эта проблема является экономической проблемой номер один в нашей стране.
Охрана окружающей среды в настоящее время является важной социальной и экономической проблемой. Основополагающим документом по оценке природоохран ных мероприятий является Временная методика определения экономической эффективности затрат в мероприятия по охране окружающей среды, разработанная Институтом экономики АН СССР в 1983 г.
Актуальной экономической проблемой является эффективное распределение централизованных капитальных вложений в отрасли народного хозяйства с учетом фактора времени. Комплектно-блочный метод позволяет получить эффект от рационального распределения капитальных вложений по годам строительства (Э кв)
Доминирующее влияние монетаризма в 1960-х и 1970-х гг. было обусловлено тем, что главной экономической проблемой вместо безработицы стала инфляция. Фискальным средством борьбы с инфляцией является повышение налогов и (или) снижение государственных затрат (для безработицы верно обратное). Кредитно-денежное направление борьбы с инфляцией — сокращение денежной массы — политически более приемлемо, так как оно не столь очевидно, менее понятно, ответственность за побочные эффекты можно перевести на банковскую элиту.
Невозможно понять те представления, к которым приводил меркантилистов их действительный опыт, если не учесть, что на протяжении всей человеческой истории существовала хроническая тенденция к более сильной склонности к сбережению по сравнению с побуждением инвестировать. Слабость побуждения к инвестированию во все времена была главнейшей экономической проблемой. В наше время слабость этого побуждения можно объяснить главным образом величиной уже существующих накоплений, тогда как в прежние времена, по-видимому, гораздо большую роль играли риск и всякого рода случайности. Но результат от этого не меняется. Желание отдельных лиц увеличивать свое личное богатство, воздерживаясь от потребления, обычно было сильнее, чем побуждение предпринимателей увеличивать национальное богатство путем использования рабочей силы для производства товаров длительного пользования.
Исчисление стоимости является сложной экономической проблемой. Советскими экономистами в ходе дискуссий предложен ряд концепций формирования социалистической модификации стоимости. Основными среди них являются концепции стоимостная, усредненной стоимости, народнохозяйственных издержек и цены производства.
Рассмотрим полноту оцифровки на интересном примере. Как выразить в деньгах страдания человека? В США такую оцифровку регулярно проводят суды, заставляя выплачивать огромные штрафы тех, кто привёл к этим страданиям. Это может показаться не экономической проблемой, но если такую оцифровку не делать, то возникают ситуации, похожие на случай с Форд Пинто.
Причиной дальнейшего развития технических средств является изменение характера труда, повышение его» творческого, квалификационного уровня и интеллектуальной привлекательности. Здесь ликвидация существенных различий между умственным и физическим трудом как: бы смыкается с другой важной социально-экономической проблемой — усилением творческого характера и повышением эффективности труда.
Невозможно понять те представления, к которым приводил меркантилистов их действительный опыт, если не учесть, что на протяжении всей человеческой истории существовала хроническая тенденция к более сильной склонности к сбережению по сравнению с побуждением инвестировать. Слабость побуждения к инвестированию во все времена была главнейшей экономической проблемой. В наше время слабость этого побуждения можно объяснить главным образом величиной уже существующих накоплений, тогда как в прежние времена, по-видимому, гораздо большую роль играли риск и всякого рода случайности. Но результат от этого не меняется. Желание отдельных лиц увеличивать свое личное богатство, воздерживаясь от потребления, обычно было сильнее, чем побуждение предпринимателей увеличивать национальное богатство путем использования рабочей силы для производства товаров длительного пользования.
Отсутствие банковской системы устранило бы весьма важный фактор колебаний, состоящий в паническом резервировании денег; кроме этого, однако, существуют еще и такие факторы, как интеграция и дезинтеграция в промышленности, динамика численности и структуры населения, изменения в отношении публики к распределению рискованности своих активов. Если порождаемое этими факторами "естественное" ускорение и замедление оборота денежных балансов достигнет значительных масштабов, противодействие ему вполне может стать одной из целей банковского дела и ее полезной функцией. Фидуциарная же эмиссия (в форме необеспеченных банкнот или в виде чековых депозитов) вполне может стать необходимостью, если следует оставить нейтральными монетарные факторы. Открытие такой банковской системы, которая бы не служила источником катастрофических отклонений от нормы и которая бы сама с наименьшей вероятностью порождала колебания, а с наибольшей - предпринимала бы верные шаги в ответ на действия публики, является на сегодняшний день самой важной нерешенной экономической проблемой.
Важной социально-экономической проблемой является распределение дохода. Его рассматривают, прежде всего, с функциональной точки зрения, то есть распределения полученного совокупного дохода между факторами производства. Функциональное распределение дохода, как было ранее показано в главе 4, свидетельствует о том, какая доля национального дохода или богатства присваивается соответствующим фактором производства. Основная часть текущих доходов в рыночной макроэкономике приходится на заработную плату (с включением в нее всей суммы социальных налогов и выплат, а также доходов индивидуальных предпринимателей, не использующих наемных рабочих). Практика развитых стран показывает, что доля заработной платы в составе национального дохода при длительном, стабильном и прогрессирующем макроэкономическом развитии не должна опускаться ниже 80—85%. Заработная плата является основным фактором, побуждающим граждан к использованию всей совокупности рыночных ценностей как стимулов хозяйственного й социального прогресса. На прибыль предприятий негосударственного сектора в итоге конечного распределения национального дохода обычно приходится около 14%, включая как предпринимательскую прибыль в реальном секторе экономики, так и процентные доходы. Из этой величины основная сумма расходов приходится на реальные инвестиции (они образуются в результате трансформации сбережений в расходы на закупку оборудования, производственное строительство и т.п. расходы). Иначе говоря, в социально ориентированной экономике функциональное распределение национального дохода признается эффективным, если темп прироста желаемого в определенном структурном качестве реального национального дохода, взвешенный по показателю прироста инвестиционной емкости сбережений участников рынка и при требуемом объеме совокупной заработной платы является максимальным: Главный объект критики при этом — концепция так называемого Вашингтонского консенсуса. Именно она является и ныне базой рекомендаций МВФ для стран, реализующих рыночные стабилизационные программы. Появлению Вашингтонского консенсуса способствовал опыт стран Латинской Америки в 80-е гг. Он обрел на длительное время ореол наиболее респектабельной экономической программы, которая предлагается всем развивающимся странам, намеревающимся приблизиться к стандартам западного мира.
Россия занимает одно из первых мест среди стран — получателей кредитов МБРР (см. гл. 10, § 10.7). За 1993/1998 финансовые годы России было выделено средств на сумму в 9,8 млрд долл., из них получено 5,4 млрд долл. До 1996 г. Россия медленно осваивала кредиты МБРР и на нее накладывались штрафные санкции; затем процесс этот ускорился. Большая часть кредитов МБРР России имеет инвестиционный характер. Однако, по оценке руководства Банка, много средств выделялось на покрытие бюджетного дефицита (бюджетозамещающие кредиты). Такая форма кредитования не приоритетна для МБРР и не поощряется руководством. С 1999 финансового года Банк намерен свести бюджетозамещающие кредиты на нет, сосредоточив усилия на проектном финансировании. В связи с финансовым кризисом с августа 1998 г. у России возникли трудности с получением очередных траншей займа на структурную адаптацию. Реализация его носит обусловленный характер и зависит от одобрения МВФ экономической программы.
В настоящее время Государственная Дума приступила к обсуждению экономической программы Правительства, разработанной Центром стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Программа предусмотрена на 10-летний период. Первый этап должен охватить 1,5 года под названием «Россия: политика, экономика, власть». На этом этапе формируется законодательная база бюджетной реформы, включая налоговую реформу, разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему.
Бюджетное планирование — централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное право — совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему страны.
Важным условием эффективности в области управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является ее увязка с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью. В 2001 г. Правительство РФ и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики, получившую поддержку международных финансовых организаций. Россия вышла на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ.
Все это можно достичь только путем целенапрашюнной поддержки всех стадий процесса нововведений в государственном и частном секторах экономики на основе экономической программы развития экономики страны. Проблема эта сложна и много-
Главный объект критики при этом — концепция так называемого Вашингтонского консенсуса. Именно она является и ныне базой рекомендаций МВФ для стран, реализующих рыночные стабилизационные программы. Появлению Вашингтонского консенсуса способствовал опыт стран Латинской Америки в 80-е гг. Он обрел на длительное время ореол наиболее респектабельной экономической программы, которая предлагается всем развивающимся странам, намеревающимся приблизиться к стандартам западного мира.
Рис. 10.1. «...Следует принять законодательные нормы, ограничивающие уровень рентабельности сделок между косвенно контролирующими друг друга компаниями. Это позволит ограничить "вымывание" из России сырьевых ресурсов по демпинговым ценам, что в основном касается лесопромышленной и металлургической отраслей... Также необходимо взять под жесткий контроль внешнеэкономические связи и ценообразование в государственном секторе. Требуется ужесточить контроль за экспортом сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки, изменить структуру налогов добывающих отраслей и нефтегазовых экспортеров» (Из экономической программы А. Лебедя «Новый подход к проблемам национальной безопасности»).
Рис. 14.1. «...Обеспечить продовольственную безопасность страны. Должны быть созданы все необходимые условия тем, кто хочет трудиться на земле. Нужно установить четкую систему государственных контрактов на большую часть сельхозпродукции с четко оговоренным сроком действия (например, 3 года). При этом государству следует так же четко оговаривать дотацию в размере части разницы цены на товар отечественного производителя и цены аналогичного качества импортного товара. Это позволит, с одной стороны, поддержать буквально погибающее отечественное сельское хозяйство, себестоимость продукции которого чаще всего выше, чем у иностранных производителей, а с другой — стимулировать повышение эффективности и производительности труда сельхозработников путем снижения год от года размера дотируемой части от разницы цен» (Из экономической программы секретаря Совета безопасности, помощника президента по национальной безопасности А.И Лебедя «Новый подход к проблемам национальной безопасности»).
Важным условием эффективности в области управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является ее увязка с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью. В 2001 г. Правительство РФ и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики, получившую поддержку международных финансовых организаций. Россия вышла на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ.
Объявление Форда было, по сути, возвещением грандиозной экономической программы, которую он исподволь выстраивал, так что работа на конвейере и политика повышения заработной платы оказывались вписанными в куда более широкий экономический проект. Проект этот, в который безоговорочно верил Генри Форд, но за успешное осуществление которого в ту пору никто не поставил бы ни цента, заключался в следующем: превратить автомобиль, бывший по преимуществу предметом роскоши, в товар широкого потребления, доступный покупателю с кошельком любой толщины.
Экономического неравенства Экономического образования Экономического положения Экономического прогнозирования Эффективное распределение Экономического сообщества Экономического стимулирования строительного Экономического управления Эффективное руководство Экономическому прогрессу Экономическом механизме Экономическом пространстве Экономическом сотрудничестве вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|