Экономики государственные



Во-первых, изменились приоритеты в стратегиях социально-экономического развития. До начала 70-х годов отраслевые параметры анклавного экспортного сектора по вывозу углеводородного сырья почти безраздельно диктовались иностранными концессионными компаниями, выступая как регулирующие по отношению к национальным секторам экономики. Государства-концеденты были вынуждены в своих финансовых и других программах руководствоваться результатами деятельности концессионеров, определявшими большинство макроэкономических" показателей.

2. Место и роль национального законодательства о конкуренции в правовом регулировании экономики государства. Государственные учреждения по антимонопольному регулированию.

Создание на уровне регионов, отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры — автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение инновационной экономики, будет способствовать успешному решению важнейшей задачи инновационной экономики государства: обеспечению конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

— требования предоставления рабочих мест, размера, места расположения, финансирования, которые устанавливают специфику использования местной рабочей силы и управления, номинальный размер предприятия, место расположения проекта или проектов (часто в упадочных отраслях экономики государства, принимающего инвестиции), а также жесткие правила привлечения местных финансовых ресурсов1.

В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансовые результаты — конечный результат деятельности миллионов людей. Отсутствие финансовых ресурсов на государственном уровне и на уровне предприятия свидетельствует об экономическом кризисе общества. Для преодоления этого кризиса необходимо финансовое оздоровление экономики государства. При этом финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния.

Финансы — наиболее динамичная категория, отражающая состояние экономики государства, его место в мировом сообществе, поэтому она требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям. В связи с этим основными направлениями реформирования финансов являются: совершенствование взаимодействия между элементами финансовой системы; стимулирование накопления капитала в реальном секторе производства; существенная реконструкция государственных финансов; безусловное выполнение бюджетных и других обязательств, которые обеспечивают решение ключевых государственных, межгосударственных и социальных задач.

ЦБ РФ — главный банк государства, не зависимое от распорядительных и исполнительных органов власти экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБ РФ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков и других кредитных учреждений, осуществляющих операции по внешнеэкономической деятельности. ЦБ РФ проводи! денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБ РФ осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая кредитором последней инстанции.

Стагфляция — состояние экономики государства при застое с одновременным развитием инфляционного процесса.

ющей данному процессу или явлению базы сравнения. Разновидностью относительных показателей интенсивности являются относительные показатели уровня экономического развития, играющие важную роль в оценке развития экономики государства. К ним относятся: производство валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения; показатели потребления на душу населения и др.

Структурный анализ экономики государства в региональном разрезе может выполняться по различным направлениям. Главной задачей такого анализа является определение степени неравномерности развития регионов, различий в потенциальных условиях для развития, расхождений в уровне жизни населения.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимаются механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике'.


Ныне в российской экономике действуют государственные и муниципальные коммерческие предприятия, которые создаются в форме унитарного предприятия. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена, в рыночной экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований. Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Унитарное — это единое, не разделяемое на части. Унитарным предприятием является такая коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот —при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

На рис. 1.1 видно, что система показателей статистики финансов охватывает практически весь механизм рыночной экономики. Государственные финансы формируются за счет результатов деятельности всех хозяйствующих субъектов. Статистика финансов

ми статистической работы, выражающие интересы соответствующих групп населения или секторов экономики. Государственные органы статистики могли бы координировать планы своей работы и сверять свои данные с данными альтернативных и независимых организаций, своевременно совершенствовать методологию и методику в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Ныне в российской экономике действуют государственные и муниципальные коммерческие предприятия, которые создаются в форме унитарного предприятия. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена, в рыночной экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований. Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Унитарное — это единое, не разделяемое на части. Унитарным предприятием является такая коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

стоимости вклада в рубли по официальному курсу банка России. ИНВЕСТИЦИИ — долгосрочные вложения капитала (внутри страны или за границей) в предприятия различных отраслей народного хозяйства. Частные инвестиции полностью сосредоточены на задаче получения прибыли; государственные могут осуществляться также и с целью регулирования развития экономики. Государственные И. финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег либо путем выпуска внутренних и внешних займов правительства. Источником финансирования частных вложений служат собственные средства компаний (нераспределенная прибыль, отчасти амортизационные и другие фонды), привлеченные извне средства, полученные от продажи акций, облигаций, других ценных бумаг, а также в виде долгосрочных кредитов и займов.

Различают И. реальные — вложенные в какую-либо отрасль экономики, результатом которых является приращение реального капитала (здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т. п.); финансовые — вложения капитала (частные или государственные) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Во втором случае прироста реального капитала не происходит, суть дела состоит в покупке титула собственности (то же происходит при покупке земли, любой другой недвижимости). Во всех сделках подобного рода налицо трансфертные, т. е. передаточные, операции.

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот — при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и Других кредитно-финансовых институтов.

ламизации экономики, государственные облигации конвертируются в доли вза-

ределяет Комиссия по исламизации экономики, государственные

6. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрения государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. . д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств связи и др. (Подробнее см.: Согласие на шанс// Известия, № 149. 1991. 24 июня).


Экономики социальной Экономики состояние Экономики трубопроводного Экономикой предприятия Эффективные управленческие Экономико математическим Экономико математическому Экономико статистических Эффективного обслуживания Экономисты используют Экономисты теоретики Экономистов плановиков Экономным использованием вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика