|
Эффективность лидерства
В то время как 85% мастеров считали, что их подчиненные чувствуют себя свободно при обсуждении важных деловых вопросов, только у 51% подчиненных в действительности присутствовало это чувство свободы *. В другом исследовании начальник отдела зарегистрировал инструкции или передаваемые подчиненным решения по 165 специальным поводам. Судя по записям подчиненных, они были осведомлены только о 84 таких сообщениях . Один из исследователей проанализировал работу калифорнийской компании в области здравоохранения и выявил существенные различия между руководителями высшего, среднего и низового уровней в том, как они оценивают эффективность коммуникаций в их организации.
ти в себе, оказываются наиболее подверженными убеждениям '. У людей, которых уже пытались убедить, будет иная ответная реакция, чем у тех, кого убеждать не пытались 2. Фиск и Хартли выделили несколько общих факторов, влияющих на эффективность коммуникаций.
Исследователи маркетинговых коммуникаций сегодня приходят к выводу, что неличные коммуникации структурируются по социальному принципу6. Они считают, что общество состоит из кланов — небольших социальных групп, члены которых взаимодействуют друг с другом более, чем с остальными. Члены кланов больше общаются между собой, чем с другими людьми, что обеспечивает эффективность коммуникаций, но также изолирует клан от проникновения новых идей.
» менеджмент путем «хождений» должен рассматриваться как управленческая практика, проводимая целенаправленно. Его цель — оценить эффективность коммуникаций, а не устроить кому-либо разнос за неправильные действия. Он никогда не должен превращаться в механизм дисциплинарных мер, применяемых прямо на рабочем месте в присутствии коллег работника;
Эффективность коммуникаций обычно зависит от способностей, позиций и опыта службы ПР. Действенная поддержка организации в устранении кризиса выступает в качестве индикатора профессионализма специалиста ПР.
Коммуникации призваны проинформировать рынок о предложениях компании, убеждать покупателей в преимуществах товара и стимулировать уже существующих потребителей к новым приобретениям. В некоторых случаях предложения отличаются друг от друга именно коммуникациями. Эффективность коммуникаций зависит от степени их соответствия социальной среде потребителей и их поддержки привлекательным маркетингом-микс.
» В тех случаях, когда обращение соответствует мнениям, убеждениям и предпочтениям получателя, эффективность коммуникаций существенно возрастает.
с одной стороны, обеспечивает эффективность коммуникаций, а с другой — препятствует проникновению новых идей. Задача маркетолога — предпринять действия, направленные на увеличение открытости клик, при помощи людей, выполняющих функции связующих звеньев, своеобразных «мостов». Связующее звено — это человек, который соединяет две или более клики, не принадлежа ни к одной из них, а «мост» — индивид, принадлежащий клике и связанный с представителем другой группы.
» В тех случаях, когда обращение соответствует мнениям, убеждениям и предпочтениям получателя, эффективность коммуникаций существенно возрастает.
с одной стороны, обеспечивает эффективность коммуникаций, а с другой — препятствует проникновению новых идей. Задача маркетолога — предпринять действия, направленные на увеличение открытости клик, при пдмощи людей, выполняющих функции связующих звеньев, своеобразных «мостов». Связующее звено — это человек, который соединяет две или более клики, не принадлежа ни к одной из них, а «мост» — индивид, принадлежащий клике и связанный с представителем другой группы. обобщили и сгруппировали все ранее выявленные лидерские качества и выделили пять качеств, характеризующих лидера: ум, или интеллектуальные способности; господство, или преобладание над др.; уверенность в себе; активность, или энергичность; знание дела. Однако наличие этих качеств не объясняло поведение и даже наличие лидера. Изучение образцов поведения, присущего лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 1960-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было изучение лидерского поведения. Наиболее известны следующие исследования — три стиля руководства (Курта Левина); работы университета штата Огайо, Мичиганского университета, исследования Ликер-та, Блейка и Моутона (управленческая сетка). Новые концепции обосновали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, но они "утонули" в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов. Идея такого подхода состояла в предположении, что лидерское поведение зависит от ситуации. Исследовались взаимодействия различных ситуационных переменных, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства и предсказать возможное поведение лидера. Наиболее известные теории данного подхода: континуум лидерского поведения Шидта, модели ситуацибнного лидерства Фидлера,
Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть — это двусторонние отношения — между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности? Проведенные в
Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:
Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому стилю определяется через три ранее рассмотренные переменные: уровень отношений, структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей.
Все вышеописанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними (табл. 11.7). По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера — это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшар-да — к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффектив-
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.
Формирование поведенческого подхода связано с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исходному тезису этой концепции, эффективность лидерства обусловлена манерой поведения лидера, что и составляет содержание понятия «стиль». Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось до середины 60-х гг. Общим с концепцией личностных качеств было то, что опять начался поиск одного— единственного верного пути, но по другому направлению — лидерское поведение.
По-разному в этих моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера — это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Джаго рассматривают эффективность управленческого решения и общую эффективность организации. По мнению специалистов, модель Врума—Йеттона—Джаго в большей степени пригодна для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея—Бланшарда, Хауза—Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.
• не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками. Во-вторых, эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:
Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуационно. Это означает, что эффективность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возможность влиять на других людей. На основании двух первых указанных переменных Ф. Фидлер предложил матрицу из восьми условий (октант), для каждого из которых попытался определить свой оптимальный стиль лидерства. На основании третьей переменной они подразделялись на две группы: ориентированные на поддержание человеческих отношений и на выполнение задания. В каждом , из 16 вариантов предъявлялись свои требования к лидеру.
Эффективность лидерства
Эффективности предприятия Эффективности применения Эффективности проектируемых Эффективности производственно Эффективных управленческих Эффективности рассмотрим Эффективности реализации Эффективности руководства Эффективности сравниваемых Эффективности технических Эффективности выполнения Эффективности взаимодействия Эффективности управленческих вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|