Экономическом управлении



В системе планово-оценочных показателей место каждого из них определено с учетом степени воздействия его на конечные результаты отрасли. Важнейшими в оценке деятельности и экономическом стимулировании объединения и его подразделений приняты показатели, характеризующие вклад в решение конечных отраслевых задач. В табл. 1 приведена система планово-оценочных показателей производственного объединения, НГДУ и УБР.

В стройной системе мер по совершенствованию хозяйственного механизма большое внимание уделяется дальнейшему повышению действенности кредитного механизма в экономическом стимулировании производства и улучшению организации расчетов в народном хозяйстве.

Экономические методы управления производством представляют собой систему экономических мер, определяющих хозяйственную деятельность и выбор руководителем формы и приемов решения определенной задачи. Они основаны на централизованном руководстве социалистической экономикой при широком использовании и сочетании товарно-денежных отношений, предоставлении определенных прав управляемому объекту, экономическом стимулировании его положительной хозяйственной деятельности и инициативы, материальном и моральном стимулировании коллективов и отдельных работников.

использования показателей, отражающих конечные результаты работы отрасли, объединений, предприятий. При этом приоритет в экономическом стимулировании отдается тем производственным и хозяйственным звеньям, которые обеспечивают не только максимальную экономию собственных затрат на производство продукции, но и снижение народнохозяйственных издержек;

В стройной системе мер по совершенствованию хозяйственного механизма большое внимание уделяется дальнейшему повышению действенности кредитного механизма в экономическом стимулировании производства и улучшению организации расчетов в народном хозяйстве.

Экономические методы управления производством представляют собой систему экономических мер, определяющих хозяйственную деятельность и выбор руководителем формы и приемов решения определенной задачи. Они основаны на централизованном руководстве социалистической экономикой при широком использовании и сочетании товарно-денежных отношений, предоставлении определенных прав управляемому объекту, экономическом стимулировании его положительной хозяйственной деятельности и инициативы, материальном и моральном стимулировании коллективов и отдельных работников.

Поскольку роль свободного остатка прибыли в экономическом стимулировании повышения эффективности производства остается пассивной, то все сказанное позволяет сделать вывод, что проблема повышения действенности платы за фонды как одного из важнейших экономических регуляторов в достаточной мере еще не решена. Поэтому для создания достаточно эффективных методов стимулирования использования производственных фондов необходимо существенно повысить нормативы платы за производственные фонды. Норматив платы за производственные фонды в достаточной мере должен отражать происходящие в последние годы изменения эффективности производства в нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, он должен учитывать изменение показателей эффективности производства в зависимости от движения производственных фондов предприятий отрасли.

Невыполнение УТТ планового объема работ с применением спецтехники заказчика (в пределах установленной объединением номенклатуры) наносит ущерб основному производству и должно отражаться на оценке деятельности УТТ и экономическом стимулировании управления и его работников. Только показатель номенклатуры услуг (аналогично внедренному в промышленности показателю номенклатуры поставок продукции) может поставить перед УТТ конкретные задачи по обеспечению запланированных потребностей основного производства, тогда как в показателе валовых доходов эти вопросы обезличиваются.

Большое значение в экономическом стимулировании производства придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов - материального поощрения, социального развития и др. Они образуются в низовом звене хозяйствования — на предприятиях и призваны побуждать работающих к более интенсивному и эффективному труду, заинтересовывать производственные коллективы в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности. Достигается это с помощью специального подбора источников образования фондов стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.

вопросами, возникающими в процессе производственной деятельности строительно-монтажных организаций. Перелом в содержании и развитии научной планово-экономической работы в трубопроводном строительстве вызвала разработанная сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС народнохозяйственная реформа в планировании и экономическом стимулировании социалистического производства. В решениях Пленума обосновано научное значение таких экономических критериев, как цена, прибыль, рентабельность, и определены конкретные крупные задачи в области ускоренного развития всех отраслей народного хозяйства на основе интенсивных методов осуществления производства и строительства. Это обусловило дальнейшее совершенствование как общих принципов, так и отраслевых особенностей научно-исследовательской экономической работы.

строящегося объекта (или комплекса объектов) в эксплуатацию, включая стоимость монтируемого технологического оборудования. Ведущее значение сметы в экономике капитального строительства определено постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, принятым в мае 1969 г., «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства», которым установлено, что смета на .строительство должна являться основным и неизменным документом на весь период строительства, на основе которого осуществляют планирование капитальных вложений, финансирование строительства и расчеты между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы. Универсальность сметной стоимости, выражающаяся в одноименном (денежном) измерении всех затрат и расходов строительства, делает ее основным экономическим показателем при анализе эффективности достигнутых строительно-монтажными организациями результатов, планировании их деятельности, определении объемов незавершенного строительства и строительного производства, плановой себестоимости работ, размера расходуемых финансовых трудовых и материально-технических ресурсов, установлении производственных мощностей организаций, в осуществлении народнохозяйственной реформы в планировании и экономическом стимулировании. В силу этого сметная стоимость объекта строительства до утверждения соответствующими организациями предварительно должна согласовываться с подрядными строительно-монтажными организациями, осуществляющими строительство, и приниматься ими до начала производства работ.


Даже французский специалист Ж.-М. Шевалье, который активно сотрудничал в экономическом управлении крупнейшего во Франции государственно-монополистического нефтяного объединения «ЭЛФ — ЭРАП», признал, что Эвиан-ские соглашения «свели к нулю налоговый суверенитет стороны, выдавшей концессию», и что иностранный нефтяной капитал на начальном этапе независимости Алжира пользовался «здесь гораздо большими преимуществами по сравнению с концессионными режимами, действовавшими в тот же период р других странах — производителях нефти» [175, с. 108, 109].

Теория производства и затрат (издержек) является центральной в экономическом управлении фирмой. Ознакомимся с некоторыми из проблем, с которыми регулярно сталкивается, например, такая компания, как «Дженерал Моторс». Какова должна быть техническая оснащенность сборочных линий и в каких размерах следует привлечь трудовые ресурсы на ее новые автомобильные заводы? Если компания хочет увеличить производство, следует ли ей нанять больше рабочих или нужно также построить новые заводы? Что целесообразнее: чтобы один автомобильный завод выпускал различные модели или чтобы каждая модель производилась на отдельном заводе? Как «Дженерал Моторс» планирует свои издержки производства на следующий год и каким образом изменятся эти издержки со временем, какое влияние окажет на них объем производства? Эти вопросы применимы не только к промышленным фирмам, но также и к другим производителям товаров и услуг — таким, как правительственные и некоммерческие учреждения.

Рис. 6.3.2. Схема движения ресурсов при экономическом управлении геологическим производством в рыночных условиях.

На первом этапе разработки годового плана транспорта газа для расчета его на ЭВМ готовят ряд вариантов, характеризующихся различными сочетаниями исходных условий ЕСГ и соответствующих балансам и планам распределения Госплана СССР. На втором этапе план рассчитывают на ЭВМ. При этом вся информация в виде соответствующих документов передается на ГВЦ. На третьем этапе в планово-экономическом управлении Мингазпрома проводят экономический анализ конкурирующих вариантов плана с учетом факторов, которые не поддаются формализации. Затем определяют вариант плана, рекомендуемый к реализации.

Здесь Центр так распределяет ресурс, чтобы минимизировать потери при наихудшем возможном значении неопределенного фактора. Обозначим гарантированную оценку через D. Это та величина, которую может обеспечить себе Центр при «экономическом» управлении производственными единицами.

В экономическом управлении важное значение имеет как ретроспективный, так и перспективный анализ, позволяющий обосновать план выпуска и реализации продукции. Перспективный анализ выпуска продукции проводится параллельно с анализом конъюнктуры рынка и потребности предприятия в производственных ресурсах.

Средства обработки информации — вычислительные машины разных мощностей и типов — составляют основу технического обеспечения вычислительных сетей. Характерной особенностью практического использования технических средств в организационно-экономическом управлении в настоящее время является переход к децентрализованной и сетевой обработке на базе ПЭВМ.

С ростом и усложнением производства объекты управления приобретают характер сложных и больших систем, имеющих большое число элементов и подсистем, связи между которыми не всегда ясны, а критерии функционирования не обладают достаточной четкостью. В этих условиях использовать результаты теории автоматического управления в полной мере не удается, и в контур управления, помимо человека - оператора ЭВМ, действующего по заданным алгоритмам, включается лицо, принимающее решения (ЛПР). Наличие ЛПР в контуре управления является отличительной чертой автоматизированных систем управления, которые в случае применения в организационно-экономическом управлении называют эконо-

Когда ученые выделили из процесса управления стадию принятия решения, то вначале казалось, что для полной автоматизации достаточно разработать математическую модель и реализовать ее в ЭВМ. И тогда АСУ превращается в САУ. Однако, как оказалось, процесс принятия решения человеком очень сложен. Иногда в этот процесс включаются такие механизмы, которые невозможно предусмотреть и тем более формализовать. При принятии решения человек может учитывать и такие аспекты, как мораль, традиции, человеческие взаимоотношения. Вот почему при управлении социально-экономическими системами (иначе - при организационно-экономическом управлении) процесс принятия решения не может быть осуществлен без человека [39].

Характер экономического развития на пути к рыночным отношениям подтвердил, что нельзя добиться положительных результатов, не определившись не только в том, «что перестраиваем», но, главное, «как» и «зачем», не оценив возможные последствия принимаемых решений. Бесперспективными можно считать те программы перехода к рынку, в которых отсутствует стратегия приоритетного развития научно-технического и производственного потенциалов как страны в целом, так и первичных ее звеньев. Такова участь и тех многочисленных программ выхода из кризиса, в которых делается попытка преодоления инфляционных процессов за счет приоритетного решения проблем в сфере распределительных отношений. Оценивая в целом сложившуюся ситуацию, следует отметить, что в основе кризисных явлений лежит упрощенное представление о рыночной экономике. В частности, в области развития инновационных процессов нельзя строить иллюзии, что предприятия будут и смогут самостоятельно решать все вопросы ускорения научно-технического прогресса. Здесь, мы считаем, необходимо активное государственное влияние. Ьсли в «застойные времена» недостатки в экономическом управлении компенсировались энтузиазмом и административным воздействием, то в период перестройки производственный энтузиазм угас, административные методы разрушены, а экономические — «не работают». Ьсли раньше все просчеты легко объяснялись ошибками центра, то теперь это уже некорректно, так как центр находится в Киеве, поэтому государственные органы управления страны должны взять на сеоя ответственность за разработку научно-технической политики, ее реализацию, ответственность за принимаемые решения и последствия1.

Между тем, как это отмечено в материалах ХХУП съезда КПСС, в экономическом управлении на уровне отраслей и предприятий укоренились серьезные недостатки: оценка деятельности коллективов на основе валовых показателей, ограничение инициативы и прав производственных звеньев, недостаточное использование экономических рычагов и стимулов. Планирование велось от достигнутого уровня, в ряде случаев утверждались несбалансированные планы, что приводило к некомплектным поставкам, нарушению хозяйственных договоров, снижению темпов роста. Все это в значительной мере оставалось за пределами критической оценки в отраслевых экономических науках.


Экономика транспорта Экономике необходимо Экономике практически Экономике производства Экономике существенно Экономики экономика Эффективного инструмента Экономики государство Экономики министерством Экономики необходимость Экономики общественного Экономики основанной Экономики поскольку вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика