|
Экономического районирования
Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-
Актуальность реализации этих задач обусловлено и тем, что в начале реформ не учитывались в полной мере неоднородность экономического пространства России, неравенство стартовых условий рыночных реформ, их увеличивающийся отрыв от сравнительно «благополучных территорий».
Наша важнейшая задача — научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы — свободы личности, предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Пока же следует подчеркнуть, что этот процесс носит противоречивый характер. С одной стороны, чрезмерное вмешательство государства в те сферы, где его не должно быть, с другой — в отсутствии там, где оно необходимо. Сейчас участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого рыночного экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности.
Формирование сразу нескольких компаний национального масштаба сопровождается процессом «уплотнения конкуренции» между ними в рамках национального экономического пространства. В результате происходит окончательное формирование национальных олигополии.
ного экономического пространства. И здесь идеи Манделла, который вовсе не имел в виду тогда какой-то конкретный континент, оказались естественным образом применимы. Но понятно, что вопрос начал обсуждаться после того, как он опубликовал эту статью, и на Европу стали смотреть как на естественный ареал для такой единой валюты. Сейчас обсуждают, могут ли Канада, США и Мексика иметь единый американский доллар. Будущее покажет, придут ли они к концепции Манделла.
Чтобы квалифицированно ответить на этот вопрос, необходимо провести системный сравнительный анализ, выявить положительные и отрицательные моменты, а затем уже решать, в каком направлении вести поиски. В этой связи особую ценность представляют: разработка модели федерального экономического пространства в системе товарно-денежных отношений и матрицы видов системно-экономической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях управления; теоретическое осмысление технологии перехода к многоуровневой системе образования, оценка проводимых экспериментов и критический анализ происходящих революционных процессов в высшей школе.
• обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
• взаимодействие с центральными органами федеральной исполнительной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам экономической реформы, расширения возможностей субъектов РФ по скоординированному использованию их экономического потенциала и формирование единого экономического пространства в рамках Российской Федерации;
Закон РФ «О таможенном тарифе» закрепляет целостность экономического пространства и обеспечивает единство таможенной политики, таможенного законодательства и таможенной службы. Предусматривается верховенство норм международных соглашений, участницей которых является Россия, над положениями, содержащимися в законе, т. е. подтверждается главенство международного права над национальным.
• обеспечение единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов, населения между регионами. В нефтедобывающей промышленности разнообразие природных факторов обусловливает большие различия отдельных районов по затратам на добычу нефти и получению нефтепродуктов. В этих условиях, с одной стороны, для каждого района необходимо установить такой объем добычи нефти, при котором суммарные издержки на ее добычу, переработку и транспортировку до потребителей были бы минимальными. Эта задача решается путем так называемого экономического районирования нефтедобывающей промышленности.
Сущность экономического районирования добычи нефти сводится к следующему. Допустим, есть два нефтедобывающих района, вокруг которых и между ними располагаются потребители. Нужно узнать, каких потребителей следует снабжать за счет каждого из этих районов. При расчете необходимо учитывать и основные нефтяные грузопотоки и качество неф-тей.1 Хотя нефть и нефтепродукты в основном транспортируют по трубопроводам, при экономическом районировании за основу берут наиболее дорогостоящий грузопоток по железным дорогам.
• геолого-экономического районирования размещения ресурсов с целью обоснования направлений и масштабов геологоразведочных работ (ГРР) и планирования подготовки региональных минерально-сырьевых баз добычи УВ-сырья;
Рост объема и ассортимента продукции, подлежащей распределению и обмену, сложность установления рациональных тран-спортно-эконо'Мических связей в сфере обращения и необходимость сокращения излишних транспортных расходов народного хозяйства, связанных с нерациональными перевозками и недостатками территориальной организации снабжения, предопределяют необходимость комплексного подхода к планированию материально-технического снабжения, позволяющего обеспечить маневренность, техническую реальность и экономическую целесообразность работы снабженческо-сбытовых организаций при продвижении продукции производственного назначения от поставщиков к потребителям. Подобный подход можно осуществить лишь на основе использования достижений экономической науки в области экономического районирования, экономико-математического моделирования и современной вычислительной техники для совершенствования практических методов 'планирования распределения и перевозок продукции производственного назначения, а также развития и размещения складского хозяйства.
Современные методы экономического районирования, включающие в себя районирование в сфере производства и районирование в сфере обращения, позволяют установить объективный критерий для определения рациональности транспортно-экономических связей народного хозяйства. В настоящее время районирование рассматривается как практический метод построения текущих и перспективных планов и как организационная форма осуществления комплексности при их выполнении. При этом система планирования получает дальнейшее развитие, поскольку создание плановых аппаратов по районам (с централизованным подчинением) усиливает централизм планирования при обеспечении маневренности и экономической целесообразности в оперативной работе на местах.
В территориальном аспекте сфере производства соответствуют экономические районы, сфере обращения — зоны распределения товарно-материальных ценностей. Эти виды экономического районирования тесно взаимосвязаны, и их соединение обеспечивает углубленный территориальный анализ расширенного социалистического воспроизводства. При этом ведущим звеном являются экономические районы, поскольку в их основе лежит производство, зоны выступают как производные от них. В отличие от гра;-ниц экономических районов, которые устанавливаются на длитель-
Разработанные Приемы и методы отраслевого экономического районирования можно широко применять при прогнозировании развития и размещения отдельных отраслей народного хозяйства по районам и зонам страны, при планировании материально-технического снабжения. Внедрение методов отраслевого экономического районирования в практику планирования материально-тех-
нического снабжения создает благоприятные условия для более широкого использования экономико-математических методов и современной электронно-вычислительной техники для расчетов по прикреплению потребителей к поставщикам в пределах оптимальных зон снабжения, составлению оптимального плана размещения заказов с учетом требуемого количества и ассортимента продукции в оптимальной зоне сбыта; оптимальному размещению снабженческо-сбытовых баз и складов на пути массовых рациональных межрайонных и внутрирайонных потоков грузов, установ-.лению оптимальных нормативных запасов, количество^ которых не превышает требуемого в зоне сбыта, 'на снабженческо-сбытовых 'базах и складах, установлению нормативных уровней основных технико-экономических показателей деятельности снабженческо-сбытовых организаций (товарооборот, издержки обращения), соответствующих потребностям зон сбыта в той или иной продукции и рациональным транспортно-экономическим связям по ней. Использование методов экономического районирования в планировании и управлении материально-техническим снабжением позволит создать гибкую систему планового распределения материальных ресурсов, в рамках которой вопросы объемов, ассортимента и сроков поставки продукции будут решаться непосредственно в зонах снабжения при совершенствовании централизованного планирования и повышении роли снабженческо-сбытовых органов в плановом управлении сферой обращения.
Сущность и идеи отраслевого экономического районирования позволяют рассматривать его как процесс, приводящий к формированию единой системы иерархически соподчиненных районов различного таксонометрического уровня, жизнедеятельность которых обеспечивает выполнение определенных функций, получаемых им в составе более крупных территориальных экономических систем. Такое понимание экономического районирования соответствует задачам и принципам создания автоматизированной системы управления материально-техническим снабжением. В связи с этим успешность внедрения автоматизированных систем управления материально-техническим снабжением, особенно в области снабжения и сбыта массовой продукции, во многом определяется практическим использованием при проектировании и функционировании этих систем результатов методов отраслевого экономического районирования.
Одним из наиболее эффективных направлений первоочередного использования методов отраслевого экономического районирования является совершенствование планирования и управления в одном из крупнейших специализированных управлений Госснаба СССР — в государственном комитете по обеспечению нефтепродуктами, в функции которого входит формирование в сфере обращения транспортно'-экономических связей по этому виду продукции. Актуальность этого направления предопределяется тем, что непрерывно растущий повсеместный спрос народного хозяйства на нефтепродукты в условиях высокой концентрации нефтеперерабатывающей промышленности приводят к усложнению транспортно-экономических связей по нефтепродуктам и увеличению работы различных видов транспорта (железнодорожного, трубопроводного, речного, морского и автомобильного) по осуществлению этих связей.
Районирование нефтеснабжения по существу является естественным продолжением районирования производства нефтепродуктов. Оно должно отражать народнохозяйственную заинтересованность в снижении затрат на транспортировку и хранение нефтепродуктов на пути их следования от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей. Исходя из специфических особенностей современного состояния планирования и управления в системе нефтеснабжения и задач перспективного развития ее, наиболее целесообразны три основных направления использования методов экономического районирования для совершенствования нефтеснабжения.
Экономическую структуру Экономичность производства Экономика электронной Экономика находилась Экономика оказалась Экономика предложения Эффективного финансового Экономика современный Экономике характеризуется Экономике переходного Экономике предприятия Экономике российской Экономики экономический вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|