Энергетической эффективности



10 Авторы коллективной монографии «Энергетический кризис в капиталистическом мире» справедливо подчеркнули, что уже в ходе первого его обострения роль государств-нефтеэкспортеров не ограничилась перераспределением наличных, преимущественно дифференциальных, рентных доходов, а повысилась до прямого участия в формировании нового компонента нефтяной ренты, свидетельствуя об экономической реализации их успехов в области восстановления национального суверенитета над топливно-энергетическими ресурсами [186, с. 23—24]. На то же явление указывает академик Е. М. Примаков, отмечая, что «определенное влияние на процесс ценообразования на мировом капиталистическом рынке нефти оказала реализация развивающимися странами — собственниками нефтяных ресурсов их суверенных прав в форме регулирования нефтедобычи» [134, с. 141].

52. В а р т а з а р о в а Л. С. Международный обмен энергетическими ресурсами. Основные тенденции. М., 1983.

Значительное место отводится вопросам исследования проблем обеспеченности человечества энергетическими ресурсами. В связи с этим дается критический анализ современных данных о мировых ресурсах нефти, газа и других источников энергии, оцениваются возможные тенденции их динамики в обозримом будущем, обосновывается необходимость перехода от топливно-энергетических к энергосырьевым балансам, предлагается новая система условных единиц для оценки роли нефти и газа в качестве нефтехимического сырья, моторного и технологического видов топлива.

Одной из важнейших особенностей научно-технической революции является непрерывный и все ускоряющийся рост мирового производства и потребления энергии. Многие проблемы будущего связаны с обеспечением человечества энергетическими ресурсами, рациональным их использованием, дальнейшим прогрессивным изменением мирового энергетического баланса. Поэтому рассмотрение этих проблем невозможно без учета социально-экономических аспектов развития мировой экономики.

Значительную роль при этом сыграла массовая закупка за рубежом патентов, лицензий, что позволило перейти к производству продукции на высоком техническом уровне. Одновременно осуществлялась активная политика обеспечения обрабатывающей промышленности сырьем и топливно-энергетическими ресурсами путем их возрастающего импорта.

Поскольку Япония, как известно, не располагает собственными достаточно значительными топливно-энергетическими ресурсами, развитие ее энергетики почти полностью основано на импорте различных топливных ресурсов и в первую очередь нефти.

Многие жизненно важные проблемы будущего связаны с обеспечением человечества энергетическими ресурсами, рациональным их использованием, дальнейшим прогрессивным изменением мирового энергетического баланса. Поэтому естественно, что рассмотрение этих проблем невозможно в наше время без учета социально-экономических аспектов развития мировой экономики.

Особо следует остановиться на географическом размещении производства и потребления топливных ресурсов. Хотя обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами в целом по СССР является высокой, все же значительные трудности приходится преодолевать вследствие неравномерного размещения этих ресурсов по всей территории страны (табл. 50).

тенденций в энергопотреблении [стран, принадлежащих к различным социальным системам. Однако необходимо напомнить, что такие сопоставления не могут быть сделаны без учета ряда обстоятельств, в частности, должно быть отмечено, что внутри каждой из этих групп стран имеются значительные различия в уровнях экономического развития, в обеспеченности энергетическими ресурсами и в степени их использования. Естественно, что при

Информационной базой оперативного анализа являются материалы оперативного планирования и данные оперативно-технического и первичного учета, журналы выработки, табуляграммы, рапорты о работе за сутки и другие документы, отражающие процесс производства продукции и условия его осуществления. В оперативных планах цехов, участков и отдельных рабочих мест предусматриваются показатели, определяющие их производственные задания. Оперативный анализ изучает выполнение плана по выпуску продукции за каждый час (смену, сутки) работы предприятия в целом и отдельных его производственных подразделений, выявляет отклонения от плана, места и.'с возникновения, а также причины, вызвавшие эти отклонения. Кроме того, рассматриваются качество выпускаемой продукции, выполнение плана по ассортименту, обеспеченность производственных подразделений рабочей силой, материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, выявляются наличие «узких» мест в производственном процессе, эффективность использования производственных мощностей, отдельных технологических аппаратов и установок.

Основными факторами, влияющими на недоиспользование производственных мощностей на анализируемом предприятии, явились: несопряженность мощностей отдельных производственных участков и агрегатов, т. е. наличие «узких мест», необеспеченность сырьевыми и энергетическими ресурсами, ограниченный спрос на отдельные виды продукции и т. д.


Срок капитального ремонта модуля возможно определить сравнением ущерба, который наносится ухудшением по времени его технико-экономических показателей (снижение производительности, мощности, энергетической эффективности, увеличение расхода материалов и потерь), с затратами на ремонт. При этом возможно определить оптимальный срок (исходя из экономических и организационных соображений) межремонтного периода для каждого модуля (имеется в виду отсутствие ограничений по признакам потери работоспособности модуля и т. п.).

Эта система показателей энергетической эффективности отдельных направлений расхода ТЭР позволяет определить пути совершенствования отдельных систем и объекта в целом, эффективность проведения организационно-технических мероприятий и планировать потребность в ТЭР. С помощью показателей по всем энергоиспользующим установкам проводят исследование энергетической эффективности, сравнивая их с паспортными, и оптимизируют режимы работы объекта по минимуму энергоемкости.

Внедрение тиристорных электроприводов позволило существенно уменьшить потери электроэнергии в преобразователях, но привело к возрастанию потребления реактивной мощности и большому уровню токов высших гармоник. Увеличивающиеся при этом потери электроэнергии свидетельствуют об ухудшении энергетической эффективности установок, а изменения напряжения и искажение его формы - о недостаточно хорошей электромагнитной совместимости вентильных электроприводов и электроснаб-жающих сетей.

- В качестве показателей для выявления лучшего варианта принципиальной схемы могут быть также использованы характеристики надежности изделия, сроки, службы, а также удельные показатели, являющиеся специфическими для конкретных типов изделий. Например, для электрических машин — это весовой показатель, рассчитываемый как отношение массы двигателя к его номинальной мощности; коэффициент использования активных материалов — отношение их веса к мощности двигателя; коэффициент энергетической эффективности — отношение КПД машины к ее весу. Экономическое сравнение нескольких вариантов схем изделий можно произвести, заполнив табл. П.6.

Коэффициент энергетической эффективности:

где k3 — коэффициент энергетической эффективности; т) — коэффициент полезного действия; QaM — вес активных материалов; coscp — коэффициент мощности; Ц — цена электрической машины; Р — номинальная мощность двигателя; 8Ш — стоимость единицы мощности; Ям — размер эксплуатационных расходов на единицу мощности; И' — годовые эксплуатационные расходы.

Высокий уровень энергетической эффективности экономики ПРС и НИС объясняется несколькими причинами. Во-первых, эти страны характеризуются широкими масштабами применения высоких технологий в промышленности и других секторах экономики. Благодаря высоким технологиям на электростанциях и в котельно-печных установках достигается высокий КПД топлива.

для измерения энергетической эффективности любых осветительных систем

Однако соизмерить «полезность» разнокачественных благ гораздо труднее, чем это может показаться с первого взгляда. Можно ли, например, при сравнении нефти с углем остановиться только на одном их качестве— калорийности'} Нет, нельзя, ибо у них имеется и целый ряд других качеств. Например, нефть более транспортабельна, чем уголь. Нефть жидка, а уголь тверд, нефть может сжигаться в дизелях, а уголь только в паровых котлах. Но уже это одно последнее различие совершенно меняет эквиваленты энергетической эффективности этих видов топлива. А если еще вспомнить, что нефть и уголь не только топливо, но ж материал для производства керосина, бензина, парафина, смазочных масел, анилиновых красок, сахарина и бесчисленного количества иных благ, то вадача сравнения полезности нефти во всех ее применениях с углем окажется и вовсе для нас непосильной.

Из сравнения энергетической эффективности электрификации силовых, высоко- и низкотемпературных процессов следует, что более высокий КПД потребительских энергоустановок не всегда перекрывает низкий КПД электрогенерирующих (например, в тепловых процессах). Однако окончательный вывод делается все-таки исходя из экономических расчетов. При этом, в частности, благоприятное для "электрических" вариантов соотношение цен на электроэнергию и альтернативный энергоноситель может дать более высокую экономическую эффективность электрификации и для этих процессов, несмотря на их относительно низкую энергетическую эффективность.

Помимо рассмотренных выше, применяются и другие стимулирующие меры. Некоторые энергокомпании практикуют скидки с тарифов для потребителей, улучшающих действующие правительственные стандарты энергетической эффективности. Получают различные финансовые льготы потребители, которые снимают с эксплуата-


Энергетической программы Энергетическое оборудование Энергетического оборудования Эффективность экономического Энергоемкость производства Эргономические эстетические Эстетические показатели Этических ценностей Эволюционные изменения Эффективность финансово Эффективность хозяйственной Эффективность инвестиций Эффективность исследований вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика