|
Экономическую структуру
Некоторые исследователи, например, арабский специалист А. Д. Джохэйни, небезосновательно считают, что крупнейшие нефтяные монополии начали, применяя военную терминологию, подготовку к занятию новых рубежей и обеспечение себе запасных позиций на случай утраты привилегий в развивающихся странах еще в 50-е годы, в эпоху расцвета их могущества. На экономическую стратегию концернов не могла не повлиять попытка национализировать концессии члена МНК «Бритиш Петролеум» (тогда еще называвшейся «Англо-иранская нефтяная компания»— «Англо-Ирэниен Ойл К°»), предпринятая в 1952—1953 гг. правительством Мосаддыка в Иране. Это была вторая (после успешной национализации Мексикой в 1938 г. активов «Стандарт Ойл К° оф Нью-Джерси» — ныне «Экссон» — и «Ройал Датч-Шелл») атака на участников МНК и первая в стране — крупном поставщике нефти на мировой рынок, которая, однако, закончилась неудачно. Тем не менее А. Д. Джохэйни убежден, что уже с начала 50-х годов «западные нефтяные компании никогда не были на 100% уверены в том, что когда-нибудь их право собственности на запасы нефти не окажется под угрозой; соответственно они добывали в 50-е и 60-е годы больше жидкого топлива, чем стали бы производить в иной ситуации; результатом были более низкие, чем при меньшем объеме добычи нефти, цены на нее» [274, с. 37].
Основные направления экономического и социального развития СССР материализуют в конкретных цифрах и заданиях экономическую стратегию партии, определяют на 15-летний период темпы, пропорции, структуру общественного производства, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных ком-
Реализуя экономическую стратегию, выработанную на XXVII съезде партии, июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС и седьмая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва приняли комплекс партийных и государственных документов, завершающих создание концепции целостной системы управления и определили конкретные пути и этапы перестройки хозяйственного механизма.
На предстоящее пятнадцатилетие должна разрабатываться концепция экономического и социального развития СССР, которая служит исходной хозяйственно-политической платформой, отражающей экономическую стратегию КПСС и определяющую аринципиальные пути и средства ее осуществления. В частности, концепция содержит набор приоритетов и целей развития страны, определяет направления структурной и инвестиционной политики, научно-технического прогресса, рубежи социального развития, задачи накопления образовательного и культурного потенциала, поддержания обороноспособности страны.
2. Основные направления экономического и социального развития СССР на 15 лет (по пятилеткам) материализуют в конкретных цифрах и заданиях экономическую стратегию партии, определяют темпы, пропорции, структуру общественного производства, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных комплексов, отраслей и регионов, приоритетные научно-технические направления и решение социальных задач. Основные направления разрабатывают по пятилеткам и предусматривают на первое пятилетие развернутые по годам адресные показатели развития народнохозяйственных комплексов, отраслей и союзных республик.
Только в социалистическом обществе управление государством приобретает подлинно народнохозяйственное значение. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти», писал, что после завоевания политической власти трудящимися главной задачей партии и правительства становится управление народным хозяйством. КПСС, вооруженная знанием законов развития общества, определяет перспективы его развития, разрабатывает экономическую стратегию на длительный период времени, вносит коррективы в соответствии с достигнутым уровнем производительных сил. При этом КПСС не подменяет органы управления, не подчиняет их себе организационно, а действует через них, руководит ими, осуществляет партийный контроль за работой аппарата управления по выполнению решений и постановлений центральных органов КПСС. Смысл партийного руководства состоит в том, чтобы обеспечить нерушимое единство всего советского общества, скоординировать развитие всех его составных частей. Возрастание роли КПСС обусловлено расширением масштабов и усложнением задач, решаемых обществом в условиях развитого социализма, подъемом творческой активности советского народа, дальнейшим развитием социалистической демократии.
Долгосрочный план по существу содержит сначала общую, а затем и развернутую концепцию социально-экономического развития в стране на предстоящую перспективу. Он конкретизирует в системе ключевых показателей экономическую стратегию партии и тем самым формирует основу заданий пятилетних планов в области решения крупных социальных задач коммунистического
1. Единая система планов (ЕСП) не может быть механической суммой трех видов планов, а должна обеспечивать их органическую взаимосвязь и преемственность. В ЕСП долгосрочный план должен выражать экономическую стратегию партии и служить для обоснования заданий пятилетних планов прежде всего с точки зрения решения крупных социальных задач коммунистического строительства и реализации достижений научно-технического прогресса. В соответствии с принятым порядком долгосрочное планирование базируется в настоящее время на комплексной программе научно-технического прогресса на 20 лет и основных направлениях экономического и социального развития СССР на 10 лет (по пятилетиям). В дальнейшем, по мере совершенствования теории и практики перспективного планирования, можно будет перейти к составлению развернутого долгосрочного плана, охватывающего период в 15 лет.
Основные направления экономического и социального развития СССР материализуют в конкретных цифрах и заданиях экономическую стратегию партии, определяют на 15-летний период темпы, пропорции, структуру общественного производства, пути его интенсификации, развитие народнохозяйственных ком-
Предложенная методика дает возможность не только планировать значения отдельных показателей, но также позволяет «оттачивать» экономическую стратегию вуза, т.е. объединять её разработку и реализацию в рамках одного динамичного процесса - оптимизационной модели. Она является лишь элементом стратегического планирования, но никак не его заменителем, её использование должно быть адаптировано к условиям и потребностям конкретного вуза.
В 80-х годах возникает, так называемая "международная структура": головной холдинг, несколько региональных "субхолдингов" и большое количество контролируемых ими производственных, сбытовых и финансовых институтов. Материнская ФПГ определяет экономическую стратегию, координирует деятельность предприятий и крупномасштабных НИСЖР, а дочерние региональные центры холдинги наделяются самостоятельностью и финансируются, как правило, за счет реинвестиций и собственных займов на международных рынках капитала. В 1973 г. в Саудовской Аравии был принят 10-летний план модернизации армии (1975—1984 гг.), составленный американскими военными специалистами и предусматривавший ассигнования на эти цели в огромной сумме — 52,3 млрд. долл. Ежегодный прирост военных расходов в 70-е годы превысил запланированный темп в 20%. В это время на указанные цели расходовалось 15% ВНП, т. е. больше, чем в любой стране НАТО. Иран и Саудовская Аравия во второй половине 70-х годов были самыми крупными импортерами оружия среди развивающихся стран. Таким образом, немалая часть нефтяных доходов отвлекается от нужд-народного хозяйства, обогащает военно-промышленные концерны. В то же время эта часть доходов рециклируется Соединенными Штатами в свою экономическую структуру.
В качестве преимуществ формирования любой финансово-промышленной группы, в том числе и региональной ФПГ является объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создание рациональных технологических и кооперационных связей, увеличение экспортного потенциала и привлечение инвестиций. Региональная ФПГ должна представлять такую организационно-экономическую структуру, которая стимулировала бы развитие важнейших сфер экономики территории и максимально эффективное использование ресурсов в пределах данного региона.
Причем большинство государственных организаций (совхозов) превратилось в негосударственные сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм. Большое количество земли передано в муниципальную собственность сельских органов власти. Появился сектор крестьянских (фермерских) хозяйств. Все это существенным образом изменило социально-экономическую структуру сельского хозяйства.
Выручка от реализации товаров распадается на стоимость покупных товаров и торговую наценку; торговая наценка, в свою очередь, распадается на издержки обращения и прибыль. Экономический анализ издержек обращения по видам затрат позволяет создать и анализировать новую экономическую структуру: добавленная стоимость и промежуточное потребление в торговой наценке как в стоимости услуг.
исследователя, оудучи подвергнутым влиянию всех решений, действий и результатов, происшедших в прошлом. Необходимо видеть сам скелет, суть, т.е. экономическую структуру.
общие экономические дисциплины, изучающие экономическую структуру социализма в целом в теоретическом и историческом аспектах (политическая экономия социализма, история народного хозяйства, экономическая история, экономика мировой социалистической системы);
Распространение нашего анализа финансовых рынков на общую демографическую, экологическую и экономическую структуру было необходимым шагом потому, что в долгосрочном масштабе времени, их будущее и, в частности, наступление финансовых крахов не может быть отделено от множества других компонентов того мира, в котором они "живут".
населения; экономическую структуру, отражающую зависимость
экономическую структуру общества, в котором они используются"386.
бой сложную экономическую структуру, в состав которой входят
Методы воздействия на экономическую структуру................ 423
Экономике существенно Экономики экономика Эффективного инструмента Экономики государство Экономики министерством Экономики необходимость Экономики общественного Экономики основанной Экономики поскольку Экономики предложения Экономики предприятие Экономики промышленности Экономики российской вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|