|
Экономики осуществляется
В целом важнейшие признаки и современные тенденции развития постиндустриальной СЭС приводят к большой неопределенности в параметрах сбалансированности элементов национальной экономики. Основными из них являются:
В условиях рыночной экономики и высокой инфляции уровень и структура цен необычайно подвижны. Производитель обладает свободой в назначении цен на производимый им товар и стремится к максимальной прибыли. Но целью современной ценовой стратегии является не только получение максимальной прибыли, но и достижение стабильных условий сбыта продукции. Сочетание свободных и регулируемых цен, а также меры воздействия местных органов управления на процессы формирования цен на товары народного потребления свойственны переходному периоду российской экономики. Основными методами регулирования цен местными органами управления на продовольственные и непродовольственные товары являются снижение налогов, ограничение торговой надбавки торгующих организаций, а на платные услуги населения — выделение дотаций из региональных бюджетов и применение фиксированных цен. Если основным методом регулирования на все промышленные товары является ограничение торговой надбавки, то на топливо в основном применяется дотирование из региональных бюджетов, а также установление предельных уровней цен. С начала 1995 г. отмечена устойчивая тенденция сокращения масштабов регулирования цен на продовольственные товары.
В результате возникают новые специальности, складываются целые отрасли экономики, основными занятиями которых является обслуживание налогоплательщиков: аудиторы, консультанты, налоговые адвокаты и др.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
В практике менеджмента успешным считается управлением, при котором обеспечивается достижение целей организации. Однако понятие успеха организации требует пояснения. Во-первых, всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации (показатели, характеристики или состояния организации), которые отражает сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям. Решением этой проблемы может быть определение общих составляющих успеха организации в рассматриваемых условиях ее функционирования. Во-вторых, приведенное выше определение успешного управления (как достижение целей организации) необходимо дополнить основными подходами к решению главных проблем управления организацией, функционирующей в условиях изменения внешней среды, характерных для рыночной экономики.
Основная теоретическая и практическая проблема исследования менеджмента нынешнего этапа развития российской экономики состоит в необходимости обоснования и разработки подходов к реальному преодолению несоответствия системы управления российской хозяйственной организацией современным требованиям рыночной экономики. Основными причинами несоответствия нередко называются макроэкономические факторы. Однако было бы неправильным ограничиваться лишь этими факторами. Не менее значимо состояние микроэкономических единиц, прежде всего производственных предприятий, в рамках которых концентрируются и фактически воспроизводятся едва ли не все социально-экономические проблемы российского общества. Поэтому сегодня в первую очередь необходима новая управленческая стратегия (как продукт менеджмента) предприятия во взаимоотношениях с обществом и рынком.
В настоящее время в условиях рыночной экономики основными функциями управления предприятием являются производство, маркетинг, НИ-ОКР, контроль, общее руководство. В общем виде связь факторов, определяющих успех в развитии предприятия, с главными стратегическими функциями управления представлена в табл. 121.
руют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами в развитых странах .являются частный сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государст* венный, муниципальный кооперативный и семейный сектора, сектор неприбыльных организаций" Каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества, Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.
Регулирование экономики — целенаправленное изменение темпов развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перераспределения финансовых ресурсов. Регулирование экономики осуществляется в двух формах — саморегулирование и государственное регулирование. Первая характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами субъекты хозяйствования. Вторая форма отражает вмешательство государства в процесс развития общественного производства через различные экономические инструменты, в том числе через финансовые рычаги. Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год.
Наконец, в-пятых, отказ государства от административного вмешательства в хозяйственную деятельность организаций. Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи экономических методов, прежде всего, через систему налогообложения. Властные методы государство использует для формирования рыночной экономики, для охраны «правил игры», т.е. реализации принципов рыночной экономики.
Экономический эффект от реализации инвестиционного проекта может оцениваться на разных уровнях: эффект для национальной экономики в целом; экономическая выгода (прибыль, доход) непосредственных инвесторов проекта; эффект для предприятия или другого субъекта хозяйствования, осуществляющего его внедрение и эксплуатацию. Оценка экономического эффекта для национальной экономики осуществляется при анализе и ранжировании крупномасштабных проектов, финансируемых из государственного бюджета или по межгосударственным кредитным линиям под гарантию правительства. Частные инвесторы проектов оценивают собственную (коммерческую) прибыльность финансирования проекта. Коммерческая прибыльность проекта характеризует возможность осуществления проекта с финансовой точки зрения. Все относящиеся к проекту затраты и прибыль (доходы) рассчитываются на основе ожидаемых цен.
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Осуществляется не только на коммерческой основе. В разных странах сочетание коммерческих и некоммерческих начал в деятельности государственных предприятий неодинаково. Например, в Италии превалируют некоммерческие начала. В Англии 1979 г. доля государственного сектора в производстве составляла 18,7%. В 80-х годах, когда прошла волна приватизации государственных предприятий, более 2/3 государственного сектора было передано в частные руки и коллективам предприятий. Во Франции доля государственных предприятий в начале 80-х годов выросла до 22,8%, а затем стала уменьшаться.
функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем. Включает различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. В 1989 г. через бюджет перераспределялось: в США 36% валового национального продукта, в Японии - 33, в ФРГ - 44,9, в Англии - 38, во Франции — 50,2, в Италии — 48,7, в Голландии — 53, в Швейцарии — 27,1% ВНП. В бывшем СССР в том же году доля гос. расходов в ВНП составила 52,2%. Бюджетно-налоговое регулирование предполагает сведение доходной и расходной частей бюджета то с избытком (чтобы препятствовать «перегреву» экономики), то с дефицитом, чтобы стимулировать ее рост. Дефицитное финансирование питает инфляционные процессы. Поэтому государства стремятся к сбалансированию бюджета. В 90-е годы акцент в бюджетном регулировании переносится на изменение структуры расхо-лов к гражданским, от краткосрочных к до досрочным программам. Кредитно-денежное регулирование включает изменение ставок процента, операции на «открытом рынке», изменение нормы обязательных банковских резервов. Административное регулирование в рыночной экономике осуществляется с помощью таких мер, как принудительное картелирование, необходимость получения разрешений на открытие предприятий и др. В 80-е годы в капиталистических странах происходило «дерегулирование экономики»: государство отказалось от регулирования ряда экономических показателей (тарифов на перевозки авто- и авиатранспортом, с гандартов безопасности на рабочих местах), оставляя их на усмотрение корпорации. В результате усиливались регулирующие тенденции рынка, конкуренции. В 90-е годы в ряде стран отходят от правоконсервагивной к более умеренной позиции в отношении государственного вмешательства в экономические процессы. В США происходит серьезная переориентация регулирования на цели долгосрочного развития — «инвестирование в будущее Америки» (инфраструктуру, человеческий капитал, гражданские НИОКР, охрану природы). Во Франции приоритетным направлением государственного регулирования является развитие культуры, образования и профессиональной подготовки, а с 1990 г. и жилищное строительство.
Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (подотраслей) экономики осуществляется по следующим основным элементам (рис. 5.6.).
Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики осуществляется по формуле:
Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному - в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Эффективного обеспечения Экономико математической Экономико организационных Экономико статистического Экономику разработки Экономисты предлагают Экономистов аналитиков Экономист математик Экономное расходование Экономном расходовании Эксперимент проведенный Эффективного применения Экспертного оценивания вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|