Энергетических мощностей



У. Лантске рассчитал, что за период 1973—1980гг. ВВП стран — членов Международного энергетического агентства (МЭА) вырос на 20%, а их энергетические "потребности — всего на 4%. Потребности же в нефти этих стран за тот же период сократились на 3%, а их импорт жидкого топлива — на 14% 50.

Предположения о начавшемся в США снижении абсолютных размеров потребления угля, на наш взгляд, ошибочны: отдельные конъюнктурные спады производства и потребления угля не являются постоянно действующей тенденцией. Растущие энергетические потребности США не могут быть полностью удовлетворены жидким и газообразным топливом.

Особая ответственность за нынешние топливные трудности развивающихся стран лежит на империалистическом нефтяном картеле. В погоне за сверхприбылью он десятилетиями вел наступление на позиции своего основного конкурента — угольной промышленности. В западных странах, где эта отрасль была высоко развита, картель, как уже отмечалось, добился прекращения ее роста, а в развивающихся странах душил угольное производство в самом зародыше, обрекая эти страны на одностороннюю зависимость их энергетики только от картельных поставок нефти. В результате зависимость топливного хозяйства развивающихся стран от ввозимой нефти, которую они покупают в количестве более 170 млн. т в год, оказалась чрезмерной. Так, если у про-мышленно развитых капиталистических стран их топливно-энергетические потребности обеспечиваются привоз-

Все это не должно служить препятствием на пути существенного увеличения объемов газа, транспортируемого по международным газопроводам и на танкерах в течение следующего десятилетия. Энергетические потребности в мире и преимущества газа как топлива слишком велики. Те времена, когда на газ смотрели в нефтяной промышленности как на помеху, явно ушли в прошлое, хотя проблемы, связанные с развитием газовой промышленности, еще и дают о себе знать.

В третьем тысячелетии нефтяной промышленности суждено развиваться и процветать. Энергетические потребности будут расти, а использование нефти и газа приобретет особую важность. Этот цвет — пурпурный.

ские и энергетические потребности и определяются технические свойства

летворить энергетические потребности страны и обеспечить

Организация управления. Основу управления электрификацией должно составлять хорошо отлаженное взаимодействие производителей и потребителей энергии, осуществляемое под эгидой соответствующих регулирующих органов. Реально такое взаимодействие возможно только на уровне регионов - субъектов Российской Федерации, энергетические потребности которых в основном обеспечиваются регулируемыми энергокомпаниями. Поэтому региональный контур в условиях России является основным для управления электрификацией (рис. 10.2).

Важно, что при этом повышение эффективности использования энергии и развитие генерирующих мощностей компании рассматриваются как взаимодополняющие способы энергообеспечения потребителей. Сэкономленная энергия выступает в качестве дополнительного ресурса, замещающего выработку на новых установках. В результате активного воздействия на формирование спроса на энергию и мощность энергетическая компания получает возможность обеспечить дополнительные энергетические потребности в любом секторе своего региона с минимальными издержками.

В поисках альтернативных источников энергии ведутся исследования, имеющие целью освоение технологии производства жидкого синтетического топлива. Результатом этих научных разработок может стать технология конверсии газа, которая предполагает решить будущие глобальные энергетические потребности путем создания коммерческих рынков сбыта для запасов газа, расположенных в отдаленных местах и недоступного для обычной транспортировки. Это позволит в перспективе отказаться от строительства дорогостоящих магистральных газопроводов большого диаметра и мощных компрессорных станций, заменяя их на продук-топроводы малого диаметра и энергоэкономные насосные станции и снижая тем самым на порядок транспортные расходы, связанные с перекачкой газа на дальние расстояния по магистральным газопроводам.

Немецкая сторона расценила покупку акций "Газпрома" как важный шаг для дальнейшего развития отношений с российским партнером и выработки новых совместных проектов. Руководство концерна Ruhrgas постоянно подчеркивало свою заинтересованность в укреплении деловых связей с РАО "Газпром". По мнению деловых кругов Германии, "Газпром" должен сохранить свои монопольные позиции в России, а его дробление может иметь самые печальные последствия для энергоснабжения ФРГ. По оценке экспертов Минэкономики ФРГ, в случае сокращения поставок российского газа (а это будет неизбежным следствием расчленения "Газпрома" на ряд мелких компаний) увеличение закупок газа в других странах возможно лишь в ограниченном объеме и не сможет полностью покрыть энергетические потребности страны.


Прежде всего должно быть отмечено, что диспропорция между быстро растущим потреблением энергии и ее производством вовсе не связана с исчерпанием ресурсов энергии, в том числе нефти и природного газа. Однако стихия в геологоразведочных работах и подготовке запасов, отсутствие планомерного и своевременного создания энергетических мощностей, спекулятивная игра международных нефтяных монополий на лихорадке цен — все это закономерно породило анархию производства и потребления энергии в капиталистических странах.

Большой экономический эффект достигнут европейскими странами — членами СЭВ на основе объединения национальных энергетических систем. Это нашло отражение в достижении оптимального режима эксплуатации объединенной энергосистемы; кроме того, оказалось возможным уменьшить потребность в резервах энергетических мощностей.

Народнохозяйственная эффективность атомной энергетики, наличие ресурсов расщепляющихся материалов, возможность маневрирования в масштабе государства при размещении энергетических мощностей — именно это определяет в наши дни одну из главных исходных, позиций для решения комплекса задач развития добычи и потребления ресурсов топлива, энергии и углеводородного сырья.

4. Постепенный переход к объединенным энергетическим системам групп стран, как одно из главных прогрессивных направлений разделения и кооперирования общественного труда в социалистическом лагере. Объединение энергетических систем социалистических стран предполагает расширение сотрудничества в части взаимных поставок электроэнергии, а также в строительстве крупных энергетических мощностей и линий электропередач.

Этот прирост потребления электрической энергии обосновывается вводом новых энергетических мощностей (табл. 64)4.

Если судить по данным о строящихся и проектируемых электростанциях, то приведенные выше расчеты производства электроэнергии обоснованны. За период с 1965 по 1980 г. в США будет введено новых энергетических мощностей 200—220 млн. кет, что обеспечит в 1980 г. выработку, дополнительно к выработке действующих электростанций, около 1400—1600 млн. кет-ч, однако часть действующих ныне электростанций, разумеется, выйдет из строя. Поэтому общая выработка на старых и новых электростанциях составит в 1980 г. около 2600—2700 млрд. кет-ч. С учетом этих данных следует рассматривать и прогнозы возможного потребления различных видов топлива для производства электрической энергии.

Последние данные, опубликованные в 1966 г.1, свидетельствуют о том, что к 1975—1976 гг. в Японии будут введены в эксплуатацию мощности АЭС примерно в 4,4 млн. -кет. В 1975 г. выработка электроэнергии на ТЭС составит до 66% общей выработки электроэнергии, на ГЭС — 28% и на АЭС — 6%. Этому соответствует п 11-летняя программа капиталовложений в строительство энергетических мощностей: в строительство ТЭС будет вложено 57% всех капиталовложений, в строительство ГЭС — 23% и АЭС — 20%.

По сообщению японского форума по атомной промышленной энергетике 2, стоимость электроэнергии на японских атомных электростанциях станет конкурентоспособной по отношению к стоимости электроэнергии, вырабатываемой тепловыми электростанциями в ближайшие 10 лет. Исходя из этого, предполагается, что к 2000 г. мощность АЭС в Японии достигнет 165 млн. кет, т. е. 47% всех энергетических мощностей страны, и они будут вырабатывать 1 160 млрд. кет-ч электроэнергии в год, т. е. 65% всего объема электроэнергии, которая будет производиться в Японии к этому времени. При этом ожидается, что уже к 1985 г. мощности АЭС Японии достигнут 42,8 млн. кете.-ч, т.е. составят 27% всех электро-генерирующих мощностей страны; они будут вырабатывать 307 млрд. кет-ч электроэнергии в год, или 40% всего объема электроэнергии, которая будет вырабатываться к этому времени.

Последнее направление, пожалуй, наиболее важный и сложный процесс при планировании капитальных вложений подготовительного периода. Освоение любого нефтяного месторождения в значительной мере зависит от уровня развития смежных отраслей, местных условий и промышленного потенциала экономического района, в котором открыта нефть. Наличие энергетических мощностей, транспортных возможностей для поставки оборудования и материалов к месторождениям, населенных пунктов и их размещение, возможности использования местного населения в работах по бурению, строительству и эксплуатации и т. д. определяют объем ассигнований, необходимых для создания условий развития нефтяной промышленности.

Использование основных производственных фондов характеризуется интенсивным, экстенсивным и интегральным коэффициентами. Экономическому анализу использования энергетических мощностей буровых предприятий и в первую очередь мощностей буровых установок внимания практически не уделялось. Параметров же, характеризующих использование мощности всей буровой установки в целом, при проводке скважины нет.

И все же инвестиционный климат в стране остается в целом неблагоприятным. Иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата таковы. Во-первых, это значительный внешний долг, составляющий более 150 млрд. долл., т. е. его объем ныне сравнялся с объемом ВВП. В результате в ближайшие десять лет страна должна ежегодно выплачивать своим кредиторам от 15 до 20 млрд. долл. (без учета соглашения о реструктуризации задолженности Лондонскому клубу) — задача, явно непосильная для российской экономики. Все это дает огромную нагрузку на бюджет, в котором после погашения годовых платежей по существу не остается средств на инвестиции. Отсюда и очевидно отсутствие результативной государственной политики, мизерность государственных гарантий. Недостойное участие государства в инвестиционном процессе слабо стимулирует частного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики. Во-вторых, это поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Коль скоро государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источники накопления. Но некоторые естественные монополии блокируют не только чужую, но и собственную инвестиционную политику. Так, налицо тенденция спада инвестиционной деятельности в электроэнергетике: в 1999 г. доля в этой отрасли в объеме инвестиций в промышленность сократилась по сравнению с 1998 г. с 7,6 до 5,2%. По сравнению же с 1990 г. инвестиции в электроэнергетику уменьшилась в 2,2 раза. В результате недофинансирования продолжают функционировать физически и морально устаревшие основные фонды: в конце 1998 г. их износ в электроэнергетике составил 48,3%. Их вывод из эксплуатации не может быть компенсирован соответствующим вводом новых мощностей. Для замены устаревшего оборудования необходимо в 1999-2001 гг. ежегодно вводить в действие мощности в размере 7-8 млн. кВт, тогда как средний фактический ввод в эксплуатацию энергетических мощностей за последние годы составлял лишь 0,3—0,4 млн. кВт.


Энергетической эффективности Энергетической программы Энергетическое оборудование Энергетического оборудования Эффективность экономического Энергоемкость производства Эргономические эстетические Эстетические показатели Этических ценностей Эволюционные изменения Эффективность финансово Эффективность хозяйственной Эффективность инвестиций вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика