Экономическое районирование



- воздействия объективного характера, обусловленные вхождением в открытое экономическое пространство, осуществляющиеся через экспорт и импорт. Импорт товаров потребительского и производственного назначения, способствуя насыщению внутреннего рынка, одновременно тормозит развитие многих отраслей хозяйства, закрепляет деформированную структуру региональной экономики. Сохранению структурных диспропорций способствует сырьевая направленность экспорта;

ром здесь может послужить создание Европейского союза (ЕС), в состав которого входит большинство стран Европы. В результате соглашения между ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) с 1 января 1993 года возникло единое европейское экономическое пространство, на котором осуществляется свободное движение товаров, капиталов и людей.

Костенко МЛ., Лавренева Н.В. Европейское экономическое пространство: новый этап сотрудничества ЕЭС и ЕАСТ // Государство и право. — 1993. — № 11.

Основными экспортерами капитала являются развитые страны. Хотя их доля в балансовой стоимости прямых заграничных инвестиций за последние десятилетия снизилась, возрос удельный вес новых индустриальных стран и стран ОПЕК, развитые государства в этой сфере по-прежнему доминируют — в 1995 г. на них приходилось 92—94% прямых инвестиций. Лидируют в этой области США, затем Япония, Великобритания, Германия, Франция. Что касается принимающих государств, то и здесь преобладают развитые страны — в них размещены 70% инвестиций. На периферию приходится лишь 30%. В 80-х годах 3/4 инвестируемого в периферийные страны капитала направлялось в десять наиболее динамично растущих национальных экономик (Сингапур, Бразилию, Мексику, Китай, Гонконг, Малайзию, Египет, Аргентину, Таиланд, Колумбию). С начала 90-х годов основным центром притяжения капитала на периферии стала Восточная и Юго-Восточная Азия, включая Китай, который делит с США первое — второе места как импортер капитала. С конца 80-х годов формируется новое направление миграции предпринимательского капитала — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР — страны переходной экономики. Однако их доля в импорте капитала не превышает 2—3%.

90-е годы ознаменовались новым расширением ЕС, прежде всего за счет стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). С 1993 г. создано Европейское экономическое пространство, к которому присоединились страны ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли), кроме Швейцарии, — торгово-экономической группировки, созданной в 1960 г. по инициативе Великобритании'. На основе Европейских соглашений ассоциированными членами ЕС ныне являются также страны Восточной и Центральной Европы — Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Болгария и Румыния. С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза (сокращенное название — Европейский союз (ЕС)).

Большинство восточноевропейских государств заключили соглашения об ассоциации с ЕС и ведут переговоры о вступлении в ЕС. Соглашение России с ЕС о партнерстве и сотрудничестве (подписано 24 июня 1994 г.) будет способствовать включению нашей страны в европейское экономическое пространство, что важно для развития внешнеэкономической деятельности с традиционными партнерами. Переход к единой валюте --— евро — упростит международные расчеты России с фирмами ЕС и уменьши! валютный риск, связанный с колебаниями курсов валют. Накопленный в ЕС богатый —- позитивный и негативный — опыт интеграции., в том числе ее институциональный аспект, полезен России и ее партнерам по СНГ для воссоздания единого экономического и финансового пространства и создания рублевой зоны на принципиально новой основе рыночных отношений.

Осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но на новой, рыночной основе привело к заключению в октябре 1992 г. в Бишкеке Соглашения «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства», подписанного восемью государствами СНГ, а в январе 1993 г. — Соглашения о Межгосударственном банке СНГ.

Мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. Такая система организации стимулирует к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке деятельности. Коммерческая организация становится главным субъектом хозяйствования. Она является независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

Налоги и сборы не могут нарушать единое экономическое пространство Российской Федерации и прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых средств, создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В 90-е годы произошло расширение ЕС за счет стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). С 1994 г. действует Европейское экономическое пространство.

Необходимость выживания российских предприятий в переходный период и вместе с тем необходимость вхождения в мировое экономическое пространство диктуют осуществление разумной адаптации к требованиям рыночной экономики (как в области формирования экономической информации, создаваемой непосредственно на предприятиях, так и в области методов управления предприятием, начиная с экономического анализа).


§ 3. Экономическое районирование нефтедобывающей промышленности

Экономическое районирование проводится с таким расчетом, чтобы установить рациональное снабжение нефтью потребителей за счет определенного нефтедобывающего района на возможно больший отрезок времени, т. е. на такой период времени, который согласовывался бы с нашими перспективными планами. Зоны потребления устанавливаются минимум на 5— 10 лет вперед.

§ 3. Экономическое районирование нефтедобывающей промышленности 112 § 4. Основные факторы и особенности размещения нефтеперерабаты-

Таблица 9.2. Экономическое районирование СССР

Экономическое районирование СССР Химические волокна. Современное разне -щвние химической промышленности

экономическое районирование

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ НЕФТЕСНАБЖЕНИЯ

В различных отраслях народного хозяйства экономическое районирование имеет свои особенности. Однако есть и общие черты: определение баз производства и зон потребления их про-

Перспективное отраслевое районирование должно осуществляться при разработке схем и планов развития и размещения отраслей народного хозяйства на тот или иной перспективный период. Это районирование более сложное. Цель его заключается не только в том, чтобы правильно наметить зоны потребления продукции действующих предприятий на перспективный период, но и в том, чтобы в перспективе правильно разместить новые и развивать действующие предприятия. Экономическое районирование отраслей союзного и межрайонного значения правильно можно осуществлять лишь в пределах всей страны при одновременном учете внешних торговых связей. Районирование отраслей местного значения возможно в рамках республик, краев и отраслей.

Экономическое районирование материально-технического снабжения придает дополнительный практический смысл основным принципам, используемым при создании автоматизированных систем управления: системности подхода, экономичности, обеспечению необходимого уровня надежности, унификации и стандартизации разработок, типизации проектных решений, обеспечению возможности совершенствования АСУ, соответствию структуры управления процессу принятия решений при управлении и др. Исходя из этого экономическое районирование материально-технического снабжения можно рассматривать как метод поиска

Экономическое районирование нефтеснабжения . . . ... 39

Экономическое районирование органов нефтеснабжения призвано не только выявить и с научной объективностью отразить непрерывно протекающий процесс снабжения народного хозяйства нефтепродуктами, но и способствовать наиболее целесообразному развитию системы нефтеснабжения на основе правильной оценки ресурсов, 'перспектив развития транспорта и производства нефтепродуктов с учетом общегосударственных задач, выдвигаемых перед системой нефтеснабжения.


Эффективное руководство Экономическому прогрессу Экономическом механизме Экономическом пространстве Экономическом сотрудничестве Экономическую безопасность Экономическую категорию Экономическую обстановку Экономическую стабильность Экономическую значимость Экономичности производства Эффективное управление Экономика недвижимости вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика