Экономики развивающихся



Система синтетических и аналитических счетов бухгалтерского» учета должна дать возможность контролировать кругооборот средств в процессе расширенного социалистического воспроизводства не только в пределах отдельного предприятия, но и в пределах объединения, отрасли и всего народного хозяйства. Сводка (обобщение) учетных данных в народнохозяйственном масштабе является отличительной чертой советского бухгалтерского учета, вытекающей из преимуществ плановой экономики развитого социалистического общества. Но для такого обобщения учетных показателей необходимо вести учет во всех предприятиях и хозяйственных организациях по единой заранее установленной системе счетов, по единому плану счетов бухгалтерского учета.

водства не только в пределах отдельного предприятия, но и в пределах объединения, отрасли и всего народного хозяйства. Сводка (обобщение) учетных данных в народнохозяйственном масштабе является отличительной чертой советского бухгалтерского учета, вытекающей из преимуществ плановой экономики развитого социалистического общества. Но для такого обобщения учетных показателей необходимо вести учет на всех предприятиях и в хозяйственных организациях по единой заранее установленной системе счетов, по единому плану счетов бухгалтерского учета.

Совершенствование управления народным хозяйством направлено на наиболее полное использование преимуществ и возможностей экономики развитого социализма, достижение высоких темпов развития социалистического производства.

Как следует из решений XXV съезда КПСС, управление народным хозяйством, промышленностью, предприятием тем совершеннее, чем полнее используются преимущества и возможности советской экономики — экономики развитого социализма. Съезд указал на необходимость усиления комплексного воздействия плана, экономических рычагов и стимулов, всей системы управления на ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества продукции, повышение эффективности общественного производства, достижение конечных народнохозяйственных результатов.

Совершенствование методов планирования и оценки качественных экономических показателей, характеризующих повышение эффективности общественного производства и особенно в отрасли •строительства является составным и важным элементом намеченной XXV съездом КПСС большой программы по повышению уровня управления народным хозяйством «в целях более полного использования преимуществ и возможностей экономики развитого социализма» 2.

XXV съезд КПСС определил основные задачи по дальнейшему совершенствованию управления народным хозяйством, в том числе и строительством, в целях более полного использования преимуществ и возможностей экономики развитого социализма. Практическая реализация этих задач ведется по следующим основным направлениям:

88 Шаталин С. С. Функционирование экономики развитого социализма. М., 1982.

-Среди определенных XXV съездом КПСС основных задач развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг. совершенствованию управления принадлежит особое место. С проблемами управления связаны все основные задачи: ускорение темпов научно-технического прогресса, обеспечение устойчивого роста и совершенствования структуры общественного производства, рост эффективности общественного производства, улучшение качества продукции, усиление режима экономии в народном хозяйстве, дальнейшее повышение народного благосостояния. Эти задачи могут быть успешно решены на современном этапе только на основе полного использования всех преимуществ и возможностей экономики развитого социализма.

Динамика экономики развитого социализма, ее возросшие задачи требуют сегодня не только успешной разработки новых идей, но и скорейшего практического их осуществления. Здесь широкое поле деятельности как для коллективов научно-исследовательских учреждений, так и для производственных коллективов — всех участников общественного производства, всех звеньев хозяйственного механизма. Они призваны всемерно укреплять союз науки и производства, активно содействовать использованию новейших отечественных и зарубежных научных достижений в народном хозяйстве в интересах дальнейшей интенсификации общественного производства, неуклонного повышения уровня жизни народа.

XXVI съезд КПСС нацелил народное хозяйство страны на использование главным образом интенсивных факторов развития, одним из которых является ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса. Это предопределяет постановку перед наукой более сложных задач и заставляет научные и инженерные кадры в короткие сроки искать эффективные пути их решения. Наука уже не от случая к случаю, а постоянно обращается к производству как к объекту реализации своих рекомендаций. Указанное обстоятельство приводит к соединению труда ученых и инженеров, что обеспечивает повышение эффективности системы «наука — производство» и является характерной чертой экономики развитого социализма.


Использование собственных нефтяных ресурсов для ускоренного подъема экономики является закономерным стремлением развивающихся стран. Постоянная братская поддержка национально-освободительного движения со стороны Советского Союза и других социалистических стран будет в большой мере способствовать развитию экономики развивающихся стран, всестороннему социальному прогрессу их народов.

Опираясь на новое соотношение политических сил в современном мире, на помощь Советского Союза и других стран социалистического лагеря, народы развивающихся стран усиливают борьбу за полную национальную политическую и экономическую независимость. Все это внушает уверенность в том, что уже в ближайшие годы значительно увеличатся темпы роста экономики развивающихся стран, возрастут темпы их индустриализации. Это вызовет резкий рост потребления энергии, приведет к серьезным изменениям в структуре энергетических балансов.

2. В течение относительно короткого периода будут полностью ликвидированы остатки колониального режима, более интенсивно, чем до сих пор, будет идти процесс ликвидации зависимости национальной экономики развивающихся стран от промышленно развитых капиталистических стран.

Опираясь на новое соотношение политических сил в современном мире, народы развивающихся стран усиливают борьбу за полную национальную политическую и экономическую независимость. Все это внушает уверенность в том, что уже в ближайшие годы значительно увеличатся темпы роста экономики развивающихся стран, а также возрастут темпы их индустриализации. Это вызовет резкий рост потребления энергии, приведет к серьезным изменениям в структуре энергетических балансов.

Империалистические государства пытаются и в наши дни осуществлять все ту же политику всемерного торможения развития экономики развивающихся стран, которую они проводили до распада колониальной системы. И современное состояние энергетики развивающихся стран — наглядный результат этой политики.

Приоритет в кредитном стимулировании интеграционного процесса во всех регионах развивающегося мира отводится инфраструктуре - - строительству и модернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т. д. На долю экономической и социальной инфраструктуры приходится более половины кредитов региональных банков. Это объясняется тем, что от ее развития зависит не только расширение внутрирегиональных связей, но и становление других отраслей экономики развивающихся стран, что привлекает и иностранный капитал. В то же время создание трансконтинентальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем облегчает вовлечение в интеграционный процесс наименее развитых стран региона. Второе место по объему кредитования занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты (25-—30%). Третья сфера кредитных вложений (примерно 15%) региональных банков развития —- промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая.

страны Центральной и Западной Африки. Региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направления политики. Определенное предпочтение отдается наиболее надежным (с коммерческой точки зрения) заемщикам, имеющим открытый доступ к обычным фондам банков. Именно за их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий. Тем самым укрепляется и развивается частнокапиталистический сектор экономики развивающихся стран, куда охотно внедряется не только местный, но и иностранный капитал.

Мы полагаем, что большинство спонтанных событий на фондовых рынках, как и крупные финансовые крахи, на самом деле, можно рассматривать как реакцию самоорганизующейся системы на множественные внешние факторы в условиях ограничений. Внешнее воздействие является очень важным элементом, который необходимо учитывать, и который может модифицировать перспективы принципа "невмешательства". Например, во время последнего азиатского кризиса МВФ и правительство США считали, что контроль над международным движением капитала неэффективен и непрактичен. Дж. Стиглиц, главный экономист МВФ до 2000 года, доказывал, что в некоторых случаях ограничение краткосрочных потоков капитала в и из экономики развивающихся стран вполне обосновано. Он также отмечал тот факт, что развитые страны часто подталкивают развивающиеся страны к слишком быстрому прекращению регулирования своих финансовых систем. Сложной проблемой, как всегда, остается поощрение работы со странами, готовыми и способными предпринять резкие коррективные меры и сотрудничающими для поиска оптимальных решений, подходящих как для отдельно взятых стран, так и для функционирования мировых финансовых систем во время кризисов [81].

способами добиваются открытости экономики развивающихся

Официальная цель МБРР — содействие странам-участницам в развитии их экономики путем предоставления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования частных инвестиций. В первые послевоенные годы значительные займы МБРР предоставил странам Западной Европы на восстановление экономики, разрушенной во время войны. В дальнейшем основная деятельность МБРР была направлена на поддержку экономики развивающихся стран. С конца 80-х гг. МБРР активно предоставляет кредиты странам Восточной Европы и РФ.

шегося международного разделения труда. В развивающихся странах, по мнению ряда экономистов, в изобилии земля и труд. Поэтому, с их точки зрения, эти страны должны были бы специализироваться в области сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности. Подобного рода рекомендации были направлены на сохранение аграрно-сы-рьевой направленности и технической отсталости экономики развивающихся стран. В действительности узкая специализация развивающихся стран на производстве одного-двух видов сырья препятствовала общему подъему экономики, закрывала путь для рационального использования всего трудоспособного населения, ставила экономику в полную зависимость от конъюнктуры сырьевого товара на мировом рынке.

зультатом вложения в промышленность слишком больших инвестиционных ресурсов за счет сельского хозяйства, которое, безусловно, является доминирующим сектором экономики развивающихся стран. В других странах выяснилось, что стоимость индустриализации оказалась слишком большой, поскольку необходимо было устанавливать высокие эффективные протекционистские тарифы (effective rates of protection) до тех пор, пока местная промышленность смогла бы конкурировать с импортом. Малым и очень бедным странам было очень трудно создать жизнеспособную промышленность, поскольку их внутренние рынки слишком малы в сравнении с минимальными эффективными размерами промышленных предприятий. В некоторых странах не произошло существенного улучшения платежного баланса. Структура их импорта изменилась, вместо готовых потребительских товаров в нем стали преобладать оборудование, сырье и запасные части, а зависимость все еще оставалась очень сильной. Распределение доходов внутри этих стран стало еще более неравномерным, что повлекло за собой увеличение миграции из сельской местности в города с неизбежным увеличением городской безработицы и возникновением новых политических проблем. В последние годы и экономисты, и правительства развивающихся стран стали более осторожными в своем отношении к очевидным преимуществам политики индустриализации. В настоящее время многие стратегии развития (development strategies) отдают предпочтение сельскохозяйственному сектору.


Экономику разработки Экономисты предлагают Экономистов аналитиков Экономист математик Экономное расходование Экономном расходовании Эксперимент проведенный Эффективного применения Экспертного оценивания Эксплуатация месторождений Эксплуатации автомобиля Эксплуатации газопроводов Эксплуатации коэффициент вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика