|
Эффективного менеджмента
Системе термостат-обогреватель присущ ряд ограничений, характерных для всех систем с обратной связью. Эффективность датчика определяется его точностью. Если термометр измеряет температуру воздуха не точно, то и температура помещения будет, соответственно, отличаться от требуемого уровня. Кроме того, эта система не может реагировать на изменения температуры быстрее, чем это позволяют возможности термометра, коммутационного механизма и обогревателя. Помимо этого, термостат рассчитан на работу только в определенных климатических условиях. Его функционирование базируется на предположении, что климатические воздействия будут всегда сводиться к тому, чтобы понизить температуру в помещении ниже требуемого уровня. Если погода начнет меняться более радикально, как это, например, происходит летом, то подобная система перестанет функционировать и обеспечивать заданное значение температуры, — она просто не умеет понижать ее. Если вы хотите также предусмотреть и воздействие летней жары, вам понадобится устанавливать более сложную систему, которая может выбирать режим нагрева или охлаждения. (Конечно, такая система будет стоить дороже, и использование более эффективного механизма может оказаться не по карману).
Буржуазные нападки на плановую систему регулирования социалистической экономики не прекращались никогда. Если абстрагироваться от частностей, то главный „порок", который, по мнению буржуазных специалистов, присущ социалистической экономике, — это отсутствие такого „эффективного механизма" регулирования как конкуренция.
• формированию эффективного механизма пропаганды идей устойчивого развития;
В последние годы в России происходит научный поиск эффективного механизма налогообложения российских предприятий.
Другим следствием либерализации экономической деятельности явилось вхождение в экономику теневого капитала при отсутствии эффективного механизма защиты от противоправных посягательств.
• отсутствие эффективного механизма выполнения решений арбитражных судов;
Потеря государством интереса к организации и проведению научно-исследовательских работ, отсутствие эффективного механизма государственного регулирования привели к заметному падению престижа ученого в обществе, негативно повлияли на участие студентов в НИР.
ной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование — производство — контроль — реализация». Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производст-венных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной «безбумажный» цикл и объединяющих в одной системе инновационно направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пусконаладочные работы и испытание новой наукоемкой системы. Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в
Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельно-
В ряде случаев в целях обеспечения «выживаемости» предприятия становится необходимым проведение мероприятий по их разукрупнению (децентрализации). Помимо реорганизации всей структуры управления коренной перестройке при этом подвергается и сложившаяся за годы советской власти система бухгалтерского учета. В постановлении Правительства РФ № 1081 от 28 августа 1997 года «О ходе выполнения и задачах Правительства РФ по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране» и программы Правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 — 2000 годах» в числе главных задач федеральных органов исполнительной власти названы: «...ускорение реформы предприятий и иных коммерческих организаций, повышение их инвестиционной привлекательности за счет создания эффективного механизма управления, усиления защиты прав акционеров, обеспечения инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансовом состоянии предприятий и иных коммерческих организаций, перехода на принятые в международной практике принципы бухгалтерского учета» [3].
— оценить величину собственных ресурсов, определить причины их достаточности или недостаточности, а также разработку эффективного механизма по их управлению и контролю. Действительно, движение собственных материальных и финансовых ресурсов проходит этапы образования, распределения и использования. Внутри собственных ресурсов, а также между собственными и заемными ресурсами постоянно происходят обменные, распределительные и финансовые операции. В свою очередь, между этими операциями существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. тельные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству — это более 95% всех фирм, по значению — это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения — это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Для того, чтобы добиться высокой эффективности и улучшить финансовое положение компании, опираясь на рыночный подход к ее управлению, необходимо переходить к более эффективным методам управления, или, как принято в зарубежной терминологии, технологиям эффективного менеджмента, позволяющим устанавливать стратегические цели и изменять традиционное мышление управляющего персонала компании.
Используемый набор модулей технологий эффективного менеджмента позволяет руководству нефтяной компании проводить полный расчетно-аналитический цикл «диагностика - анализ -практическое применение».
Типичные этапы осуществления технологий эффективного менеджмента включают:
Использование моделей эффективного менеджмента, базирующихся на методологии реинжиниринга, позволило разработать конкретную программу действий для ряда анализируемых предприятий нефтяного сектора, которая представлена в приведенной таблице.
ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Достижение этого состояния предприятий возможно только на основе создания эффективного менеджмента на них (подробно см. гл. 30). Конкретная программа по реформированию предприятия принимается его собственником (для государственных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти, для коммерческих организаций — общим собранием их учредителей). Набор мероприятий для реформирования составляется с учетом как наличия правовых актов по деятельности предприятий различных видов (к примеру, это можно сказать о передаче независимому регистратору ведения реестра акционеров1 для акционерных обществ; о проведении реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.), так и с учетом особенностей их функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов его менеджмента.
Как следует из рис. 29.2, стратегическое управление в принятии решений основывается на необходимости учета и принятия во внимание чрезвычайно большого количества факторов и условий. Причем в данном случае требуется их системная увязка. Последняя осуществляется с помощью стратегического планирования (см. гл. 26) и применения так называемой теории эффективного менеджмента под названием 7С, получившей широкую известность на Западе: стратегии — структуры — системы и процедуры управления — состав персонала — стиль руководства — сумма навыков персонала — совместно разделяемые ценности (рис. 29.3).
Рис. 29.3. Система эффективного менеджмента
Эта проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины. Известно, например, сколько интеллектуальных усилий затратили А. Файоль или Ф. Тейлор при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления. Однако решение этой проблемы лежало не на пути уточнения дефиниций, а в расширении сферы управленческих исследований и совершенствовании их методологии
Эффективности финансово Эффективности государственного Эффективности инноваций Эффективности использования производственных Эффективности капиталовложений Эффективных стратегий Эффективности менеджмента Эффективности нововведений Эффективности определяется Эффективности организационных Эффективности отражающие Эффективности поскольку Эффективности предприятия вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|