|
Экономическом поведении
1. Бюджет государственный — ежегодно разрабатываемая и регулируемая органами государственной власти смета (роспись) доходов и расходов государства, утверждаемая в законодательном порядке. Государственный бюджет является важнейшим источником информации об экономическом положении в стране и роли государства в управлении социальным и экономическим развитием. Структура доходов и расходов бюджета зависит от социально-экономического и политического строя. Через государственный бюджет проходят средства, которые идут на содержание аппарата управления, на военные расходы, займы зарубежным странам, субсидии отечественным предпринимателям, расходы на выполнение государственных социальных, экологических и научно-технических программ, программ развития здравоохранения, образования, культуры и т.д. Доходная часть государственного бюджета страны складывается главным образом из налогов, пошлин и займов. Государственный бюджет складывается из бюджета центрального (федерального) правительства и бюджетов республик (местных властей). Если расходная часть превышает доходную, то имеет место бюджетный дефицит. Основные пути сокращения бюджетного дефицита: сокращение расходной части, расширение налоговой базы и ужесточение налоговой дисциплины (политики).
янном экономическом положении, в 1983—1984 гг. была вынуждена вслед за Великобританией и вопреки своим обязательствам перед ОПЕК понизить официальные продажные цены на жидкое топливо и потребовать (в 1984 г.) увеличения квоты на его экспорт. Ливия и Алжир не последовали примеру Нигерии. Они предпочли согласованные действия в рамках организации по ужесточению системы квот, чтобы ослабить давление на рынок. Стремясь сохранить уровень цен 1983 г., ОПЕК дважды прибегала к снижению общего размера нефтедобычи странами-участницами. Под действием всех перечисленных факторов доля государств — членов организации в продукции нефтедобывающей промышленности капиталистического мира за 1979—1983 гг. сократилась с 64 до 46%, а в экспорте жидкого топлива с 88 до 70% [183, с. 33, 35; 351, с. 300, 308, 313, 315]. В 1984 г. эта тенденция сохранялась. Можно утверждать, что лишь опасение участников ОПЕК остаться вновь один на один с империализмом заставило их примирить существующие разногласия. Вместе с тем, судя по предыдущему опыту, приходится признать, что вряд ли реальные действия отдельных членов организации будут вписываться в согласованную ими систему квотирования. В то же время сохраняется «антиОПЕКовский» курс западных нефтепроизводителей и экспортеров, прежде всего Великобритании и Норвегии, на то, чтобы удовлетворить именно своей нефтью растущий спрос на жидкое топливо. Видимо, в 1984 г. добыча этого сырья в капиталистическом мире росла более высокими темпами, чем вяло оживлявшийся спрос на данный энергоноситель. В результате конъюнктура оставалась неустойчивой, депрессивной и невыгодной для ОПЕК.
держания его в работоспособном состоянии, и доли первоначальной стоимости оборудования, которую нужно переносить ежегодно и ежемесячно на изготовляемую продукцию. Ошибки в установлении норм амортизации основных фондов могут очень серьезно отразиться на экономическом положении предприятия.
Большую роль также играет соблюдение нормативов обеспеченности населения спортивными сооружениями, а также контроль над целевым использованием спортивных сооружений и целевое ведение деятельности физкультурно-спортивных сооружений всех форм собственности. Для достижения данной цели необходимо предусматривать заключение договоров на использование спортивных сооружений министерств и ведомств в свободные для них часы. Большое значение здесь также должно иметь введение государственного или смешанного менеджмента на спортивных сооружениях, от которых отказались предприятия или которые находятся в сложном экономическом положении, а также поддержка проектов по перс-профилированию в спортивные сооружений и зданий, соответствующих необходимым требованиям.
Следовательно, гарантия выполнения обязательств в полном объеме создает надежную основу укрепления платежеспособности во времени, а наличие источника собственных средств в денежной форме до и после выполнения этих обязательств свидетельствует об устойчивом финансово-экономическом положении анализируемого предприятия или проекта в настоящем или будущем периоде.
В результате усиливается дифференциация развивающихся стран. На первый план вышли новые индустриальные страны (около двух с половиной десятков). В их числе: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (в настоящее время Сянган — провинция КНР), которые МВФ относит к категории развитых стран, а также государства АСЕАН — Малайзия, Таиланд, Филиппины и др. В Латинской Америке — Мексика, Бразилия, Аргентина и др. Их особенность — высокие темпы экономического развития вплоть до последних лет. Однако в 1997—1999гг. значительную часть этих стран поразил валютно-финансовый кризис. В результате они оказались в тяжелом экономическом положении.
В условиях плавающих валютных курсов усилилось влияние их изменений на движение капиталов, особенно краткосрочных, что сказывается на валютно-экономическом положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может временно увеличиться объем ссудных капиталов и капиталовложений, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы.
С конца 70-х годов в концепциях межгосударственного регулирования платежного баланса, основанных на признании структурного характера его дефицита, удлинился период стабилизации экономики и изменилось его содержание. Стабилизационные программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение по линии модернизации отраслевой структуры экономики, исправления дефектов совокупного предложения в увязке со стратегией экономического роста, капиталовложений. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых Фондом, способствовало усилению его сотрудничества с МБРР в разработке новой схемы стабилизационных программ путем устранения неравновесий в отраслевой структуре экономики страны-заемщика. Кроме того, Фонд с начала 90-х годов стал выступать в роли координатора по оказанию экстренной финансовой помощи странам, оказавшимся в особо тяжелом экономическом положении. В «пакеты» предоставлявшихся ресурсов входят не только средства МВФ, но и правительств ряда развитых государств (прежде всего США, Японии и ФРГ) и крупных частных банков. Так в 1995 г. для спасения экономики Мексики МВФ организовал предоставление этой стране финансовых ресурсов в объеме 48,0 млрд долл. В 1997 г. аналогично 17,2 млрд долл. было выделено Таиланду, 40,0 млрд долл. — Индонезии и 58,0 млрд долл. — Республике Корее. Подобные экстренные меры Фонда, хотя и способствовали стабилизации экономического положения в этих странах, показали, что деятельность МВФ страдает крупными недостатками в плане выявления и предупреждения негативных сдвигов в экономике и валютно-финансовом положении развивающихся государств.
Территориальная удаленность контрагентов внешнеэкономических операций, ограниченность информации об их финансово-экономическом положении увеличивают риски экспортеров и банков, кредитующих их, по сравнению с внутренней торговлей. Объектом страхования является также строительство объектов в стране с помощью иностранного капитала или за рубежом при содействии данной страны.
При решении вопроса о предоставлении кредита Банк требует широкой информации об экономическом положении страны-заемщика и направляет туда свои миссии. Если рекомендации МБРР
С 1 марта 1993 г. был введен в действие Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. Было немало прогнозов о том, что охвативший страну в то время глубокий экономический кризис приведет к массовым банкротствам предприятий, однако эти прогнозы не оправдались. Так, к концу 1994 г. банкротами было объявлено всего лишь несколько десятков предприятий, а в арбитражных судах России было рассмотрено всего 85 дел о признании предприятий несостоятельными, что составляло менее 0,09% от общего числа рассмотренных споров в сфере предпринимательства. Здесь сказались и неблагоприятный для правовой деятельности общий экономический фон, когда кризис неплатежей коснулся почти всех предприятий-производителей и предпринимателей, и невозможность зачастую получить информацию об экономическом положении партнеров, и недостаточность правовой базы, и нехватка квалифицированных специалистов (особенно арбитражных и конкурсных управляющих) и многие другие причины. 3. Должен быть четко прописан правовой статус руководителей всех уровней: их права, обязанности, взаимоотношения, ответственность, закрепленные как в общих, так и в специальных правовых актах. Многое зависит от умения правильно принимать решения — в пределах полномочий, на определенном уровне, в той или иной форме, не нарушая интересы и права партнеров. Полезно при этом знать статус партнеров и их возможности, получать информацию об их деловом экономическом поведении.
В современном мировом экономическом пространстве, в экономическом поведении людей, в их жизненной позиции противоборствуют две тенденции.
Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
В следующих разделах мы поговорим о влиянии риска на некоторые из финансовых решений, принимаемых домохозяйствами, компаниями и правительством (сначала давайте уточним, почему мы начинаем именно с домохозяйств (другими ело вами, с людей). Конечная функция финансовой системы — способствовать формированию оптимальной структуры потребления и размещения ресурсов домохозяйств i различные активы. Экономические субъекты, такие как компании и правительство существуют в первую очередь для того, чтобы облегчать реализацию этой конечно» функции. Поэтому мы не можем надлежащим образом уяснить принципы их оптимального функционирования, не разобравшись сначала в финансово-экономическом поведении людей, включая в том числе и их реакцию на риск.
Наконец, общие знания об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, могут быть затем использованы для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют «прикладной экономической наукой», или экономической политикой (блок 3).
Терминология. Экономисты употребляют такие понятия, как «законы», «принципы», «теории» и «модели». Все эти термины по существу означают одно и то же, а именно обобщение или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Термин «экономический закон» несколько сбивает с толку, так как предполагает высокую степень точности, всеобщности его применения и даже нравственной справедливости. В несколько меньшей степени это относится и к термину принцип. Кроме того, некоторые люди ошибочно полагают, что теория не имеет ничего общего с действительностью, с реальными фактами. В этом смысле более подходящим является термин «модель». Модель - это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение поведения исследуемых фактов.
Позитивная экономике имеет дело с фактами (уже отобранными и перешедшими на уровень теории) и свободна от субъективных оценочных суждений. Позитивная экономике пытается формулировать научные представления об экономическом поведении.
рынков нельзя объяснить иначе, чем различиями в экономическом поведении
что анализ традиционных особенностей в экономическом поведении населения
водить к нарастанию особенностей в экономическом поведении этой группы
чиями в экономическом поведении населения, основанными, в свою
Эффективного финансового Экономика современный Экономике характеризуется Экономике переходного Экономике предприятия Экономике российской Экономики экономический Экономики достаточно Экономики государственные Экономики использование Экономики необходимы Эффективного исполнения Экономики определяется вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|