Этического маркетинга



Бухгалтерский учет не может полностью изменить этические воззрения нашего времени. Однако, указывая на важность преподавания этики, можно говорить о ее определенном вкладе в общество. Этика может помочь повысить чувство ответственности за результаты своих действий. Если этическое образование и не побуждает к альтруизму, то можно надеяться, что оно стимулирует утилитарное этическое поведение личности, «вносящей свой вклад в дело выживания профессии» [48, с.367].

• Цельность организации: воспитывать этическое поведение во всей администрации путем личного

Только при этих условиях этичное поведение на рынке становится излишним. К сожалению, условия совершенной конкуренции и не требующая издержек реализация договоров представляют собой идеальные условия, не выполнимые в реально существующем рыночном хозяйстве. И значит, этическое поведение становится необходимым условием функц'ионировайия рыночной экономики.

Как видим, хозяйственная этика не является излишней на конкурентном рынке, но это еще не дает ответа на вопрос, возможна и достижима ли она в этих условиях. На первый взгляд кажется, что хотя поведение в рамках этики является желательным, но оно невозможно, поскольку в условиях конкуренции этический образ действий отдельного предпринимателя очень скоро приведет к разорению и изгнанию его с рынка. На рынке этическое поведение возможно лишь тогда, когда все продавцы будут действовать этично. Но поскольку это нереалистическое допущение, то предполагается, что этически ориентированная хозяйственная деятельность отдельного субъекта является нежизнеспособной стратегией.

ситуации, и потому предприниматели могут позволить себе этическое поведение, даже когда оно связано с издержками1. В чем же выражаются «издержки производства этики» как общественного блага? .

Во-первых, этическое поведение предпринимателя может состоять в некотором дополнительном усилии, вызванном ощутимыми частными издержками, результаты которого присваиваются кем-то другим. Это акты чистой благотворительности, связанные с финансовыми затратами.

Во-вторых, существуют виды этического поведения, которые не связаны с финансовыми издержками, хотя и предполагают дополнительные усилия, имеющие реальные положительные последствия как для самого предпринимателя, так и для его контрагентов. К примеру, этическое поведение состоит в дружелюбии в отношении покупателей, доброжелательности, внимании и терпении. В данном случае этика является и общественным, и частным благом, поскольку результаты этого поведения идут на пользу и самому предпринимателю, создавая ему соответствующую репутацию. При этом издержки производства этого блага состоят в личных усилиях предпринимателя;

В-третьих, имеет место и такой вид этического поведения, как отказ от получения конкурентного преимущества и экономической прибыли путем использования морально сомнительной возможности, неэтичного поведения или нарушения правил. В этом случае Издержки для предпринимателя представляют упущенную возможность, поскольку он упускает дополнительный доход, отказываясь от неэтичного, т.е. противоречащего долгу и правилам, поведения2. Этическое поведение состоит здесь в отказе от общественного зла (к примеру, подкупа) за счет отказа от частного обогащения. Есть и экономический стимул к тому, чтобы не производить ббщественное зло: предприятие заинтересовано в том, чтобы 'подкуп не вошёл в общепринятую практику и оно само не стало его жертвой3."

2 Как пример, отказ от подкупа, чтобы перехватить дополнительный заказ у кон-. курента. В данном случае этическое поведение влечет за собой не добавочные издержки, а дополнительную упущенную выгоду.

этического поведения не исключают этическое поведение на рынке. К счастью, нет веских доказательств того, что относительное снижение этического уровня одного хозяйственного субъекта необходимо ведет к улучшению конкурентных позиций у неэтично действующих производителей и к повышению издержек у других, этично действующих производителей. Если бы такие зависимости существовали, то самый неэтичный предприниматель всегда бы имел самые низкие в отрасли издержки. Но неэтичное поведение вызывает экономические издержки, состоящие в потере имиджа и в неформальных санкциях со стороны клиентов, поставщиков и конкурентов в данной отрасли.

Тем не менее неэтическое поведение имеет и свои выгоды, и опасность его в том, что распространение неэтического поведения приводит к снижению так называемой предельной морали, под которой понимается низшая ступень, граница этически приемлемого и практикуемого поведения. Когда эта предельная мораль падает в результате возрастающего распространения неэтичных моделей поведения, возникает давление на отдельного предпринимателя (субъекта), вынуждающее его приспосабливаться к падающей предельной морали, чтобы избежать ухудшения своих конкурентных позиций.


Понятие маркетинговой концепции. Основные концепции маркетинга в историческом аспекте, их эволюция. Концепция потребительской ориентации - основная концепция современного маркетинга. Теория потребительского суверенитета. Концепция социально-этического маркетинга - перспективная модель дальнейшего развития маркетинга. Концепция 4-х "пи". Современные условия существования маркетинга: пассивный, организационный и активный маркетинг.

Просвещенный маркетинг основан на философии, согласно которой деятельность организации должна быть направлена на эффективное функционирование системы маркетинга в течение длительного периода времени исходя из следующих пяти принципов: ориентация на потребителей; использование инновационного маркетинга, согласно которому организация должна непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга; использование ценностного маркетинга (маркетинговая деятельность должна повышать ценностную значимость продукта для потребителя); осознание общественной миссии организации (персонал организации испытывает большее удовлетворение от работы, когда организация в своей деятельности исходит из своей социальной роли, а не из узкоочерченных производственных задач); следование концепции социально-этического маркетинга.

Концепция социально-этического маркетинга исходит из того, что организация не только должна наиболее полно и эффективно удовлетворять выявленные запросы потребителей, делая это более эффективно, чем ее конкуренты, но также поддерживать и улучшать благосостояние как отдельных потребителей, так и общества в целом. Концепция социально-этического маркетинга порождена сомнениями относительно соответствия коцепции чистого маркетинга нашему времени с его проблемами в области защиты окружающей природной среды, нехваткой ресурсов, быстрым ростом населения. Всегда ли организация, удовлетворяющая какие-нибудь потребности, действует с учетом долговременного блага потребителей и общества? Данная концепция требует сбалансированной увязки трех факторов: прибыли организации, уровня удовлетворения запросов потребителей и учета интересов общества.

Эволюция маркетинга вписывается в эволюцию развития управленческой концепции, которая прошла через следующие стадии: производственная концепция, продуктовая концепция, концепция продажи, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга.

Концепция социально-этического маркетинга была рассмотрена выше.

Выделяют пять основных подходов (концепций), на основе которых коммерческие организации осуществляют свою маркетинговую деятельность, т.е. деятельность по управлению спросом: концепция совершенствования производства, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга. Использование каждой из них обязательно и, в первую очередь, ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом. Ведь довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом.

Нормы социально-этического маркетинга лимитируют, в известном смысле, предпринимательскую инициативу и производственную деятельность, ставят ее в зависимость от ориентиров общественного развития и от безусловного требования сохранения среды обитания.

5. Концепция социально-этического маркетинга предполагает, что товары будут продаваться лишь в том случае, если удастся найти оптимальные сочетания интересов производителя, потребителя и общества в целом. Актуальность данного подхода состоит в том, что в нем учитываются не только индивидуальные требования потребителя, экономические интересы производителя, но также требования экологии, общественной морали, региональные особенности и т. д.

3. Оцените степень ориентации этих фирм на концепцию социально-этического маркетинга.

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА - утверждение, что задачами организации являются установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

7. Нарушил ли Марк принципы социально-этического маркетинга, получая заказы на тренажеры и не предупреждая клиентов о том, что товар не будет производиться, если не будет набрано достаточное количество заказов?


Этического маркетинга Эффективность дополнительных Эффективность характеризует Эффективных конструкций Эффективность инвестирования Эффективность лидерства Эффективность мероприятий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика