|
Энергетической конференции
1. Обеспечение ценовой энергетической безопасности.
а). Обеспечение ценовой энергетической безопасности, б). Обеспечение валютно-кредитной безопасности, в). Преодоление глубокого спада в промышленности, г). Обеспечение продовольственной безопасности д). Достижение бездефицитного бюджета.
Переход не будет легким. Создание новой инфраструктуры (трубопроводов, станций по приему сжиженного газа и систем распределения) — сложный процесс. В дальнейшем он почти наверняка станет еще сложнее. Но в конце концов, безопасность и стабильность развитых стран в подавляющем отношении зависят от экономического благосостояния, которое невозможно отделить от энергетической безопасности. Если недостаток энергоносителей будет замедлять темпы экономического роста, это может привести к национальному кризису и подорвать общественные настроения намного сильнее, чем любой террористический акт или война.
ческой или энергетической безопасности страны). На наш взгляд,
ние энергетической безопасности России.
Таким образом, система государственного регулирования в газовом секторе удовлетворяет преимущественно текущие интересы государства и одновременно наносит ущерб его стратегическим интересам, связанным с повышением конкурентоспособности российской экономики и энергетической безопасности, что отражено на рис.1.
Несвоевременная замена мощностей электростанций и котельных создает реальную угрозу энергетической безопасности регионов страны и может привести к техногенным авариям с тяжелыми социально-экономическими последствиями, особенно в зимнее время.
• рекомендации по перспективным типам и единичным мощностям энергогенериру-ющих установок (АЭС, НВИЭ, ПГУ и др.), ориентирующие на повышение уровней энергетической безопасности и надежности энергоснабжения в регионе;
Общей целью энергетической политики является обеспечение энергетической безопасности региона. В то же время конкретные цели и приоритеты энергетической политики дифференцируются с учетом всей совокупности региональных факторов и условий развития ТЭК каждого региона.
Учитывая решающую роль ТЭК в обеспечении функционирования народного хозяйства и жизнедеятельности населения, при разработке Энергетической политики РФ на период до 2020 г. было введено понятие энергетической безопасности. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергоснабжению. Достигнуть ее можно, если ТЭК будет способен обеспечить достаточный внутренний и экспортный спрос энергоносителей требуемого качества, потребители обеспечат эффективное использование энергоресурсов, а энергетический сектор в целом будет обладать устойчивостью к внешним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам и способностью минимизировать ущерб, вызываемый их проявлением.
- обеспечение энергетической безопасности. Не решены и некоторые важные технико-экономические задачи в области переработки углей. В промышленной эксплуатации в начале 80-х годов находились лишь установки, в которых применена относительно устаревшая ее технология. (По ней действуют, например, три завода в ЮАР, лишенной своей нефти и постоянно находящейся под угрозой эмбарго на поставку ей жидкого топлива.) Несмотря на огромные затраты, необходимого технологического «прорыва» в этой сфере пока не достигнуто. Если учесть, что путь от научного решения до производства СЖТ в крупных промышленных размерах неизбежно будет довольно продолжительным и составит не менее 10—12 лет, то ясно, что в 80-е годы СЖТ еще не станет реальным конкурентом нефти. По прогнозам XI Международной энергетической конференции (МИРЭК), нетрадиционные источники нефти и газа к 2000 г. способны обеспечить не более 3% мирового потребления энергии по сравнению с 26% для нефти и 31% для угля.
При изучении ресурсов энергии и топливно-энергетических балансов капиталистических стран следует учитывать, что простое сопоставление данных не всегда выражает их правильное экономическое соотношение. Это связано с рядом вопросов методологического характера, не решенных в масштабе международной энергетической статистики. Попытки создать такую статистику при ООН встречают препятствия, вызываемые главным образом отсутствием в капиталистических странах единой методологии учета. В связи с этим, например, в документах V Мировой энергетической конференции (1965 г., Вена) имеется указание на то, что затруднения в организации международной энергетической статистики значительно уменьшаются в странах плановой экономики, где имеется возможность подвести полный топливный и энергетический баланс.
Данные о мировых запасах топливно-энергетических ресурсов были опубликованы в ряде докладов на Мировой энергетической конференции в 1971 г. По состоянию на начало 1971 г. суммарные мировые запасы угля, торфа, природного газа и нефти в свободном состоянии, в битуминозных песках и сланцах оцениваются в 4070 млрд. т у. т., в том числе угля — 2890 млрд.; нефти в свободном состоянии и природного газа — 361 млрд. т. у. т. Мировые запасы урановых руд оцениваются в пределах от 479 до 850 млрд. т у. т., что превышает общий размер мировых энергетических ресурсов на 10—20 %. Эти цифры, однако, неточны, поскольку они получены из расчета сжигания ?/235 и не учитывают получения в урановых реакторах плутония, использование которого может в 2 раза увеличить количество получаемого тепла. Во много раз повышается теплоотдача при сжигании плутония в реакторах на быстрых нейтронах. Мировые запасы урана и плутония могут быть оценены в 1000—1700 млрд. т у. т. при условии сжигания их в реакторах на тепловых нейтронах и 97 500 млрд. т у. т. при использовании сочетания реакторов на тепловых и быстрых нейтронах. Возможное применение в перспективе в реакторах тория может увеличить мировые запасы энергетических ресурсов еще на 36 000 млрд. т у. т.
В 1952 г. на V Мировой энергетической конференции был опубликован наиболее полный по тому времени топливно-энергетический баланс, в котором приводились данные о роли древесного топлива отходов сельскохозяйственного производства, мускульной силы человека и животных в мировом потреблении энергии (табл. 2-11)_ В 1850 г., т. е. примерно за сто лет до публикации этих данных в мировом энергопотреблении на долю древесного топлива и торфа приходилось 43 %, мускульная энергия человека и животных составляла 15%, отходы сельскохозяйственного производства — 16% на долю угля приходилось примерно 26% мирового энергопотреб! ления.
Одним из эффективных способов экономии энергоресурсов является использование так называемых вторичных ресурсов, к которым, исходя из методологии, одобренной на VII Мировой энергетической конференции, относятся все виды горючих продуктов, теплоносителей и энергии, которые возникают на промышленных предприятиях в результате технологических и иных процессов, кроме энергоресурсов, используемых в качестве сырья или в качестве продукции.
В докладе представителя Японии Киофуми Моримото на VII Мировой энергетической конференции были приведены официальные данные Консультативного комитета по энергетике при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии о предполагаемой потребности страны в энергии. Этот прогноз был представлен Министерству в феврале 1967 г.; основные его показатели таковы: в 1975 г. — 560 млн. и 1985 г. — 790 млн. т у. т. Таким образом, как предполагалось, потребление энергии в стране возрастет в 1985 г.
Любопытно, что через год после Международной конференции по мирному использованию атомной энергии, состоявшейся в Женеве в 1955 г., на Мировой энергетической конференции в 1956 г. в Вене был зачитан доклад О. Ф. Томпсона «Роль нефти в будущем энергоснабжении», где указывалось, что «можно ожидать суммарной величины населения земного шара в 1975 г. по крайней мере 3100 млн. чел.»
Рассмотрению этой проблемы было уделено внимание на пленарных сессиях Мировой энергетической конференции в Москве в 1968 г. и в Бухаресте в 1971 г. На основе доклада президента МИРЭК П. С. Непорожнего н обсуждений институт «Энергосетьпроект» оценивает величину годового потребления коммерческих энергоресурсов в мире в 1980 г. на уровне 10000—11 000 млн. т у. т., а потребление электроэнергии 8000-—9000 млрд. кВт-ч. Прогнозные оценки мирового энергопотребления 2000 г. — 20 000—22 000 млн. т у. т. и 30—32 трлн. кВт-ч электроэнергии. С учетом этих прогнозов дается вероятная структура мирового топливно-энергетического баланса (табл. 2-VI).
При изучении ресурсов энергии и топливно-энергетических балансов капиталистических стран должно быть учтено, что простое сопоставление данных не всегда выражает их правильное экономическое соотношение. Это связано с рядом вопросов методического характера, не решенных в масштабе международной энергетической статистики. Попытки создать такую статистику при ООН встречают серьезные трудности, вытекающие главным образом из того положения, что в капиталистических странах нет единой методологии учета. В связи с этим, например, в документах V Мировой энергетической конференции (1965 г., Вена)1 имеется указание на то, что затруднения в организации международной энергетической статистики значительно уменьшаются в странах плановой экономики, где имеется возможность подвести полный топливный и энергетический баланс, служащий важным основанием планирования.
Относительно полные данные о мировых ресурсах горючих ископаемых и гидроэнергии по состоянию на 1952 г. были доложены на Мировой энергетической конференции в Вене в 1956 г.2. Эта сводка дается в нескольких эквивалентах в табл. 4.
В 1952 г. на V Мировой энергетической конференции был опубликован наиболее полный по тому времени топливно-энергетический баланс, в котором приводились любопытные данные о роли древесного топлива, отходов сельскохозяйственного производства, мускульной силы человека и животных в мировом потреблении энергии (табл. 14)1.
Энергетической стратегии Энергетического хозяйства Энергетического производства Энергетики российской Энергоемкости производства Эргономические требования Этические стандарты Этическими проблемами Эволюционной экономики Эффективность функционирования Эффективность инноваций Эффективность инвестиционной Эффективность капиталовложений вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|