|
Энергетической эффективности
10 Авторы коллективной монографии «Энергетический кризис в капиталистическом мире» справедливо подчеркнули, что уже в ходе первого его обострения роль государств-нефтеэкспортеров не ограничилась перераспределением наличных, преимущественно дифференциальных, рентных доходов, а повысилась до прямого участия в формировании нового компонента нефтяной ренты, свидетельствуя об экономической реализации их успехов в области восстановления национального суверенитета над топливно-энергетическими ресурсами [186, с. 23—24]. На то же явление указывает академик Е. М. Примаков, отмечая, что «определенное влияние на процесс ценообразования на мировом капиталистическом рынке нефти оказала реализация развивающимися странами — собственниками нефтяных ресурсов их суверенных прав в форме регулирования нефтедобычи» [134, с. 141].
52. В а р т а з а р о в а Л. С. Международный обмен энергетическими ресурсами. Основные тенденции. М., 1983.
Значительное место отводится вопросам исследования проблем обеспеченности человечества энергетическими ресурсами. В связи с этим дается критический анализ современных данных о мировых ресурсах нефти, газа и других источников энергии, оцениваются возможные тенденции их динамики в обозримом будущем, обосновывается необходимость перехода от топливно-энергетических к энергосырьевым балансам, предлагается новая система условных единиц для оценки роли нефти и газа в качестве нефтехимического сырья, моторного и технологического видов топлива.
Одной из важнейших особенностей научно-технической революции является непрерывный и все ускоряющийся рост мирового производства и потребления энергии. Многие проблемы будущего связаны с обеспечением человечества энергетическими ресурсами, рациональным их использованием, дальнейшим прогрессивным изменением мирового энергетического баланса. Поэтому рассмотрение этих проблем невозможно без учета социально-экономических аспектов развития мировой экономики.
Значительную роль при этом сыграла массовая закупка за рубежом патентов, лицензий, что позволило перейти к производству продукции на высоком техническом уровне. Одновременно осуществлялась активная политика обеспечения обрабатывающей промышленности сырьем и топливно-энергетическими ресурсами путем их возрастающего импорта.
Поскольку Япония, как известно, не располагает собственными достаточно значительными топливно-энергетическими ресурсами, развитие ее энергетики почти полностью основано на импорте различных топливных ресурсов и в первую очередь нефти.
Многие жизненно важные проблемы будущего связаны с обеспечением человечества энергетическими ресурсами, рациональным их использованием, дальнейшим прогрессивным изменением мирового энергетического баланса. Поэтому естественно, что рассмотрение этих проблем невозможно в наше время без учета социально-экономических аспектов развития мировой экономики.
Особо следует остановиться на географическом размещении производства и потребления топливных ресурсов. Хотя обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами в целом по СССР является высокой, все же значительные трудности приходится преодолевать вследствие неравномерного размещения этих ресурсов по всей территории страны (табл. 50).
тенденций в энергопотреблении [стран, принадлежащих к различным социальным системам. Однако необходимо напомнить, что такие сопоставления не могут быть сделаны без учета ряда обстоятельств, в частности, должно быть отмечено, что внутри каждой из этих групп стран имеются значительные различия в уровнях экономического развития, в обеспеченности энергетическими ресурсами и в степени их использования. Естественно, что при
Информационной базой оперативного анализа являются материалы оперативного планирования и данные оперативно-технического и первичного учета, журналы выработки, табуляграммы, рапорты о работе за сутки и другие документы, отражающие процесс производства продукции и условия его осуществления. В оперативных планах цехов, участков и отдельных рабочих мест предусматриваются показатели, определяющие их производственные задания. Оперативный анализ изучает выполнение плана по выпуску продукции за каждый час (смену, сутки) работы предприятия в целом и отдельных его производственных подразделений, выявляет отклонения от плана, места и.'с возникновения, а также причины, вызвавшие эти отклонения. Кроме того, рассматриваются качество выпускаемой продукции, выполнение плана по ассортименту, обеспеченность производственных подразделений рабочей силой, материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, выявляются наличие «узких» мест в производственном процессе, эффективность использования производственных мощностей, отдельных технологических аппаратов и установок.
Основными факторами, влияющими на недоиспользование производственных мощностей на анализируемом предприятии, явились: несопряженность мощностей отдельных производственных участков и агрегатов, т. е. наличие «узких мест», необеспеченность сырьевыми и энергетическими ресурсами, ограниченный спрос на отдельные виды продукции и т. д. Срок капитального ремонта модуля возможно определить сравнением ущерба, который наносится ухудшением по времени его технико-экономических показателей (снижение производительности, мощности, энергетической эффективности, увеличение расхода материалов и потерь), с затратами на ремонт. При этом возможно определить оптимальный срок (исходя из экономических и организационных соображений) межремонтного периода для каждого модуля (имеется в виду отсутствие ограничений по признакам потери работоспособности модуля и т. п.).
Эта система показателей энергетической эффективности отдельных направлений расхода ТЭР позволяет определить пути совершенствования отдельных систем и объекта в целом, эффективность проведения организационно-технических мероприятий и планировать потребность в ТЭР. С помощью показателей по всем энергоиспользующим установкам проводят исследование энергетической эффективности, сравнивая их с паспортными, и оптимизируют режимы работы объекта по минимуму энергоемкости.
Внедрение тиристорных электроприводов позволило существенно уменьшить потери электроэнергии в преобразователях, но привело к возрастанию потребления реактивной мощности и большому уровню токов высших гармоник. Увеличивающиеся при этом потери электроэнергии свидетельствуют об ухудшении энергетической эффективности установок, а изменения напряжения и искажение его формы - о недостаточно хорошей электромагнитной совместимости вентильных электроприводов и электроснаб-жающих сетей.
- В качестве показателей для выявления лучшего варианта принципиальной схемы могут быть также использованы характеристики надежности изделия, сроки, службы, а также удельные показатели, являющиеся специфическими для конкретных типов изделий. Например, для электрических машин — это весовой показатель, рассчитываемый как отношение массы двигателя к его номинальной мощности; коэффициент использования активных материалов — отношение их веса к мощности двигателя; коэффициент энергетической эффективности — отношение КПД машины к ее весу. Экономическое сравнение нескольких вариантов схем изделий можно произвести, заполнив табл. П.6.
Коэффициент энергетической эффективности:
где k3 — коэффициент энергетической эффективности; т) — коэффициент полезного действия; QaM — вес активных материалов; coscp — коэффициент мощности; Ц — цена электрической машины; Р — номинальная мощность двигателя; 8Ш — стоимость единицы мощности; Ям — размер эксплуатационных расходов на единицу мощности; И' — годовые эксплуатационные расходы.
Высокий уровень энергетической эффективности экономики ПРС и НИС объясняется несколькими причинами. Во-первых, эти страны характеризуются широкими масштабами применения высоких технологий в промышленности и других секторах экономики. Благодаря высоким технологиям на электростанциях и в котельно-печных установках достигается высокий КПД топлива.
для измерения энергетической эффективности любых осветительных систем
Однако соизмерить «полезность» разнокачественных благ гораздо труднее, чем это может показаться с первого взгляда. Можно ли, например, при сравнении нефти с углем остановиться только на одном их качестве— калорийности'} Нет, нельзя, ибо у них имеется и целый ряд других качеств. Например, нефть более транспортабельна, чем уголь. Нефть жидка, а уголь тверд, нефть может сжигаться в дизелях, а уголь только в паровых котлах. Но уже это одно последнее различие совершенно меняет эквиваленты энергетической эффективности этих видов топлива. А если еще вспомнить, что нефть и уголь не только топливо, но ж материал для производства керосина, бензина, парафина, смазочных масел, анилиновых красок, сахарина и бесчисленного количества иных благ, то вадача сравнения полезности нефти во всех ее применениях с углем окажется и вовсе для нас непосильной.
Из сравнения энергетической эффективности электрификации силовых, высоко- и низкотемпературных процессов следует, что более высокий КПД потребительских энергоустановок не всегда перекрывает низкий КПД электрогенерирующих (например, в тепловых процессах). Однако окончательный вывод делается все-таки исходя из экономических расчетов. При этом, в частности, благоприятное для "электрических" вариантов соотношение цен на электроэнергию и альтернативный энергоноситель может дать более высокую экономическую эффективность электрификации и для этих процессов, несмотря на их относительно низкую энергетическую эффективность.
Помимо рассмотренных выше, применяются и другие стимулирующие меры. Некоторые энергокомпании практикуют скидки с тарифов для потребителей, улучшающих действующие правительственные стандарты энергетической эффективности. Получают различные финансовые льготы потребители, которые снимают с эксплуата-
Энергетической программы Энергетическое оборудование Энергетического оборудования Эффективность экономического Энергоемкость производства Эргономические эстетические Эстетические показатели Этических ценностей Эволюционные изменения Эффективность финансово Эффективность хозяйственной Эффективность инвестиций Эффективность исследований вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|