Этические стандарты



Ретроспективный сравнительный анализ фактических цен коксующегося угля (экспортные цены в портах США) и ближневосточной сырой нефти (цены эталонной аравийской легкой нефти в портах Персидского залива) на мировом рынке подводит к следующим заключениям. В 50-е годы тонна нефти стоила дороже тонны угля на 25—40%, что примерно уравнивало удельную стоимость обоих энергоносителей в расчете на единицу их теплотворной способности, хотя не отражало технологических преимуществ применения нефтепродуктов по сравнению с углем. В начале 60-х годов в результате удешевления ближневосточной нефти цены сравнялись, а затем соотношение резко изменилось, так что на рубеже 60-х и 70-х годов уголь стоил вдвое дороже нефти. С учетом различной потребительной стоимости этих двух видов энергетического сырья разрыв соответственно увеличился до троекратного размера.

Еще шире практиковали занижение справочных цен некартелированные нефтяные компании, стремясь при помощи скидок прорваться на мировой капиталистический рынок жидкого топлива. Иллюстрируя преимущества подобной ценовой политики для этих фирм конкретными цифровыми примерами, советский исследователь Б. В. Рачков отмечал, что продажа миллиона баррелей нефти (около 133 тыс. т) по справочной цене (применительно к эталонной аравийской легкой нефти) приносила 650 тыс. долл. чистой прибыли за вычетом концессионных отчислений, тогда как применение 10%-ной скидки и увеличение объема сделки до полутора миллионов баррелей (200 тыс. т) позволяло повысить сумму дохода до 720 тыс. долл. Таким образом, масса прибыли возрастала более чем на 11%, несмотря на снижение дохода концессионера с каждого реализованного барреля жидкого топлива на 26% (рассчитано по [140, с. 104—105]). Фактически рост прибылей зачастую был еще выше, поскольку компаниям нередко удавалось полностью или частично «перекладывать» скидки на счет концедентов, обеспечивая себе соответствующие налоговые льготы.

Согласно расчетам экспертов американской нефтяной корпорации «Тексако», вследствие повышения реальной стоимости жидкого топлива на мировом капиталистическом рынке за 1973— 1980 гг. (фактически здесь подразумевается цена эталонной аравийской легкой нефти в реальном исчислении) потенциальный спрос сократился на 1550 млн. т годового потребления. Результат получен исходя из фактически использованного государствами развитого капитализма и развивающимися странами количества сырой нефти на уровне 2450 млн. т в 1980 г., которое сравнивается с предполагаемым ее потреблением — 4 млрд. т при том условии, что продолжилось бы снижение реальных мировых цен теми же темпами, которые наблюдались в 1955—1973 гг. [380, 1981, т. 79, № 36, с. 66]. Таким образом, предпринята попытка смоделировать ситуацию, в которой участники ОПЕК остались бы лишенными контроля над производством и определением цен на жидкое топливо.

О противоречии этих уровней добычи финансовым планам Ливии свидетельствует хотя бы факт довольно резкого сокращения ее валютных резервов, за счет которых страна в тот период погашала значительную часть своих внешних платежных обязательств. Производство жидкого топлива было несколько повышено к 1976 г. и в целом стабилизировано до начала 1979 г. преимущественно посредством снижения премий за качество и географическое положение, в результате чего сократилась разница в котировках между ливийской и эталонной аравийской легкой нефтью.

Это оказало некоторое стабилизирующее воздействие на конъюнктуру «свободного» нефтяного рынка, приостановило понижательную тенденцию ценообразования на нем, которая преобладала в течение предшествующего годичного периода. Наметилось восстановление соответствия между ценами жидкого топлива в разовых сделках с наличным товаром и более высокими официальными контрактными котировками членов ОПЕК. Уровень первых для эталонной аравийской легкой нефти повысился с 27,5 долл. в марте до 34 долл. за баррель в мае 1982 г., т. е. возрос на 23,6%, или на 6,5 долл., сравнявшись с официальной котировкой [234а, с. 23]. Временное улучшение ситуации для продавцов на мировом капиталистическом рынке жидкого топлива, который помимо сокращения поставок из стран ОПЕК испытал весьма заметное «психологическое» воздействие англо-аргентинского вооруженного конфликта в Южной Атлантике, породило целый ряд оптимистических заявлений, исходивших от официальных деятелей нефтеэкспортирующих государств, а также еще более многочисленные комментарии обозревателей и ряда специалистов. Так, венесуэльский министр нефти Берти, оценивая результаты мартовского совещания ОПЕК, заявил, что эта организация решила «впервые в своей истории установить контроль над производством» (нефти.— В. К.) (цит. по (224, с. 43]).

И действительно, с небольшими колебаниями общий уровень нефтедобычи в странах — участницах ОПЕК вплоть до июня 1982 г. поддерживался ниже упомянутого ранее «потолка» в 17,5 млн. барр. в сутки, благодаря чему цена эталонной аравийской легкой нефти на рынке наличного товара восстановилась до уровня ее официальной котировки. Однако уже в июле производство жидкого топлива поднялось до 18,5 млн. барр. в сутки, превысив на 5,7% ранее согласованный максимум. Этого оказалось достаточно, чтобы нарушить условия достигнутого неустойчивого равновесия между спросом и предложением, незамедлительно ослабить позиции продавцов и возобновить ценопонижа-тельный процесс на «свободном» рынке [232, с. 12—13]. Можно ли в данном случае говорить о каком-то сбое в налаженной системе контроля со стороны организации над производственным потенциалом ее участников?

опережая собственные «последние предупреждения* по этому поводу и не соблюдая букву этих предупреждений. По сообщению кувейтского информационного агентства, переданному 1 февраля 1983 г., государства — члены Совета сотрудничества готовились (подчеркнем, что речь шла формально о намерении, а не о свершившемся факте) к снижению официальных продажных цен на 4 долл. за баррель, или с 34 до 30 долл. применительно к эталонной аравийской легкой нефти.

После заключения Тегеранского соглашения цена барреля эталонной аравийской нефти (34° по шкале АПИ) была повышена, таким образом, с 1,80 долл. до 2,18 долл. В свою очередь страны-нефтепроизводители Персидского залива согласились гарантировать общую стабильность справочных цен в течение 5 лет, т. е. до 31 декабря 1975 г.30

водители потребовали немедленного повышения справочных цен на 70%, однако компании соглашались лишь на 20%-ное повышение. 12 октября 1973 г. переговоры были прерваны, а 16 октября министры нефти стран-производителей собрались на чрезвычайную конференцию в Кувейте. На этой конференции впервые было принято решение об одностороннем повышении странами — членами ОПЕК справочной цены на нефть в среднем на 70%. В результате цена эталонной аравийской нефти была увеличена с 3,01 до 5,12 долл. за баррель, а доля правительства в ее цене —с 1,77 до 3,05 долл. После этого Ливия повысила цены на свою нефть с 4,60 до 8,92 долл. за баррель. Более того, конференция решила, что и впредь справочные цены должны при всех обстоятельствах превышать цены фактических сделок по крайней мере на 40% 34.

Расчеты по платежам нефтедобывающим странам осуществлялись на основе условных, т. е. справочных цен (posted prices). Механизм исчисления справочной цены эталонной аравийской нефти (34° плотности по шкале АПИ) на принципе «50 : 50» приводится в табл. 2.4.

В результате длительных переговоров с нефтяными компаниями ОПЕК впервые в начале 1971 г. удалось повысить цену эталонной аравийской нефти с 1,80 до 2,18 долл. за баррель и были введены дополнительные доплаты за качество нефти в зависимости от ее плотности, а также премии за близость к рынкам сбыта, в первую очередь для месторождений, расположенных в Северной Африке. Однако вновь принятые справочные цены продержались до 1973 г., когда начался резкий рост цен на нефть на свободных рынках. Справочные цены оказались вновь ниже цен на нефть на свободных рынках.

нефти стран ОПЕК в Кувейте 16октября 1973 г. в одностороннем порядке было принято решение о повышении справочной цены на нефть в среднем на 70%. Цена эталонной аравийской нефти была увеличена с 3,01 до 5,12 долл. за баррель. Это увеличение цены на нефть произошло в разгар арабо-израильской войны, начавшейся 7 октября 1973 г.


ОБУЧЕНИЕ ЭТИЧНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, — обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы. Согласно исследованию Центра Этики бизнеса, «корпорации гораздо более озабочены этикой сегодня, чем в прошлом, они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику» . При этом ежедневные газеты изобилуют примерами неэтичного и противоправного поведения работников организаций любого типа; однако, мы полагаем, что сами организации не испытывают недостатка в противоположных примерах этичных действий своих сотрудников. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше, и добиваясь, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения, организации должны иметь возможность повысить свои этические стандарты.

Этические стандарты бизнеса становятся предметом возрастающего интереса со стороны менеджеров и потребителей. Компании уделяют большое внимание этике поведения по всем аспектам деятельности во избежание негативного общественного мнения, утраты престижа фирмы как в государственных органах, так и в деловых кругах. Этика бизнеса представляет собой науку о нормах морали, а также об их применении в системах и организациях, посредством которых в современном обществе производятся и распространяются товары и услуги. Другими словами, этика бизнеса является формой применения этических норм. Она включает не только анализ моральных норм и моральных ценностей, но и пытается применять результаты такого анализа к совокупности институтов, технологий, сделок, действий и помогает осуществлять то, что мы называем бизнесом.

5. Идея этичного поведения в бизнесе состоит также в защите фирмы от посягательств со стороны неэтичных сотрудников и конкурентов. Высокие этические стандарты защищают и сотрудников. Если люди работают в высокоэтичной фирме, отношение фирмы к ним с позиций честности и достоинства восполнится высоким этическим уровнем самих работников и повышением производительности труда.

Помимо системы подбора наиболее талантливых специалистов со всего мира, фирма «Мерк» видит свою корневую компетенцию в надежности процесса разработки новых лекарств. Высококвалифицированные специалисты выработали собственные профессиональные и этические стандарты. В основе этики исследований лежит предельная научная честность и внутренний контроль, предотвращающий выпуск в стадию клинического тестирования «не до конца выверенных лекарств».

В обязанности маркетолога входит твердое практическое знание всех основных законов о защите конкуренции, потребителей и общества. Во многих компаниях проводятся специальные занятия с работниками, посвященные различным аспектам законодательства, провозглашаются этические стандарты, которым должны следовать маркетологи.

ропейской единой валютой евро, и иена. Эти мировые валюты трутся друг о друга как тектонические пласты, зачастую вызывая землетрясения и подрывая другие валюты стран мира. В-третьих, и это важнее всего, существовал ряд убеждений, которые разделяли многие, и этические стандарты, которые не всегда применялись и соблюдались на практике, однако они были приняты в качестве вполне универсальных и рассматривались как наиболее желательные способы взаимодействия. Эти ценности объединяли веру в разум и уважение к науке с иудейско-христианской этической традицией и в целом представляли более надежное руководство, объясняющее, что такое хорошо и что такое плохо, чем ценности, превалирующие сегодня. Денежные ценности и операционные рынки не предоставляют адекватного базиса для общественного единства. Возможно, это предложение в такой форме не имеет для читателя особого смысла, но данная идея будет развита в книге.

репутация руководства и этические стандарты корпоративного управления в

Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.

Кодекс устанавливает этические стандарты, которыми должны руководствоваться все, имеющие отношение к рекламе, включая рекламодателей, исполнителей рекламы, рекламные агентства и средства массовой информации (коммуникации).

И все-таки вопрос о том, есть ли какое-то место для этики в коммерческом мире, остается без ответа. Я полагаю, что есть. Этические стандарты — это не показатель того, насколько вы любезны с сотрудниками, они напрямую затрагивают вашу способность эффективно управлять производством. В конечном счете, это вопрос доверия — то есть степени вашей личной надежности и надежности всей вашей организации. Я повторю положение, уже высказанное мною в главе 6: если вы хотите, чтобы ваши подчиненные верили вам, когда вы говорите о том, что от них ожидается, их нужно убедить, что вы действительно ожидаете от них тех действий, о которых вы их просите. Конечно, вы можете оформить на все работы письменные контракты — внутренние с подчиненными, равностоящими и вышестоящим сотрудниками и внешние с поставщиками, покупателями и другими заинтересованными лицами, — однако на какой-то стадии вам потребуется, чтобы тот или иной человек просто поверил вашим словам. Если вы хотите, чтобы порученная вами работа была выполнена без принуждения по-

* Этические стандарты. Принято считать, что лидер должен иметь высокие моральные принципы и действовать честно по отношению ко всем тем, кто заинтересован в деятельности компании. В прошлом власть, секретность и отсутствие интереса со стороны масс-медиа делали этические стандарты не столь важными. Сегодня руководители, которые поступают нечестно или неэтично, лишаются общественной поддержки, необходимой для достижения долгосрочного успеха.


Эффективность эксплуатации Этического маркетинга Эффективность дополнительных Эффективность характеризует Эффективных конструкций Эффективность инвестирования Эффективность лидерства Эффективность мероприятий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика