Финансами хозяйствующих



Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Рис. 12.3. Структура и процесс функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта

Профессия финансового менеджера как специалиста по управлению финансами хозяйствующего субъекта становится все более популярной и востребованной со стороны руководителей компаний. Логика здесь достаточно очевидна, поскольку финансовые потоки в компании представляют собой, если можно так выразиться, ее кровеносную систему. Насколько хорошо функционирует эта система, настолько жизнеспособна компания.

Рис. 1.4. Структура и процесс функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

• финансовый менеджмент как самостоятельное направление, понимаемое как наука и искусство управления финансами хозяйствующего субъекта, сформировался на стыке трех крупных научных направлений: общая теория управления, неоклассическая теория финансов и бухгалтерский учет;

На макроуровне основные задачи управления финансами сводятся к управлению государственным и муниципальными бюджетами и кредитами, монетарной и фискальной политикой. В значительной степени логика и принципы управления финансами на макроуровне определяют и базовые параметры и ограничения в управлении финансами предпринимательского сектора, т. е. хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, любое предприятие представляет собой некоторую систему, управление финансами в которой осуществляется по определенным, поддающимся стандартизации правилам, которые можно обобщенно квалифицировать как концептуальные основы системы управления финансами хозяйствующего субъекта. Безусловно, хозяйствующие субъекты существенно различаются по многим параметрам: вид деятельности, размеры предприятия, структура активов, финансовая структура и др., что естественным образом накладывает отпечаток на систему управления финансами в каждом конкретном предприятии, однако логика ее функционирования остается инвариантной.

Именно описание этой логики представляет собой содержательное наполнение финансового менеджмента как научного направления; вместе с тем существует и другая его сторона — практическая реализация методов и приемов управления финансами. Иными словами, финансовый менеджмент может характеризоваться как в научном, так и в практическом аспектах. В первом случае речь идет об описании концептуальных основ этого научного направления; во втором — о конкретных способах и методах управления финансами хозяйствующего субъекта.

закономерности, безусловно, представляет собой самостоятельное научное направление, а совокупность теоретических построений, определяющих логику построения и функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта, как раз и характеризуется термином «концептуальные основы финансового менеджмента».

Базовые (фундаментальные) концепции определяют логику организации финансового менеджмента и использования его прикладных методов и приемов на практике. Необходимость их идентификации, обособления и интерпретации определяется стохастичностью и вариабельностью любого управленческого решения, в том числе и решения, имеющего финансовую подоплеку. В подавляющем большинстве случаев финансовые операции не являются единственно возможными и жестко предопределенными в том смысле, что условия, детали и последствия их осуществления могут просчитываться и оговариваться, поэтому принятие соответствующего решения всегда предполагает наличие некоторого компромисса между вполне естественным желанием достичь наибольшего эффекта от данной операции и возможностью фактического получения наименее желаемого результата. Осознание необходимости подобного компромисса и его обоснование с помощью количественных оценок или неформализуемых критериев становится возможным лишь в том случае, если финансовый менеджер отчетливо представляет логику закономерностей, предпосылок и допущений, сопровождающих любые финансовые операции. Несмотря на определенную умозрительность и теоретизиро-ванность, базовые концепции в обязательном порядке, хотя может быть и не всегда в явной форме, учитываются в процессе принятия решений финансового характера, т. е. по сути, они являются краеугольным элементом системы управления финансами хозяйствующего субъекта.

По меркам истории финансовый менеджмент — весьма молодая наука. Его обособление в самостоятельную систематизированную область знаний, посвященную логике, технике и методам управления финансами хозяйствующего субъекта, произошло сравнительно недавно, однако случилось это не вдруг, не на пустом месте, а было подготовлено ходом развития как финансовой науки в целом, так и ряда смежных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к управлению бизнесом. Сделаем краткий экскурс в историю становления финансовой науки вообще и финансового менеджмента в частности1.


Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые .средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

2. В чем особенности управления финансами хозяйствующих субъектов различных форм собственности?

3. В чем особенности управления финансами хозяйствующих субъектов различных форм собственности?

(2) микроуровень — управление финансами хозяйствующих субъектов.

Начавшийся в нашей стране в конце 80-х годов процесс либерализации цетрашзованно планируемой экономики (в литературе ее нередко называют также директивной, командной, административно-командной) породил немало проблем в отношении управления финансами хозяйствующих субъектов. В принципе, это вполне объяснимо, поскольку между директивной и рыночной экономиками существует немало отчетливо выраженных различий. Вероятно, одно из самых примечательных — кардинальное изменение роли финансовых ресурсов, что в немалой степени и предопределяет усиление роли анализа и финансового менеджмента. Логика рассуждений здесь достаточно очевидна и может быть представлена следующим образом.

.1. Государственные финансы и их взаимосвязь с финансами хозяйствующих субъектов...............9

1.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФИНАНСАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

1.1. Государственные финансы и их взаимосвязь с финансами хозяйствующих субъектов 11

Желательно на каждом предприятии создавать и внедрять комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволяет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

2. В чем особенности управления финансами хозяйствующих субъектов различных форм собственности?

• оплата закупок материальных ресурсов и энергии. Целесообразно на каждом предприятии создавать и внедрять комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволит оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в целях повышения эффективности управления финансами хозяйствующих субъектов.


Финансовый бухгалтерский Финансовый посредник Фактическим состоянием Финансовые инновации Финансовые коэффициенты Финансовые менеджеры Финансовые организации Финансовые посредники Финансовые требования Финансовые затруднения Финансовых банковских Финансовых информационных Финансовых инвестициях вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика