Эффективного распределения



Создание эффективного рыночного механизма в экономике требует либерализации и внешнеэкономических связей. Основные формы такой либерализации: расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосударствления внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; отмена пошлин, квот, лицензий и льгот; обеспечение конвертируемости национальной валюты. Но политика внешнеэкономической либерализации должна быть оптимальной, т. е., с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органичное включение в мировое хозяйство, а с другой — не допускать ущерба развитию отечественного производства. В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений по всем направлениям. Были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Сделан ряд шагов по обеспечению конвертируемости рубля.

Демонтаж системы централизованного планового управления (упразднение многих производственных министерств и ведомств) вовсе не освобождает государство от необходимости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрогнозирование, в т. ч. с помощью инструментов индикативного планирования. Последнее — это важнейший элемент государственной ориентации экономики (более подробно об этом будет речь ниже).

Важнейшие особенные функции государства в России при переходе к рынку: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики. Во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого имущества. В-третьих, создание эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами. В-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов). В-пятых, обеспечение адаптации общества к реформам, ибо раньше или позже именно уровень этой адаптации в решающей степени обусловит либо прогресс реформирования, либо его перерастание в имитацию преобразований. Здесь с особой силой обнаруживается необходимость задействования мощных адаптационных механизмов — это специально организу-

Одним из жизненно важных направлений в экономическом развитии России является курс на создание социально ориентированного и эффективного рыночного механизма, формирование среднего слоя собственников и занятие ниши в мировой экономической системе, соответствующей экономическому потенциалу страны.

Создание эффективного рыночного механизма в экономике требует либерализации и внешнеэкономических связей. Основные формы такой либерализации: расширение доступа в страну зарубежных инвестиций; устранение огосударствления внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта; отмена пошлин, квот, лицензий и льгот; обеспечение конвертируемости национальной валюты. Но политика внешнеэкономической либерализации должна быть оптимальной, т. е., с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органичное включение в мировое хозяйство, а с другой — не допускать ущерба развитию отечественного производства, В целом в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений по всем направлениям. Были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Сделан ряд шагов по обеспечению конвертируемости рубля.

Демонтаж системы централизованного планового управления (упразднение МНОГИХ производственных министерств и ведомств) вовсе не освобождает государство от необходимости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрогнозирование, в т. ч. с помощью инструментов индикативного планирования. Последнее — это важнейший элемент государственной ориентации экономики (более подробно об этом будет речь ниже).

Важнейшие особенные функции государства в России при переходе к рынку: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики. Во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого имущества. В-третьих, создание эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами. В-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов). В-пятых, обеспечение адаптации общества к реформам, ибо раньше или позже именно уровень этой адаптации в решающей степени обусловит либо прогресс реформирования, либо его перерастание в имитацию преобразований. Здесь с особой силой обнаруживается необходимость задействования мощных адаптационных механизмов — это специально организу-

Рисунок 10.4 изображает случай эффективного рыночного портфеля (ему соответствует точка М). На рис. 10.4(а) изображена касательная к эффективному множеству в

эффективного рыночного инструмента. В общем виде схема создания ликвидного

Создание эффективного рыночного механизма требует обеспе-

1 Эта проблема в настоящее время очень актуальна для России, поскольку уже достаточно ясно, что механический перенос институтов рыночного хозяйства на российскую почву происходит с большими издержками и не всегда дает ожидаемый результат, возможно, потому, что игнорируются ценности господствующей хозяйственной идеологии. И отдельный вопрос: а каковы приоритеты существующей идеологии: всеобщее равенство, индивидуальная свобода, органическое единство или нечто иное. Например, справедливость, поиски которой, как показывает история, являются одним из важнейших устремлений русского человека. И, что немаловажно, в отличие от западноевропейской традиции, справедливость у нас-никогда не являлась тождественной понятию «законность». Русской ментальности близка установка: «суди не по закону, а по совести». Следует также отметить, что эффективность рыночного хозяйства покоится на широком и надежном основании определенных институтов: обычаев, нравов, традиций, закрепленных в формальных и неформальных правилах человеческого поведения. И создание эффективного рыночного хозяйства в России потребует укоренения определенной системы ценностей, среди которых важнейшими являются уважение прав частной собственности и индивидуальной свободы, отношений доверия, индивидуальной ответственности и не в последнюю очередь -— уважения к закону. А это задача значительно более сложная, чем/ к примеру, достижение макроэкономической стабильности.

Вместе с тем любой реально функционирующий Р., несмотря на очевидные отклонения от приведенной идеальной схемы, характеризуется действием более или менее эффективного рыночного механизма. Это означает, что в основном цены изменяются под воздействием соотношения спроса и предложения; распределение ресурсов и объемы производства, наоборот, в целом ориентируются на цены как сигналы, информацию о состоянии рынка и о будущих тенденциях его развития; для экономики характерна тенденция к оптимальной структуре производства и


Руководство, чтобы организация могла достичь своих целей и развиваться, не может автоматически распределить полномочия. Оно должно так же эффективно выполнить этот этап процесса управления, как и все остальные. Поскольку управленческие функции взаимозависимы, неэффективное делегирование задач и полномочий создает проблемы для каждой последующей функции. Однако, чтобы понять все факторы эффективного распределения полномочий, необходимо иметь представление о структуре и ее отношении к другим переменным, о которых еще не рассказывалось. К этому вопросу вернемся позже, а сейчас сосредоточим внимание на нескольких фундаментальных понятиях. Первым из них будет определение того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия. Вторым понятием является роль линейных полномочий в координации и некоторые способы, при помощи которых руководство может облегчить координацию через делегирование. Последним по очереди, но не по значению, будет обсуждение наиболее широко распространенных препятствий эффективного делегирования и некоторых способов, посредством которых руководство может их преодолеть.

Достичь эффективного распределения в случае многих потребителей (и многих производителей) непросто. Это возможно, если на всех рынках совершенная конкуренция. Но эффективные распределения достижимы также иным путем, например с помощью централизованной системы, в которой государство распределяет все товары и услуги. Конкурентное решение часто предпочтительней благодаря минимуму требуемой информации. Все потребители должны лишь знать свои собственные предпочтения и цены. Им не нужны данные о производителях или о спросе других потребителей. Другие способы распределения требуют большей информации, и поэтому они труднореализуемы.

Мы показали, что возможны различные эффективные распределения, и увидели, как экономика совершенной конкуренции порождает эффективное распределение. Однако являются ли эффективные распределения справедливыми? К сожалению, экономисты и другие специалисты не имеют общего мнения о том, как определить справедливость и как квалифицировать ее. Поэтому невозможно никакое соглашение о предпочтительности одного эффективного распределения другому. Любое подобное суждение предполагало бы субъективные сравнения по-лезностей, и даже рассудительные люди не смогли бы договориться о таких сравнениях. В данном параграфе мы обсудим этот общий вопрос, а затем проиллюстрируем его на частном примере, показывающем, что нет никаких оснований считать распределения конкурентного равновесия справедливыми.

Мы охарактеризовали в этой главе условия достижения эффективного распределения при обмене двух товаров. Теперь мы рассмотрим эффективность вложений в производство. Мы предполагаем, что имеется фиксированное общее предложение двух ресурсов: труда и капитала, которые необходимы для производства тех же товаров: еды и одежды. Однако вместо двух людей мы рассматриваем многих потребителей, являющихся собственниками производственных ресурсов (включая труд) и получающих доход от их продажи. Этот доход в свою очередь распределяется между двумя товарами.

Для поддержки и роста добычи нефти и газа в условиях разработанности месторождений и большого количества изношенного оборудования необходимы дополнительные инвестиции. В связи с этим остро встает проблема эффективного распределения и использования инвестиций с приоритетом тех или иных проектов возможно на конкурсной основе и использования экономике -математических методов и компьютерной техники. Задача состоит в определении максимального значения прибыли за весь срок эксплуатации нефтяной и газовой скважины с учетом доли собственных средств финансирования и в условиях недостаточности бюджетных средств.

Под реструктуризацией понимается структурная перестройка предприятий в целях обеспечения более эффективного распределения и использования всех имеющихся у них ресурсен (материальных, трудовых, финансовых). Реструктуризация предполагает осуществление комплекса мероприятий по приведению организационной структуры предприятия в соответствие с выбранной стратегией его развития

Пройденные российской экономикой годы перехода к рынку высветили актуальность проблемы реструктуризации предприятий — их структурной перестройки в целях обеспечения более эффективного распределения и использования всех имеющихся у них ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Реструктуризация предполагает осуществление комплекса мероприятий по приведению организационной структуры предприятия в соответствие с выбранной стратегией его развития. В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ [2] она, в частности, может проявляться в формах разделения и выделения, предполагающих разукрупнение (децентрализацию) производства.

2. В условиях развития бизнеса в России необходимо знать, как составить смету капиталовложений для эффективного распределения дефицитных ресурсов.

Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.

Мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. Иными словами, чем ниже степень регулируемости рынка (и соответственно чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка — наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука», по терминологии А. Смита), постольку отсутствие мер валютного контроля — необходимое условие быстрого экономического роста.

Под реструктуризацией понимается структурная перестройка предприятий в целях обеспечения более эффективного распределения и использования всех имеющихся у них ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Реструктуризация предполагает осуществление комплекса мероприятий по приведению организационной структуры предприятия в соответствие с выбранной стратегией его развития


Эффективности инноваций Эффективности использования производственных Эффективности капиталовложений Эффективных стратегий Эффективности менеджмента Эффективности нововведений Эффективности определяется Эффективности организационных Эффективности отражающие Эффективности поскольку Эффективности предприятия Эффективности применения Эффективности проектируемых вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика