|
Экономики предложения
Когда начался период быстрого роста экономики, правительство Японии приняло агрессивный план общенационального экономического развития, который содержал более мощные стимулы и для общей ориентации поведения в целом, и для внедрения систем планиро-в частности. Среди крупных корпораций широко распространилось всеобъемлющее долгосрочное планиро-в? (См. возрастание соответствующего показателя в т. 9.2.)
К 2000 г. сложились новые экономические условия. Появились признаки экономического роста благодаря мерам, принятым правительством. Но слабость этого процесса заключается в нестабильности факторов, обеспечивающих подъем производства. Перед Россией стоит проблема: либо выйти на устойчивые темпы экономического развития, либо потерять самостоятельность. Налоговая система, стимулирующая развитие производства и зарабатывание доходов, - стабильный и испытанный фактор роста экономики. Правительство осознало необходимость радикального преобразования налоговой системы. К настоящему времени подготовлена законодательная база - Бюджетный и Налоговый кодексы, которые с учетом их новой редакции позволят системно, последовательно трансформировать налоговую систему России с учетом мирового, отечественного опыта налогообложения за 1992-1999 гг. в эффективный и надежный механизм государственного регулирования экономики, инструмент привлечения инвестиций в отечественную экономику, включая зарубежные.
* Объяснение с помощью этой теории функций аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании.
В 1987 г. после выхода первого издания стандартов серии ISO 9000 начался бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой системы качества и использования процедуры сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия. С 1990 г. во многих странах внедрение систем качества стало элементом государственной политики. Программа внедрения ISO 9000 стала частью соглашения Гор-Мубарек по развитию египетской экономики. Правительство Республики Корея предоставляет налоговые скидки с сумм, затраченных на внедрение ISO. С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем качества не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отеле'й, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государственных органов управления. Так, в США летом 1997 г. сертифицировалось Федеральное агентство по управлению имуществом. В 1997 г. сертифицировался на соответствие стандарту ISO 9002 Центральный секретариат ISO. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний. Эффективность внедрения системы качества отражена в табл. 1. Из таблицы видно, что для малых предприятий наиболее существенным улучшением является увеличение рентабельности и прибыли в 3-4 раза.
/. Отсутствие автоматизма. Термин «естественный» вовсе не означает, что экономика всегда функционирует на естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. В нашем кратком обзоре делового цикла мы уже говорили о том, что уровень безработицы в экономике часто превышает естественный уровень. С другой стороны, иногда экономика действует в таком режиме, что уровень безработицы оказывается ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень составлял примерно 4%, потребности военного производства породили почти неограниченный спрос на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, равно как и совместительство. Более того, в важнейших отраслях экономики правительство «прикрепило» работников к рабочим местам, запретив увольнения и тем самым
По мере развития экономики правительство предприняло новые шаги — масштабную национализацию железных дорог посредством выкупа в государственную собственность. С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние займы сжоимостью 2.644 млн. руб. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных для государства условиях. В том числе большая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4 %-ные ренты.
В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешнеторговой деятельности, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.
В Германии первые шаги к формированию социально ориентированной рыночной экономики связаны с деятельностью Л. Эрхарда, министра экономики в первом послевоенном правительстве К. Аденауэра. Уже при решении задач восстановления экономики правительство исходило из того, что тяготы реконструкции должны равно-
В России в целях стимулирования роста национальной экономики Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ согласно законодательству способствуют развитию внешнеторговой деятельно- Формирование и ведение информационной системы, обеспечивающей всех хозяйствующих субъектов аналитической и прогнозной информацией. Отметим, что необходимость этой функции государства обосновывается сторонниками одного из направления неолиберальной теории в экономике — «теории предложения», или «экономики предложения». Выступая против активного вмешательства государства в экономические процессы, сторонники «теории предложения» видят в государственном аппарате основной источник информации, необходимой для развития производства (предложения).
Учитывая негативные последствия шаблонного использования монетаристской дефляционной модели, МВФ стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и институциональным проблемам экономической политики. Усилия подобного рода созвучны теоретической концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных экономик. Наконец, заботой Фонда все в большей мере становятся социальные аспекты проводимых при его поддержке реформ, выработка рекомендаций странам-членам относительно систем социальной защиты, проблемы качества жизни. Подобные тенденции в политике МВФ и Всемирного банка, переход от ориентации исключительно на обеспечение экономического роста к более широкому спектру целей развития трактуются многими аналитиками как постепенное формирование нового, «пост-Вашингтонского консенсуса»1.
Особую роль в рамках неоклассического направления играет научная школа «экономики предложения». Налоговая политика этой школы предусматривает:
В теоретической трактовке проблем и факторов инфляции, а также мер борьбы с ней, на Западе существует плюрализм мнений. К настоящему времени можно выделить несколько основных теоретических трактовок инфляции — кейнсианскую, монетаристскую, подходы теоретиков «экономики предложения» и структурной инфляции.
Особую роль в рамках неоклассического направления играет научная школа «экономики предложения». Налоговая политика этой школы предусматривает:
развивается по законам Вселенной, а экономика — это часть «Бытия» и также подчиняется этим общим закономерностям. А согласно последним, в каждой развивающейся «Системе» (тем более в экономической системе) существует определенный порог ее управляемости. Спослевоенного 1945-го до середины 1970-х годов в капиталистическом мире произошло очень много событий, которые вывели мировую экономику и все ее проблемы на совершенно иной уровень. Научно-техническая революция привела к резкому усложнению номенклатуры изделий и их быстрой сменяемости. В геометрической прогрессии увеличилось общее число предприятий, усилились интеграционные процессы. Соединились в «фокусе» сразу несколько кризисов (циклический, структурный, энергетический, экологический), распалась Бреттон-Вудская система и т.д. Здесь было над чем поработать коллективному разуму. Такая усложненная система, во-первых, не могла уже управляться прежними методами централизованного воздействия и, во-вторых, объективно требовала определенного перемещения акцентов на рыночные рычаги саморегуляции. Совершенно новая экономическая реальность нуждалась в новых концепциях макрорегулирования. Расположение школ экономической мысли Запада к первой половине 1970-х, может быть изображено в форме четырехугольника и представляет следующую картину: кейсианская «компания» (в верхнем углу воображаемого четырехугольника), «умеренная оппозиция» в лице западногерманских неолибералов — В. Ойкена, А. Мюллер-Армяка, Л. Эрхарда и др. (по основным идеям занимала промежуточное положение между неоклассикой и кенсианством), в США — агрессивная «правая» оппозиция в лице неоклассиков с жестким лидером М. Фридменом, а также представители «экономики предложения» М. Фелдстайн и А. Лаффер, выступающие за свободу предпринимательства и невмешательство государства. В «левом» углу имели место концепции институционально-социологического напргм-66
реформы, которые начались в США (поэтапно в течение 10 лет). Эти реформы имели несомненные достижения, и к первым из них можно отнести уменьшение максимальных предельных ставок по сравнению с началом 1980-х годов. В частности, в США это было снижение с 70 до реальных 33%, в Швеции — с 87 до 80%, в Португалии— с 80 до 69%, Ирландии — с 77 до 65%, Италии — с 72 до 62%, в Великобритании— с 83 до 60% (предельная налоговая ставка— высшая налоговая ставка в системе прогрессивного обложения). Вторым достижением был рост вычетов из личного дохода и стандартных вычетов, исключивших таким образом 6 млн человек из налоговых списков. Кроме того, деятельность по сокрытию налогов сделалась более трудной и менее привлекательной (США)1. Но как это часто случается, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги...». Суть этой русской мудрой пословицы иногда вполне соответствовала результатам практической реализации основных теоретических разработок сэплайсайдеров. Так, в США изменение предельной налоговой ставки дало ощутимое облегчение налогового бремени только четвертой части населения — цель упрощения не была достигнута. Но самой большой неудачей явилось явно недостаточное расширение налоговой базы до очень ограниченного уровня, т.е. не скомпенсировавшее быстро налоговые потери (имели место и другие несостоятельности). И тем не менее, хотя, безусловно, «практика— критерий истины», все-таки на основании подобных неудач даже в ряде стран не стоит делать скоропалительных выводов о неправомерности научной теории. Авторы «экономики предложения» совершенно верно уловили главное направление «теоретической» перестройки — необходимость всемерной мобилизации созидательного потенциала рынка, что, собственно, и входит в задачу экономической теории в отличие от практического руководства и инструкции. Что же касается реальных изменений в налоговых законах, то они всегда и везде влекут за собой проблемы, часто имеющие объяснения в сферах, очень далеких от фундаментальной экономической науки. И поэтому нередко результат соответствует опять-таки старой пословице (на сей раз английской) «старые налоги —хорошие налоги».
6. Назовите причины и содержание теории экономики предложения.
Как снижение налогов может повлиять на величину совокупного предложения? Некоторые экономисты — так называемые сторонники экономики предложения — убеждены, что снижение налогов ведет к сдвигу кривой совокупного предложения вправо.
Сторонники экономики предложения признают также, что снижение налоговых ставок не обязательно должно приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности снижение налоговых ставок, способствуя значительному увеличению объема производства и дохода, может даже повлечь за собой рост налоговых поступлений. Эта расширившаяся налоговая база способна обеспечить рост налоговых поступлений даже при более низких ставках. В то время как согласно традиционным и широко распространенным взглядам снижение налоговых ставок приводит к сокращению налоговых поступлений и росту дефицита бюджета, концепция экономики предложения предполагает, что снижение налоговых ставок может быть организовано таким образом, чтобы обеспечить рост налоговых поступлений и сокращение дефицита.
Распространенный скептицизм. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанным выше последствиям снижения налогов в трактовке экономики предложения, особенно принимая во внимание опыт применения этой концепции в 80-х годах. Во-первых, критики считают, что ожидаемое позитивное воздействие снижения налогов на побуждения к труду, сбережения и инвестиции, а также готовность к риску на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо носят долгосрочный характер, то есть занимают длительное время, тогда как воздействие на спрос проявляется в экономике практически сразу.
Экономико математическому Экономико статистических Эффективного обслуживания Экономисты используют Экономисты теоретики Экономистов плановиков Экономным использованием Экономному расходованию Эксклюзивного распределения Экспертные заключения Экспертное заключение Экспертов консультантов Эксплуатации электроустановок вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|