Эффективного государственного



Обязательным условием эффективного функционирования систем оперативного планирования является наличие обоснованной нормативной базы, куда входят, в частности:

достижение наиболее эффективного функционирования предприятия;

Другое исследование было проведено Ассоциацией многонациональных компаний (Зайгай кигё кёкай) в связи со свертыванием 58 зарубежных филиалов японских корпораций. В 1979 г. Ассоциация провела интервью с руководством материнских компаний по 18 и провела анализ опубликованных материалов по еще 40 подобным случаям. В большинстве случаев свертывание произошло из-за продажи капитала филиалов или материнских компаний. В нескольких случаях были проданы прибыльные филиалы, но, поскольку таких случаев меньшинство, исследование показало причины неэффективности остальных филиалов. Причины неудач являются обратной стороной причин эффективного функционирования предприятий. Данное исследование показало, что технологическое превосходство (4а и 46) — важный фактор, перенос же и использование в управлении филиала японского стиля (5а) не было подчеркнуто. В такой же мере важными оказались факторы, определяемые внешними условиями деятельности филиалов (4а).

Важнейшее условие эффективного функционирования оперативно-производственного планирования — наличие обоснованной нормативной базы (продолжительность производственных циклов; размеры партий п периодичность их запуска; размеры заделов; трудовые нормы; нормы расхода материалов; нормы использования производственных мощностей).

КОММУНИКАЦИЯ. Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее Смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми — будь это друзья, члены семьи или коллеги — в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

В гл. 1 и 2 мы подчеркивали, что организация представляет собой открытую систему, целостность, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. В данной главе мы кратко опишем наиболее существенные внутренние переменные организации, части системы внутри организации, отличные от внешнего окружения. Мы также рассмотрим концепцию взаимозависимости переменных. Ваша цель при изучении данной главы заключается в тем, чтобы понять основные характеристики этих ключевых переменных как частей целого, их роль в обеспечении эффективного функционирования организации.

никающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются только исходя из прецедентов. Постепенно тщательный поиск альтернатив начинает сокращаться. Клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы будут решаться в соответствии с установленными правилами, процедурами и нормами. Если сотрудникам бюрократических организаций указывают на неадекватность их действий, они, защищаясь, ссылаются на соответствующее правило или инструкцию. Это, в свою очередь, легко может испортить взаимоотношения с клиентами или общественностью. Однако бюрократ не может быть наказан, потому что с официальной точки зрения своей организации он или она действуют правильно. Такое же отсутствие гибкости может возникать и во взаимоотношениях сотрудников внутри организации. Строгое соблюдение установленных правил может порождать новые проблемы в ходе взаимодействия, обмена информацией и координации деятельности различных частей организации. Еще одним негативным свойством бюрократических структур, по мнению Катца и Кана, является «отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации»5. Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать и вводить новые элементы в процесс своей деятельности6. Ниже мы увидим, что те организации, которые должны по-новому реагировать на быстрые изменения условий рынка и технологии, запаздывали и действовали не столь эффективно, если были организованы по типу бюрократий. Далее мы рассмотрим адаптивные структуры, которые были разработаны для расширения возможностей организаций реагировать на происходящие изменения и вводить новшества.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он щш она — начальник . Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти .

Цель и основные направления подсистемы: стратегическая цель подсистемы; прикладные задачи подсистемы; базовые элементы подсистемы; предпосылки эффективного функционирования подсистемы.

Непременными предпосылками эффективного функционирования экономической системы социализма являются непрерывно осуществляемые планирование, учет, анализ и контроль. Эти функции управления тесно взаимосвязаны: планирование и учет являются информационной базой для анализа, в процессе анализа на основании плановой и учетной информации устанавливаются наиболее результативные направлении и средства контроля. В совокупности планирование, учет, анализ и контроль позволяют осуществлять обоснованную и исчерпывающую оценку деятельности анализируемого объекта (экономической системы) и определять основные тенденции п пути улучшения показателей его функционирования, своевременно устанавливать внутрипроизводственные и внешние резервы, неиспользованные возможности и другие недостатки на каждом рабочем месте и в каждом призводственпом звене. Речь идет о ликвидации потерь рабочего времени, сокращении текучести кадров, устранении аритмии в работе и простев оборудования п г д

вой сфере. Учитывая специфику объекта И.м. в к.р. при его изучении, с одной стороны, нельзя обойтись без некоторых общих понятий и положений, касающихся состояния и развития соц.-экон. систем, а с др., требуется использование понятийного аппарата инноватики, экономики и социологии труда, конфликтологии и др. наук. Цель И.м. в к.р. в организации — обеспечение эффективных масштабов и темпов обновления ее кадровой системы в соответствии с текущими и перспективными интересами и целями организации, современными закономерностями развития персонала, требованиями и стандартами государства, рынка и профсоюзов к уровню развития человеческих ресурсов. Рассматривая И.м. в к.р. с общих позиций во временном аспекте, а также в условиях переходного, в т.ч. кризисного состояния российской экономики, здесь можно выделить стратегическую и тактическую цели. Стратегическая цель — создание на базе поэтапного развертывания рыночной экономики инновационного потенциала рынка труда и рынка образовательно-профессиональных услуг, эффективной многоуровневой системы инновационного управления кадрами в рамках государства, региона, организации для формирования и эффективного функционирования качественно нового, инновационно-активного кадрового потенциала. Тактическая цель (период кризиса и стабилизации) — сохранение лучшей (элитной), инновационно-активной части кадрового потенциала страны, региона, предприятия путем реализации соответствующих антикризисных инновационно-кадровых мероприятий, в т.ч. по перестройке профессионально-квалификационной структуры кадров, а также последовательного освобождения от кадрового балласта. Функции И.м. в к.р. можно объединить в две группы: а) функции по реализации кадровых нововведений как объекта управления: организация и проведение научно-аналитических работ в области развития человеческих ресурсов, выявления и решения новых кадровых проблем организации (совместно с научно-исследовательскими организациями); оценка эффективности кадровых нововведений; разработка прогнозов, концепций, инновационно-кадровой политики, планов, программ и проектов кадровых нововведений; их финансово-ресурсное обеспечение; организация кадровых нововведений и контроль их реализации; мотива-


Ход реформы в 1992-1999 гг. со всей очевидностью показал неэффективность и пагубность для России применения преимущественно либералистских методов, предполагающих полный уход государства из экономики. Трансформировать социалистическую модель в капиталистическую без четкого и эффективного государственного управления сложнейшими экономическими процессами невозможно. Невозможно хотя бы потому, что в недрах первой модели не содержатся существенные элементы второй: социализм и капитализм по своим фундаментальным ипостасям противоположны. Неуправляемость реформационных процессов привела к формированию вовсе не капиталистической, а столь же не рыночной, как и прежняя (или «квазирыночной») и тотально криминализированной экономики. Не секрет, что трагедия всех реформационных потоков — постоянное попадание в некий «бермудский треугольник»: безответственность государственных органов - коррупция - преступность. И это наносило не меньший (если не больший) вред экономике и благосостоянию людей, чем инфляция сама по себе. А отсюда и иррациональное изменение позиций финансового сектора в народном хозяйстве, который стал самодовлеющим, замкнув на себя подавляющую часть денежных потоков, заблокировав их выход в реальный сектор. Кредитная система вместо выполнения своих естественных посреднических функций при расчетах между субъектами рынка превратилась в мощный рычаг перераспределения стоимости в свою пользу.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Ход реформы в 1992-1999 гг. со всей очевидностью показал неэффективность и пагубность для России применения преимущественно либералистских методов, предполагающих полный уход государства из экономики. Трансформировать социалистическую модель в капиталистическую без четкого и эффективного государственного управления сложнейшими экономическими процессами невозможно. Невозможно хотя бы потому, что в недрах первой модели не содержатся существенные элементы второй: социализм и капитализм по своим фундаментальным ипостасям противоположны. Неуправляемость реформационных процессов привела к формированию вовсе не капиталистической, а столь же не рыночной, как и прежняя (или «квазирыночной») и тотально криминализированной экономики. Не секрет, что трагедия всех реформационных потоков-— постоянное попадание в некий «бермудский треугольник»: безответственность государственных органов - коррупция - преступность. И это наносило не меньший (если не больший) вред экономике и благосостоянию людей, чем инфляция сама по себе. А отсюда и иррациональное изменение позиций финансового сектора в народном хозяйстве, который стал самодовлеющим, замкнув на себя подавляющую часть денежных потоков, заблокировав их выход в реальный сектор. Кредитная система вместо выполнения своих естественных посреднических функций при расчетах между субъектами рынка превратилась в мощный рычаг перераспределения стоимости в свою пользу.

Монополия, естественно, обеспечивает производителю условия для злоупотреблений своим положением путем завышения издержек, цен, снижения качества и т. д. Однако это можно пресечь (что делается в высокоразвитых странах) с помощью эффективного государственного регулирования.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей. В зарубежных публикациях большое внимание уделяется принципу прозрачности бюджета (transparency), который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими. Временный комитет МВФ в 1998 году принял документ, называемый «Кодекс рекомендуемой практики по обеспечению фискальной прозрачности—декларация принципов»1. Этот документ задуман как пособие странам — членам МВФ в их стремлении добиться большей прозрачности в бюджетной сфере, тем самым усилить контроль над фискальной политикой и повысить доверие к ней, что является непременным условием эффективного государственного управления. Комитет призвал страны — члены МВФ придерживаться изложенных в Кодексе принципов и рекомендуемой практики, признавая при этом, что на их реализацию существенно повлияют различия в системе бюджетных институтов, в правовой системе ив административном потенциале разных стран и что этот процесс, безусловно, потребует времени.

Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов Государственного бюджета Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 22.02.99 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета в 1999 году на 84,34% должна быть сформирована за счет налоговых платежей.

вов), а также из-за отсутствия эффективного государственного ре-

Необходимыми требованиями эффективного государственного регулирования

недостаточно эффективного государственного управления являются низкие темпы прироста

венного и эффективного государственного и муниципального управления в

Человеческий фактор выходит на определяющие позиции в сфере эффективного государственного управления и успешного предпринимательства. Известная, всем фраза «Кадры решают все!» стала «головной болью» руководителя любого уровня. Весь спектр формирования и управления человеческими ресурсами крайне проблематичен и трудноструктурируем. Работа с людьми всегда сопровождается множеством проблем, затрагивающих слабопредсказуемые черты характера индивида.

• будет сформирована основа для эффективного государственного регулирования, в том числе тарифов.


Эффективности действующей Эффективности достижения Эффективности функционирования Эффективности хозяйственной Эффективности инвестирования Эффективности исполнения Эффективности логистической Эффективности материальных Эффективности народного Эффективности оборотных Эффективных технических Эффективности осуществления Эффективности показатель вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика