|
Экономики необходимость
В условиях высокой степени самостоятельности предприятий и объединений в их хозяйственной деятельности, полного хозяйственного расчета и самофинансирования, когда хозрасчетный доход предприятия и оплата труда его работников прямо зависят от их социалистической предприимчивости и способности принимать экономически обоснованные технические и хозяйственные решения, усвоение основ экономики необходимо для каждого инженера.
На первом этапе (до 2000 года) предстоит преодолеть инвестиционный спад на основе оживления активности всех субъектов экономики. Необходимо разработать инновационную стратегию региона, в соответствии с ней определить приоритетные высокоэффективные инвестиционные проекты. В настоящее время в Республике существует потребность в привлечении инвестиций для реализации 150 проектов в нефтяной, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслях, лесоперерабатывающей, пищевой промышленности, машиностроении, военно-промышленном комплексе, сельском хозяйстве и других отраслях. По оценкам экспертов объем инвестиций составляет более $ 5,0 млрд. На данном этапе предстоит определить основные меры государственной поддержки и сти-
Действующая пока в России экономическая система представляет своеобразный квазирыночный гибрид, который объединяет по сути дела две экономики — денежную (производства, связанные с внешним рынком, финансово-посреднический сектор и розничная торговля) и натурализованную (основная часть производственной сферы). В принципиальном отношении возможны два внутренне непротиворечивых подхода к экономической политике. Первый состоит в том, чтобы попытаться приспособить ее к природе реально существующей ныне хозяйственной системы. Второй подход исходит из необходимости качественного преобразования действующей хозяйственной системы, ее превращения в полноценную рыночную экономику. Вопрос о масштабах государственного регулирования в этом смысле вторичен: чтобы влиять на параметры развития рыночной экономики, необходимо ее иметь. В рамках данного подхода важно сосредоточиться на предложениях относительно как путей перевода экономики на подлинно рыночный режим действия, так и механизмов ее государственного регулирования. Дальнейшее уклонение государства от своих хозяйственных функций может привести лишь к упрочнению и развитию основ квазирыночной экономики.
Отдельные инструменты стимулирования экономического роста отторгались сложившейся системой госрегулирования, ориентированной на либерализацию экономики и на обслуживание интересов финансовой олигархии. Но любой режим регулирования экономики обладает определенной целостностью, отторгая «инородные» элементы. Попытки «привить» промышленную политику монетаризму как ведущему началу, доминанте механизма госрегулирования экономики, не могли дать жизнеспособные плоды. Ставя задачу изменения экономической политики и ее переориентации с обслуживания интересов финансовой олигархии на экономический рост, необходимо учитывать, что речь должна идти о смене экономической парадигмы, а не об отдельных усовершенствованиях хозяйственного механизма.
Если же, погнавшись за свободой потребления лучших товаров, Россия лишит себя возможности производить, то стране просто не на что будет покупать эти товары, даже если они окажутся самыми дешевыми в мире. Продолжая курс на открытость российской экономики, необходимо найти разумный компромисс между защитой российских потребителей и производителей, обеспечить баланс их интересов. В связи с этим нам необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений. Если же мы не защитим наш рынок и наших производителей, мы не только уничтожим реальный сектор экономики, но и лишим себя возможности в будущем развивать его.
Курс на включение России в международное экономическое сотрудничество должен использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, ибо одной из наиболее острых проблем нашей промышленности выступает необходимость обновления основного капитала. В условиях почти полного износа производственных фондов не только усиливаются тенденции превращения российской экономики в придаток индустриальных стран, но и возрастает риск экологической катастрофы. Отсюда госрегулирование промышленности должно максимально способствовать всем формам обновления капитала (налоговые льготы на инвестиции, либерализация тарифов на ввоз оборудования). Это позволит предприятиям сконцентрировать определенные финансовые ресурсы для технологической модернизации и реконструкции производства.
Необходимо стимулировать спрос со стороны населения посредством представления ипотечных кредитов, выпуска муниципальных жилищных облигаций, кредитов по системе стройсбере-жений, что, в свою очередь, приведет к росту объемов строительства, увеличению заказов в строительной индустрии и связанных с ней отраслях экономики, следовательно, увеличению сборов налогов и расширению налогооблагаемой базы, дальнейшему развитию экономики области и увеличению числа вновь созданных рабочих мест, что является приоритетной целью и задачей новой стратегии Президента Республики Казахстан по борьбе с безработицей и нищетой.
Таким образом, долгосрочное рассмотрение перспектив развития экономики необходимо; в соответствии с этим и в нашей стране, и за рубежом ведутся широкие исследования по построению высокоагрегированных моделей.
Необходимо обратить внимание читателя на то, что эта закономерность наблюдается лишь при отсутствии качественных изменений в производстве. При построении моделей современной экономики необходимо учитывать, что в настоящее время происходит быстрый процесс качественного изменения производства, который должен быть отражен в используемых производственных функциях. Методам включения научно-технического процесса в производственные функции мы посвятим отдельный параграф нашей книги, сейчас же будем считать, что мы моделируем экономику без учета качественных изменений в производстве, и предполагать, что соотношение (2.4) выполняется.
возникает вопрос о том, какой режим сбалансированного роста предпочтительнее. Для этого прежде всего необходимо ввести критерий, по которому мы будем сравнивать различные режимы. Поскольку экономическая система предназначена для решения различных важных задач, то фактически можно построить огромное число несовпадающих критериев. Для того чтобы решить до конца задачу выбора оптимального развития экономики, необходимо на основе множества критериев построить единственный (подробно этот вопрос, называемый проблемой свертки критериев, рассмотрен в книге Ю. Б. Гермейера «Введение в теорию исследования операций»). В задачах планирования и прогнозирования экономики проблема выбора критерия развития окончательно не решена и до сих пор. Одним из способов обойти ее является программный метод планирования *).
Таким образом, изучение долгосрочных перспектив развития экономики необходимо. В соответствии с этим и в нашей стране, и за рубежом проводятся исследования по построению и анализу агрегированных моделей экономического роста. Интересно отметить, что первая модель экономического роста была предложена в СССР экономистом Г. А. Фельдманом в конце двадцатых годов*). Эта модель использовалась при разработке первого генерального плана развития народного хозяйства СССР на 15—* 20 лет. Злободневная сегодня для всей современной мировой экономики необходимость мобилизации огромных капиталовложений для создания новых топливодобывающих мощностей не застала врасплох страны социалистического содружества. Еще в 1971 г. единодушно принятая в СЭВ Комплексная программа социалистической экономической интеграции нацелила страны содружества на решение сложных хозяйственных проблем, в том числе топливно-сырьевой, путем объединения сил и средств заинтересованных стран. И когда капиталистические государства, потрясенные энергетическим кризисом, еще только пытались объединиться хотя бы для координации усилий, страны СЭВ в июне 1974 г. предприняли грандиозный практический шаг в области дальнейшего успешного решения у себя топливной проблемы — договорились построить совместными усилиями в кратчайшие сроки магистральный трубопровод Оренбург— Западная граница СССР для ежегодных поставок в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию по 2,8 млрд. и в Румынию—1,5 млрд. м3 природного газа. Страны-участницы вносят свой вклад машинами, оборудованием, строительной техникой, специалистами и строителями пропорционально их доле в будущих поставках «голубого топлива» по трубопроводу. К. концу 1977 г. уже было построено около 2300 из всех 2750 км магистрали, в 1978 г. она вступает в строй, а в 1980 г. выйдет на полную мощность— 15,5 млрд. м3 в год1.
Необходимость формирования особой системы взаимоотношений ФПГ с органами государственного регулирования экономики определяется, во-первых, исключительным значением становления интегрированных конкурентоспособных ФПГ для структурной перестройки национальной экономики; во-вторых, - общемировым опытом специфических отношений государства с лидерами национальных экономик; в-третьих, - все более явными интеграционными тенденциями в российской экономике, выражающимися в росте числа официально регистрируемых, а главное, - фактически возникающих ФПГ; в-четвертых, - объективными трудностями первого этапа государственного регулирования создания подобных интегрированных структур, тормозящими естественный ход этого процесса; в-пятых, -особенностями самих групп, в силу своего положения на рынке требующих мер специального государственного контроля.
Оценка банковского потенциала — перспективная задача отечественной статистики и статистики всех стран ближнего зарубежья и Восточной Европы, вступивших на путь развития рыночной экономики. Необходимость определения потенциальных возможностей банковских учреждений России на данном этапе определяется такими факторами, как:
ЭКОНОМИКИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ................89
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Основой среднего и крупного предпринимательства служит частно-коллективная (частно-групповая) собственность, прежде всего акционерная. Средние компании и крупные корпорации распространены главным образом в большинстве производственных и инфраструктурных отраслей и сфер экономики. Необходимость удержания старых и завоевания новых рынков заставляет их ориентироваться не столько на получение высокой прибыли, сколько на повышение качества товаров и услуг путём различного рода инноваций и создания инвестиционной базы.
На современном этапе развития экономики необходимость постоянно совершенствовать стиль и методы работы хозяйственных руководителей, приводить их в соответствие с новыми требованиями становится особенно острой.
Экономики управления Экономико географические Эффективного обеспечения Экономико математической Экономико организационных Экономико статистического Экономику разработки Экономисты предлагают Экономистов аналитиков Экономист математик Экономное расходование Экономном расходовании Эксперимент проведенный вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|