Эффективного выполнения



В самом начале читателя ждет еще одно предостережение - не отождествлять маркетинг со сбытом. Котлер называет сбыт лишь верхушкой маркетингового айсберга, одной из многих (зачастую не слишком существенных) функций маркетинга. «Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них подходящей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко»,-утверждает он и подкрепляет это утверждение примерами товаров, оказавшихся нужными потребителям.

Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт-всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Сбыт-всего лишь одна из многих его функций, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд; разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.

В существовавших социально-экономических условиях неоднократно принимались меры для повышения эффект71вности народного хозяйства. В первую очередь проблему пытались решить за счет внедрения достижений научно-технического прогресса, в том числе и путем реорганизации научно-технической деятельности, более полной интеграции науки с производством. Однако перевод отраслевых НИИ на хозяйственный расчет и самофинансирование, образование научно-производственных объединений (НПО), межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК) не принесли желаемого результата. Поставленная цель — соединить научно-технический прогресс с реальной экономикой путем эффективного стимулирования заинтересованности во внедрении его достижений,

В ряде случаев понятие маркетинга отождествляется со сбытовой деятельностью предприятия. Вместе с тем, по нашему мнению, маркетинг — это не только сбыт. Более того, рационально организованная и эффективно функционирующая маркетинговая деятельность в качестве своих важнейших составляющих сбыт не предусматривает, он является лишь верхушкой маркетингового айсберга, всего лишь одной из функций маркетинга. Если служба маркетинга хорошо проработала такие вопросы, как определение потребности и спроса, разработка ассортимента выпускаемых изделий, установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то со сбытом продукции у предприятия не будет никаких проблем. Один из ведущих маркетологов современности Петер Друккер говорит о том, что цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так познать и понять потребителя, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали сами себя.

Однако процесс определения национальных приоритетов в США проходил через сложное, противоречивое воздействие со стороны различных групп. Так, в 70-е годы, с одной стороны, выдвигались требования о необходимости ускорения научно-технического развития в целях укрепления экономического потенциала страны перед лицом ужесточающейся международной конкуренции, с другой стороны, в те же годы усиливалось скептическое (и даже враждебное) отношение общественности к развитию науки и техники в связи с тем, что результаты этого развития часто оказывались крайне отрицательными. В условиях резкого усиления общественных противоречий по данным вопросам Конгресс США оказался не способен к принятию обоснованных и эффективных решений. Еще Президент Дж. Кеннеди указывал на важность научно-технических нововведений, но лишь через 20 лет власти США осознали, что нововведения являются основным средством поддержания конкурентности американских компаний и борьбы с безработицей и инфляцией. В 1976 г. правительство Картера разработало основные направления политики нововведений. Предпосылкой разработки этой политики стало осознание того факта, что увеличение государственных расходов на научно-исследовательские работы является необходимым, но недостаточным условием эффективного стимулирования научно-технических нововведений. Основная цель новой политики состояла в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для нововведений, в первую очередь за счет совершенствования

Данные о взаимозависимости и последовательности производственных процессов для создания оптимальных программ продвижения и ротации Данные об условиях труда, уровне производительности с целью получения базы для сопоставления, адекватной оценки и эффективного стимулирования

айсберга, всего лишь одна из многих его функций, причем нередко, не самая существенная. «Если деятель рынка, — пишет он, — хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко»1.

В завершение охарактеризуем первоочередные и последующие маркетинговые задачи предприятия. До начала планирования маркетинга выявляют всех потребителей и определяют, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. Отсюда выявление потребительских нужд, разработки подходящих товаров и установление на них оптимальной цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования работников. Эти действия прочно связываются между собой.

Для эффективного стимулирования труда нужно согласованное воздействие на три элемента труда: носителя труда (работника) и его мотивацию; процесс труда (его характер, содержание, организацию); среду их соединения (структуры, технологии, формы, ситуации).

По мнению Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивида, т. е. к самореализации, лежит через последовательное удовлетворение потребностей более низкого уровня. Потребность определяет мотивы поведения. Например, поведение человека, мотивируемого на втором уровне, т. е. на уровне обеспечения безопасности, при выборе места работы будет определяться степенью гарантированности длительной занятости, возможностями личного страхования и формирования индивидуального пенсионного фонда. Субъект, мотивы поведения которого определяются потребностями третьего уровня, будет стремиться завоевать авторитет и уважение окружающих за достижения, которые одобряются в данной группе, коллективе. Хотя типология потребностей в этой модели используется давно и до сих пор применима, модель нельзя считать абсолютной, она не отражает национальные и индивидуальные особенности человека, неповторимость его жизненного пути и динамичный характер диспозиции мотивов (истинный творец игнорирует потребности нижнего уровня, стремясь только и сразу к самореализации). Самореализация (еще можно встретить аналогичные по смыслу понятия «самоактуализация», «самовыражение») выступает в форме художественного творчества, общения, труда, любви и т. п. Человек, достигший уровня самореализации, не отягощен мелкими пороками, имеет высокую самооценку без зазнайства, легко и открыто принимает других людей и природу, неконвенци-ален (не зависит от условностей), прост, с чувством юмора, склонен к переживанию вдохновения. Некоторые психологи считают, что на содержание и расположение потребностей человека влияет понимание им смысла своей жизни. Если удалось выяснить актуальные потребности работника, можно разработать систему эффективного стимулирования его поведения, предложив в качестве стимула удовлетворение потребности, например, участие в пенсионном фонде, публичное признание заслуг, право участия в престижном клубе и т. п.


Диспетчеризация представляет собой централизованный непрерывный контроль и оперативное регулирование процесса транспортировки и хранения нефти, нефтепродуктов и газа с целью обеспечения равномерного н эффективного выполнения плановых заданий. Особое значение для ритмичной работы и выполнения плана имеют функции предупредительного контроля отклонений от установленного графика и контроля оперативной подготовки последующих смен.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения^ Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизироракной основе помять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей с для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». С другой стороны, многие специалисты; выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только че-рсз опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая цс.геый ряд людей, добившихся очень больших успехол в этой области, полагают, что научлые теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки — это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дис-циплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако, этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника

До сих пор мы рассматривали основные переменные, от которых зависит успех организации, акцентировав внимание на факторах, действующих внутри организации. Представляется очевидным и логичным сосредоточить заботы руководства в первую очередь на своей организации. Однако ее успех решающим образом зависит также от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих внешних переменных. В данной главе рассматриваются характеристики внешней среды; описаны также факторы, имеющие важнейшее значение для руководства организации.

ИУС должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Она должна отслеживать все относящиеся к делу события внутри организации и вне ее. Общей целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности. Самой важной ее задачей является выдача нужной информации нужным людям в нужное время.

4. Значение согласия подчиненных с целями организации и кх причастности для эффективного выполнения решения.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

Следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности его труда. В этом заключается цель оценки результатов деятельности, которую можно представить себе как продолжение функции контроля. Как вы должны помнить, процесс контроля предусматривает учреждение стандартов и измерение результатов для определения отклонения от установленных норм и при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.

Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.


Эффективности используется Эффективности комплектно Эффективности маркетинговых Эффективности мероприятия Эффективности общественно Эффективности определение Эффективности организационной Эффективности планируемых Эффективности повышения Эффективных технологических Эффективности природоохранных Эффективности проектных Эффективности производственно хозяйственной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика