Экономического эксперимента



В современной литературе риск обычно интерпретируется как вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других ущерба. В данном случае понятие риска следует интерпретировать математическое ожидание ущерба, возникающего при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях [3], оценка риска определяется произведением вероятности аварии (опасного события) на величину ожидаемого эколого-экономического ущерба:

Таким образом, ценообразование на продукцию повышенного качества весьма сложная процедура, предполагающая измерение и учет многих факторов и обстоятельств экономического, экологического, институционального характера.

1 • установление основ федеральной политики и федеральные программы в сфере государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

• оценки реализуемости проектов (вариантов), т.е. проверки каждого из них всем имеющимся ограничениям (технического, экономического, экологического, социального и иного характера)39;

оценивается реализуемость проекта, т. е. имеются или нет ограничения технического, экономического, экологического, социального и иного характера;

шение задач и проблем экономического, экологического, социального и

- оценки реализуемости проектов (вариантов), т. е. проверки каждого из них всем имеющимся ограничениям (технического, экономического, экологического, социального и иного характера)1;

Управление п. 3. Республиканские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РБ. п.8. Создание общих фондов для финансирования совместных программ; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

При природопользовании государство вправе применять не только аналогичные дополнительные сборы, но и скидки к обычным налогам с целью поддержки предприятий и получения того или иного положительного экономического, экологического эффекта.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инновационных программ и представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.


Совершенствованию хозяйственного механизма в последние годы уделяется большее внимание. Экономическая реформа 1965 г., периодические пересмотры оптовых цен, меры по улучшению планирования и экономического стимулирования производства, науки и техники, управления качеством продукции дали определенные результаты в развитии экономики зрелого социализма. С 1 января 1984 г. в стране проводится широкомасштабный экономический эксперимент. Основанием явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности по усилению их ответственности за результаты работы» *. Суть экономического эксперимента состоит в том, чтобы дать больше прав предприятиям, объединениям, министерствам, одновременно повысив их ответственность, прежде всего материальную. Хотя химическая промышленность в 1984—1985 гг. не участвовала в этом эксперименте, многие экономические положения, отработанные в процессе его проведения, сегодня реализуются в отрасли.

Совершенствование системы управления комплектно-блочным строительством целесообразно осуществить по программе экономического эксперимента, точнее сказать — в развитие эксперимента, начало которому положено в 1974 г., когда было создано объединение Сиб-комплектмонтаж.

мистов) установлены для одного предприятия, но проводить такой анализ для всех предприятий, на которые будут переноситься результаты «экономического эксперимента», попросту невозможно. Но самое главное даже не в этом, а в том, что есть еще и другие, так сказать, человеческие факторы производства: отношения между людьми в коллективе, отношения руководства предприятия со смежными предприятиями, местными властями и вышестоящей организацией. Эти факторы, очень сильно влияющие на эффективность производства, изучаются социологией, однако пока успехи в этой области науки еще не достаточны для того, чтобы на их основе измерить человеческие факторы производства. Наличие социально-экономических факторов, которые не могут быть измерены и проконтролированы в «экономическом эксперименте», не позволяет считать такое исследование модельным экспериментом, его скорее можно сопоставить с полевым испытанием в технике. Полевое испытание (скажем, самолета) имеет огромное значение в конструировании технических систем; аналогичные методы должны сыграть (и играют) большую роль в экономике при практической проверке различных нововведений, но модельным исследованием они не являются и заменить его не могут*).

Весьма перспективным является метод социально-экономического эксперимента, предполагающий проведение отдельных экспериментов по типичным финансовым ситуациям. К недостаткам метода можно отнести нетипичность многих финансовых ситуаций, что затрудняет распространение выводов, полученных в результате отдельных экспериментов, на многие конкретные случаи финансовой жизни предприятия.

в) Экономического эксперимента.

На протяжении последних десятилетий Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством. Например, 1980-е годы ознаменованы проведением широкомасштабного экономического эксперимента, частичного «разгосударствления» экономики путем кооперирования и развития аренды. По сути, это положило начало становлению рыночных отношений, как в России, так и в других государствах бывшего СССР. В тот момент действия государства в отношении хозяйствующих субъектов еще носили отпечаток жесткого администрирования, однако уже тогда появились первые ростки налоговых отношений в виде твердо фиксированного процента (норматива) отчислений в доход государства от прибыли предприятий.

Реальный мир — это слишком несовершенная лаборатория для проверки успеха или неудачи такого грандиозного социально-экономического эксперимента, какой являет собой рейганомика. К тому же Конгресс согласился не на все сокращения расходов, которых требовала администрация Рейгана в своей программе. Наконец, на годы правления Рейгана пришелся период значительного замедления инфляции, падения процентных ставок, рекордно долгого для мирного времени экономического роста и полной занятости. Но все же даже с учетом этих оговорок, справедливости ради, надо признать, что экономика предложения как таковая в основном не справилась с поставленными задачами. Вот реальные факты.

Решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС открывают новый исторический этап общественного развития в истории современного государства. Выдвинув концепцию ускорения социально-экономического развития СССР, Пленум отметил, что несмотря на принятый партией начиная с 1983 г. ряд мер, не удалось преодолеть неблагоприятные тенденции, возникшие в экономическом развитии страны, и подчеркнул, что какой бы вопрос не рассматривали, с какой бы стороны не подходили к экономике, в конечном счете все упирается в необходимость серьезного улучшения управления, хозяйственного механизма в целом. В связи с этим обоснована необходимость перехода от экономического эксперимента к созданию целостной системы хозяйствования и управления и выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма.

Основу модели организации хозяйствования при переводе предприятий на полный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование заложила отработка хозяйственного механизма, в том числе финансово-кредитного, в рамках экономического эксперимента в условиях двух частных экспериментов, проводимых с 1985 г. в Сумском машиностроительном производственном объединении им. М. В. Фрунзе Минхиммаша и производственном объединении «АвтоВАЗ» Минавтопрома.

Многие из этих организационных форм находятся еще на стадии становления, развития и экономического эксперимента. Пока еще чет-

Экономико-математические модели строятся на основании тех или иных Г. о структуре и взаимоотношении экономических показателей, о причинах тех или иных процессов. Проверка таких Г. осуществляется тремя способами. Первый путь — статистическое наблюдение и изучение действительных процессов, происходящих в экономике. Напр., выдвинута Г.: введение премий за качество продукции снижает брак, повышает прибыль предприятий. Можно изучить применение действующих поощрительных систем (т. е. провести наблюдение) и проверить эту Г. Другой способ проверки Г. — с помощью специально поставленного экономического эксперимента. В этом случае разрабатываются и вводятся в действие новые стимулирующие факторы (премии) и ведется наблюдение за тем, как они действуют. Экспериментальным является и третий способ —машинная имитация, "проигрывание" модели на компьютере.


Экономическом отношении Экономическом сообществе Экономическом управлении Экономическую деятельность Экономическую конъюнктуру Эффективное взаимодействие Экономическую стоимость Экономичным индивидуальным Экономика экономическая Экономика функционирует Экономика общественного Экономика переходного Экономика представляет вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика