Этических ценностей



Этические требования, предъявляемые к члену ИПБ, не исчерпываются теми, которые в явном виде перечислены в настоящем Кодексе. Член ИПБ обязан придерживаться общепризнанных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.

Деятельность аудитора основывается на доверии к нему клиентов и пользователей бухгалтерской отчетности. Основные требования к аудитору и его компетентности определены нормативными актами. Но есть определенные нормы человеческого и профессионального поведения аудитора, которые не могут быть закреплены законами. Это этические требования, устанавливаемые и действующие внутри сообщества людей одной профессии -профессии аудитора. Эти требования не носят обязательного характера, но в ряде стран члены профессиональных организаций один раз в год представляют отчет о соблюдении ими этических норм поведения.

Основные этические требования профессиональных объединений бухгалтеров

В основе лежит принцип подчинения человека работающего требованиям профессиональной, деловой и управленческой этике. Этические требования формируются на базе договоров, кодексов, деклараций, правил поведения в организации, где сотрудники оценивают друг друга в соответствии с житейскими представлениями о морали. Люди в организации оценивают друг друга в меру своей воспитанности. Несовпадение оценок может приводить к конфликтам ожиданий. В организации постепенно складываются приемлемые для всех нормы поведения, которые требуют от каждого ответственности за свои слова и дела перед коллегами, партнерами, клиентами, поставщиками, заказчиками, руководителями, подразделениями, службами.

Как уже отмечалось, внутренний механизм формирования предпочтений не интересует экономическую науку, которая занимается проблемой координации предпочтений, точнее, выбором средств при заданных целях и предпочтениях. Однако поведение экономических субъектов, как и всякое человеческое поведение, всегда подчинено этическим правилам и ожиданиям. Этические требования к отдельному индивиду входят уже в процесс формирования спроса, в формирование индивидуальных предпочтений. Поэтому важной задачей является исследование механизма формирования предпочтений и развитие восприятия ценностных качеств того или иного блага. Это с особой остротой ставит вопрос о том, что является ценностью или благом.

Рассматривая экономику как часть культуры1, мы отмечали, что совокупность господствующих нравственных норм не только выражает этические требования общества, но и оказывает существенное влияние на экономическое развитие, в той или иной степени регулируя экономические процессы. Как правило, основная, самая важная часть комплекса этических норм отражается в совокупности законов, судебных и административных актов, в которых эти нормы фиксируются. Следовательно, именно государство в общих чертах выражает этические требования общества.

Как уже отмечалось, государство в общих чертах выражает этические требования (ценности) общества. И это не может быть иначе хотя бы потому, что государство — единственный общественный институт, который осуществляет законное право на насилие. К наиболее важным этическим ценностям относятся такие, как свобода, равенство, справедливость1. И значит, осуществление принципов социальной справедливости является одной из насущных задач государства.

Одной из центральных проблем, связанных с достижением благосостояния как конечной цели экономического развития, является проблема распределения. Здесь наиболее ярко скрещиваются экономические и этические проблемы, проблемы эффективности и проблемы справедливости. Как отмечалось, люди судят об экономике не в последнюю, а может быть, в первую очередь по тому, насколько справедливым является распределение, и это предопределяет важную роль государства в этих процессах. Последнее связано с тем, что государство является важнейшим институтом, реализующим этические требования общества, и касается не только таких базовых ценностей, как справедливость и равенство, но и свободы. Как известно, полной свободы не бывает, и свобода есть не что иное, как свобода действо-

2. Почему этические требования к менеджеру по персоналу приобрели столь важное значение на исходе XX в.?

Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий ив какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:

15.3. Основные этические требования к ведению телефонных переговоров

15.3. Основные этические требования к ведению телефонных переговоров . .......298


В Японии практически все моральные характеристики человека соотносятся с выполнением им своего долга. В частности, быть по-настоящему честным — это значит до конца и как положено выполнить свой долг. Поэтому для большинства японцев, система моральных и этических ценностей которых строится вокруг отношения га, выполнение своих обязанностей является не необходимым, но и приобретает еще определенный оттенок «святости». В этой особенности поведения японца п коренятся возможности достаточно успешного функционирования столь усложненного механизма как японский.

Вопрос о том, какие указанные черты окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях изменения общественной психологии и этических ценностей, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности являются порождением прошлых эпох и по ходу развития исчезнут. Однако современное развитие методов управления характеризуется возрастанием свободы выбора концепций, созданием оптимальных систем, но при этом не должны предаваться забвению исконно японские методы управления.

6. Философия. Подтверждение основных убеждений, этических ценностей и философских приоритетов организации.

Важной проблемой, требующей кардинального решения, является незаконный оборот наркотиков. Потребление наркотиков и алкоголя приводит к ухудшению здоровья, смерти, нищете, распаду семей и упадку социальных, моральных и этических ценностей. Употребление алкоголя и табака ведет к тому, что объемы продаж этих товаров растут, а способы их реализации участники рынка все более «совершенствуют». Именно участник рынка несет социальную ответственность перед своими потребителями, в том числе и зато, чтобы они приобрели продукцию, наносящую вред их здоровью. Объяснение потребителям ценности здорового образа жизни и представление в рекламе положительных ролевых моделей, стремящихся к функциональной жизни, — это именно то, что нужно потребителям, чтобы начать менять свои социальные ценности в соответствии с моральным и этическим подходом.

Очерк 8. Государство как выразитель этических ценностей

Очерк 8. Государство как выразитель этических ценностей

Экономика не должна пренебрегать моралью, поскольку даже понятия конкуренции и эффективного распределения ресурсов могут быть уточнены лишь на базе той или иной этической системы. Это важно еще и потому, что один комплекс этических норм отличается от другого не только принципами и ценностями, заключающимися в них, но и своим влиянием на экономическое развитие того общества, идеи которого он отражает. Экономика представляет собой область культуры, и не вызывает сомнения, что она может функционировать только при существовании определенной системы этических ценностей и принятия этой системы подавляющим большинством населения. Поэтому один из очерков посвящается анализу различных хозяйственных культур, так как именно хозяйственная культура в значительной степени определяет характер и динамику материального производства.

В традиционных обществах1 или обществах доиндустриального типа, экономическая деятельность неразрывно связана с религиозной, семейной и политической деятельностью. И хотя такие элементы рыночного хозяйства, как частная собственность, мотив максимизации дохода, рыночная координация, встречались и в них, но в данных хозяйственных структурах преобладали отношения не конкуренции, а сотрудничества, определяемые социальными и культурными ценностями. Именно в традиционных обществах наиболее четко выражена связь между хозяйственной деятельностью и лежащей в их основе системой этических ценностей, которые выступают как хозяйственная культура2. Каковы ценности хозяйственной культуры обществ данного типа и вытекающие из нее особенности экономического развития? При анализе этого вопроса следует подчеркнуть, что вопрос о хозяйственной культуре — это вопрос о нематериальных составляющих человеческой деятельности, вопрос о том, какие жизненные установки регулируют экономическую деятельность индивида. Вряд ли вызовет возражение утверждение, что участие человека в материальном производстве в значительной мере обусловлено его представлениями о смысле жизни, собственности, материальном богатстве, успехе, труде.

Безусловно, новые ценности, которые принесла с собой Реформация и которые повлияли на западноевропейскую хозяйственную культуру, обеспечили мощное развитие экономики в последующие столетия. Однако возникает вопрос, возможны ли подобные достижения на базе иных этических ценностей? Ответить следует положительно. Примером может служить опыт хозяйственного развития Японии в XX в. Общепризнанно, что в японском обществе сохранились многие ценности, характерные для традиционных обществ. В частности, приверженность стабильности и стремление к социальному равенству. Особо отмечаемая черта японского характера — коллективизм. Фирма в рамках этих представлений рассматривается как семья, где существует взаимная поддержка. Моральная помощь молодежи и людей старшего возраста — важнейшие постулаты японского менеджмента. Неприемлема мораль, согласно которой право жить имеют только те, кто может постоять за себя. Добавим, что японцы по своей психологии обращены внутрь общности коллектива и во многом их ценностная ориентация определяется интересами предприятия. Это можно рассматривать как ярко выраженную потребность в социализации.

мического рывка, совершенного этими странами. Следовательно, серьезных экономических успехов можно достичь, лишь опираясь на совокупность этических ценностей того или иного народа или этноса. Поэтому любые реформы, в том числе и рыночные, будут успешно реализованы в той мере, в какой они будут соответствовать системе традиционных ценностей. Не стоит забывать, что экономика — культурно-исторический феномен, а не неизбежный результат развития природы. Экономика, в том числе, представляет собой созданную людьми систему институтов, которая выступает в качестве объективной силы, жестко ограничивающей их деятельность. А важнейшим общественным институтом является как раз система господствующих этических представлений, которая в существенной степени определяет цель и смысл экономического развития.

Все эти виды принуждения принимают форму социальных норм или институтов, которые являются не только сводом внешних ограничений, но и внутренним элементом личных побуждений. Социальные нормы выступают как ограничители человеческой активности. Можно привести множество примеров, свидетельствующих о непосредственном влиянии принятых в обществе социальных и моральных норм на хозяйственную деятельность. В частности, отношение в обществе к «жизни в долг» влияет на склонность к сбережениям и, в конечном счете, определяет национальную норму сбережений. Нравственные принципы, воплощенные в трудовой этике, в большой степени влияют на производительность труда и эффективность общественного производства. И, как отмечалось в предыдущем очерке, система этических ценностей, воплощенных в хозяйственной культуре, в значительной степени определяет сам характер протекания экономических процессов, в первую очередь — в обществах традиционного типа.


Этических ценностей Эволюционные изменения Эффективность финансово Эффективность хозяйственной Эффективность инвестиций Эффективность исследований Эффективность маркетинга Эффективность общественного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика