Федеральное управление



своих активов переводят в акции взаимных фондов денежного рынка (money market mutual funds)1. Эти фонды оперируют только краткосрочными долговыми обязательствами. Большинство взаимных фондов денежного рынка представляет возможность выписывать чеки, превышающие некоторый установленный минимум, обычно 500 или 1000 долл. Существенно, что федеральное страхование депозитов не распространяется на эти фонды; на них также не распространяются ограничения, устанавливающие потолок процентной ставки, и резервные требования.

тельными учреждениями. Они не имеют минимального срока погашения, предоставляют ограниченные возможности чекового обращения и по ним начисляется процент, сравнимый с процентом, начисляемым во взаимных фондах денежного рынка. Федеральное страхование депозитов, рассматриваемое в главе 12, распространяется на эти счета. После того как депозитные учреждения начали открывать такие счета в 1982 г., объем средств на них стал быстро расти, до 350 млрд. долл. в год.

3. FDIC занималась страхованием депозитов коммерческих банков с момента своего учреждения в 1933 г. Десятилетиями федеральное страхование депозитов помогало укреплять хрупкую основу банковской системы частичного резервного покрытия. Путем предоставления гарантий даже банкам, находящимся в неустойчивом положении, проблема «набегов» вкладчиков на банки практически была устранена.

В действительности, это не главная задача ужесточения требований к размеру капитала. Регулирующие органы не гонятся за показателями; банкротство крупного банка будет означать значительные потери застрахованных депозитов независимо от того, составляет ли отношение собственного капитала к активам 5 или 8%. Более важная цель введения таких требований — стимулировать управляющих банками предпринимать менее рискованные операции. Как мы более подробно обсудим в главе 12, федеральное страхование депозитов может побудить банки выдавать более рискованные ссуды, и органы банковского надзора надеются, что установление более высокого минимального размера капитала снизит этот стимул. Суть в том, что, если владельцы банка вложат в него больший капитал, их убытки в случае банкротства увеличатся. Поэтому они будут внимательнее относиться к менеджерам, которых берут на работу. Следовательно, если более высокие требования к размеру капитала будут «работать», банки сами будут снижать свой риск, в результате чего число банкротств станет меньше.

Сберегательная отрасль находится в кризисном состоянии с середины 1980-х годов, и возможно, что кризис продлится и в дальнейшем, как мы увидим из следующей главы. К тому же число банкротств коммерческих банков возросло критически, т. е. настолько, что многие наблюдатели спрашивают, не время ли заново пересмотреть систему регулирования деятельности финансовых учреждений и обеспечение более высокой эффективности заменить достижением большей устойчивости. В данной главе мы исследуем систему, призванную обеспечить устойчивость финансовых учреждений, — федеральное страхование депозитов.

Таким образом, завершая данный ряд аргументов, отметим, что федеральное страхование депозитов приводит к общественной выгоде, уменьшая вероятность «набегов» вкладчиков на банки. При этом банки могут выполнять функции хранения депозитов, финансового посредничества и осуществления платежей.

но низкие ставки страховой премии для отдельных депозитных учреждений. С 1933 по 1989 г. размер премии по страхованию депозитов составлял 0,083%. Банки и сберегательные учреждения обнаружили, что это была довольно небольшая цена за возможность использовать федеральное страхование в рекламных целях для привлечения вкладчиков. На самом деле утверждают, что некоторые депозитные учреждения, в сущности, субсидировались федеральными страховщиками.

Банкротство депозитных учреждений и федеральное страхование депозитор;

Как уже отмечалось в этой главе, разветвленный аппарат надзора и принятие мер, обеспечивающих федеральное страхование депозитов, защищают депозитные учреждения и их клиентов от многих отрицательных последствий их ошибочных действий. Следовательно, по своей природе система страхования депозитов уменьшает степень рыночной дисциплины (market discipline), которая иначе повлияла бы на решения, принимаемые банками, сберегательными учреждениями и вкладчиками. Один из вариантов реформы страхования депозитов предлагает укрепить рыночную дисциплину при сохранении основной структуры системы федерального страхования депозитов.

3. С самого начала у страхования депозитов существовали две основные проблемы — неблагоприятного выбора и морального риска. Федеральное страхование депозитов в

5. Хотя федеральное страхование депозитов принесло свои плоды в первые 40 лет своего существования, в последующие 20 лет оно подверглось самому суровому экзамену, когда число банкротств коммерческих банков и сберегательных учреждений многократно возросло. Именно вследствие этого многие экономисты и политики полагают, что систему федерального страхования депозитов необходимо реформировать.


Общественности нужно знать, что предлагаемые новинки безопасны. Государственные учреждения изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Федеральное управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств выпустило детально разработанные инструкции о проверке вновь создаваемых медикаментов, что существенно увеличило затраты на проведение промышленных исследований и удлинило интервал между возникновением идеи и выпуском препарата на рынок почти вдвое (с пяти до девяти лет). Ужесточились требования к безопасности и безвредности товаров в таких отраслях, как пищевая и автомобильная промышленность, производство одежды и электробытовых приборов, строительство. Деятели рынка должны быть осведомлены обо всех этих требованиях.

Федеральное управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств с. 167, 171

материалам государственных научно-исследовательских работ. Сегодня сбором, классификацией и опубликованием этих материалов занимается специальное федеральное управление NTIS (Национальная служба технической информации). Кроме того, в США создано много банков технических данных со свободным доступом для всех желающих внутри страны и за границей.

реализации процедуры банкротства раскрывается постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий)» от 20 мая 1994 г. № 498, утвердившим ряд нормативных документов, включая «Систему критериев для определения неудовлетворительной системы баланса неплатежеспособного предприятия», «Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств Федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации и ликвидации неплатежеспособных предприятий», «Положение о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников». Указ Президента РФ «О продаже предприятий-должников» от 2 июня 1994 г. № 1114 утвердил одноименное положение. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) — ФУДН распоряжением № 31-р от 12 августа 1994 г. утвердило «Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

В свою очередь, официально утвержденные коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости, рекомендованные ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности предприятий) и применяемые для определения несостоятельности предприятий, обнаруживают свое несовершенство. Получается явный перекос в сторону гипертрофии неплатежеспо-

Действующие «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» утверждены Распоряжением ФУДН — Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий — № 31-р от 12.08.94.

Федеральное управление по делам о несостоятельности ввело в практику оценки финансового состояния предприятия три показателя:

Методика ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности предприятий), скопированная в 1994 г. в кратком, упрощенном варианте с западных образцов, оказалась практически неприменимой в России, т.к. 75% предприятий, в соответствии с ее критериями, попали бы в банкроты.

Официально утвержденные коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости, рекомендованные ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности предприятий), применяемые для определения несостоятельности предприятий, обнаруживают свое несовершенство. Получается перекос в сторону гипертрофии неплатежеспособности: три четверти от общего числа предприятий оказываются несостоятельными.

устойчивости и платежеспособности, принятой ФУДН (Федеральное управление по делам о несостоятельности предприятий)

ФУДН — Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий — №31-р от 12.08.94.


Финансирования обязательств Финансирования определяется Финансирования относятся Финансирования приобретения Финансирования различных Финансирования социальных Фактическими затратами Финансирование бюджетного Финансирование фундаментальных Финансирование капитального Финансирование мероприятий Финансирование посредством Финансирование производства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика