|
Финансирования образования
Прежде всего заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы формирования собственных источников отстают от темпов увеличения объемов выпуска, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения доли производителя на рынке, приобретения другого бизнеса и т. д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждает большинство российских предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Аргументом в пользу финансирования за счет долговых источников является нежелание собственников увеличивать число акционеров, пайщиков, а также относительно более низкая стоимость кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала, что выражается в эффекте финансового рычага.
• пути финансирования оборотного капитала;
Предприятиям и организациям кредиты предоставляются для финансирования оборотного капитала, а также расширения основного капитала.
Виды кредита. По целям финансирования оборотного капитала и источникам погашения можно выделить несколько видов банковского кредита.
1. Назовите основные виды банковских кредитов, выдаваемых для финансирования оборотного капитала, и принципы их выделения.
Прибыль "ABC" и кредиторская задолженность использовались компанией для финансирования оборотного капитала и фиксированных активов, стоимость которых увеличились на протяжении этого периода соответственно в 2,6 (5135,9 млн. руб. против 1974,2 млн. руб.) и 2 раза (1465,2 млн. руб. против 730 млн. руб.).
Построенные на этих допущениях прогнозные формы финансовой отчетности приведены в таблице 28-2. Отметим, что прогнозная чистая прибыль возросла на 23% и составила 111 000 дол., что выглядит весьма привлекательно. Одного взгляда на отчет об источниках и использовании капитала достаточно, чтобы заметить потребность в привлечении 404 000 дол. как для финансирования оборотного капитала, так и для замены и увеличения основных средств8. Решение компании о сохранении высокого коэффициента дивидендных выплат и решение отказаться от нового выпуска акций означают, что 255 600 дол. должны быть получены в форме займов. В результате коэффициент долговой нагрузки на активы возрастет до 50%, а коэффициент покрытия процентных платежей упадет до 4,8 (прибыль до выплаты налогов и процентов, деленная на расходы по выплате процентов, или 281/59=4,8).
кредитные линии, овердрафты или кредиты для финансирования оборотного
промежуточный кредит; краткосрочный кредит (для финансирования оборотного капитала)
ности на ценные бумаги, которые поступают в компьютерные системы бирж. ДОКУМЕНТАРНЫЙ АККРЕДИТИВ (documentary letter of credit) — способ платежа в международной торговле, обеспечивающий экспортеру практически отсутствие риска. В ряде случаев Д.а. — метод получения в банке краткосрочного финансирования оборотного капитала, при условии согласия банка учесть или купить переводный вексель. При этом экспортер имеет возможность немедленно получить сумму, предназначенную по контракту, минус учетный процент и комиссионные банка. В некоторых случаях покупатель имеет возможность получить временный кредит до того, как ему необходимо будет заплатить за товар. Метод финансирования путем акцепта или учета тратт, выписанных на указанного трассата банком или покупателем, должен быть предусмотрен изначально условиями самого аккредитива. По условиям Д.а. покупатель (импортер) дает указание своему банку выставить аккредитив в пользу экспортера в банке последнего. Банк, который выставляет аккредитив, известен как банк-эмитент; импортер выступает в роли приказодателя аккредитива, а экспортер как бенефициар. Для открытия требуется согласие банка-эмитента выставить Д.а. в пользу своего клиента, импортера. Банк-эмитент, путем оформления аккредитива, гарантирует платеж бенефициару (экспортеру), при соблюдении последним условий, предусмотренных в контракте. Банк-эмитент просит банк в стране экспортера оповестить (авизовать) об аккредитиве экспортера. Банк экспортера выступает в роли авизующего банка. Авизующий банк дает свое согласие на обработку Д.а. на условиях, оговоренных в контракте и согласованных банком-эмитентом, но не берет на себя обязательств по гарантии платежа экспортеру. Условная гарантия поступает от авизующего банка в форме его аккредитива. У авизующего банка банк-эмитент может попросить дать подтверждение этому аккредитиву, т.е. добавить свою собственную гарантию платежа к гарантии, уже представленной эмитентом (подтвержденный аккредитив). Стоимость выстав-
Цикл "получение заказа — поступление оплаты". Как уже отмечалось, любой поставщик заинтересован в сокращении общего времени оборота рабочего капитала, т.е. времени превращения заказа в деньги. Следует подчеркнуть, что данный цикл заключается не только в обработке заказа, выписке счета и получении оплаты. Сю да. относится также и время на снабжение и производство, т. е. весь путь финансирования оборотного капитала. Все это обусловливает необходимость создания в России национальной доктрины образования, которая должна выражать отношение государства к образованию, определять его место в экономике страны, решении социальных, национальных, культурных, духовных, гуманитарных и др. проблем. При этом имеется в виду отношение не на словах, а на деле, ибо хорошее образование стоит больших денег. В России же раньше финансирование системы образования осуществлялось по остаточному принципу, а в 1992-1998 гг. — по принципу «ниже прожиточного минимума». В федеральном бюджете на 1999 г. на образование были выделены смехотворные средства, сравнимые с теми, что в США выделяются на содержание всего одного университета. Отсюда необходимо принять антикризисные меры и увеличить долю ВВП, выделяемую на образование до 6% (в т. ч. на высшее — 1,5%). К началу 1999 г. эта величина на образование составляла чуть более 3%. Для сравнения: Дания тратит на образование 8,4% от совокупного ВВП, Швеция — 7,8, Финляндия — 7,3, Канада — 7,2, США — 6,6%. Все это требует перехода на реальную многоканальную систему финансирования образования: бюджетные и внебюджетные фонды, частный капитал. Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджете страны и способствовать развитию всех видов творческой деятельности.
Говорят, очередной этап реформы образования - приватизация -не за горами. Информацию эту вполне можно было бы пропустить между ушей, если бы не одна особенность наших "реформаторов": для них каждый "новый этап" - это далеко не всегда поиск новых путей совершенствования сложившейся практики. Потому-то вполне закономерен вопрос: что стоит за новой волной реформ? Не исключена вероятность и того, что кто-то собирается всерьез поживиться на открытой или скрытой приватизации образования; о том, какой вариант окажется предпочтительным, можно судить по состоянию дел в области финансирования образования и науки в 1996-98 гг.
Как известно, Закон "Об образовании" устанавливает минимальную долю финансирования образования через отношение этих объемов к финансовым показателям Федерального бюджета. Казалось бы, все в порядке. Оказывается, нет. После принятия первой редакции Закона, порядок финансирования образования изменился. Большая часть учреждений финансируется теперь через региональные и местные бюджеты. (На рис. 4.1. представлен консолидированный и федеральный бюджет). И Закон вроде бы никак не устанавливает ответственность администраций этих уровней за полноту финансирования. Но из этой ситуации есть вполне очевидный и несложный выход. В Законе введено понятие "федерального норматива финансирования" -он и есть тот финансовый показатель, который должен носить статус государственных гарантий в области финансирования образования и быть обязательным для исполнения регионами. Иначе и быть не может, поскольку государство гарантирует бесплатное образование и устанавливает государственный стандарт образования, государственные гарантии финансирования должны иметь выраженный в нормативе конкретный характер.
Другое дело, что установленный порядок расчета Федеральных трансфертов не учитывает существенные для финансирования образования особенности - контингент, сетевую конфигурацию образовательной системы регионов и т.д.
• отсутствие механизма реализации федеральных гарантий финансирования образования на региональном и местном уровнях - федеральных нормативах [63].
Тем не менее, во многих странах, включая США, страны Европейского Содружества, проводятся исследования новых путей финансирования образования, а также новых форм взаимоотношений между государством и системой образования, особенно высшего. В ряде стран, например, в ФРГ, Великобритании, органы государственного управления удовлетворение требований высших учебных заведений о расширении автономии увязывают с сокращением их финансирования
В США сложилась многоканальная система финансирования образования, суть которой в изложении канцлера университета штата Нью-Йорк Б. Джонстона сводится к следующему.
• неуклонное увеличение реальных, сопоставимых объемов финансирования образования из государственных источников.
Ориентированность финансовой политики на возможно более полное удовлетворение общественно осознанных потребностей образовательных учреждений в финансовых ресурсах. До настоящего времени реализуется принцип финансирования от достигнутого уровня. Этот принцип приемлем в условиях сравнительно стабильной экономики, а также систематического увеличения объема бюджетных ассигнований на образование. В условиях экономического кризиса, высоких темпов инфляции, неизбежной при этом политики жесткого ограничения всех государственных расходов ориентация на достигнутый уровень может привести за счет недостаточной и неточной индексации к уменьшению реального объема государственного финансирования образования до уровня ниже предела выживаемости образовательных учреждений. Чтобы не допустить этого, следует постоянно соизмерять государственные расходы на образование с потребностью образовательных учреждений. Но и в условиях стабильной, развивающейся экономики принцип финансирования образования "от потребности" в сравнении с принципом "от достигнутого" также более предпочтителен, так как он вытекает из приоритетной сферы образования и определяет направление решения проблем ее развития [74].
'В условиях федеративного построения бюджетного финансирования образования особое значение приобретает разграничение полномочий по финансированию отдельных учебных заведений по уровням управления. В насгоящее время бюджетное финансирование общего среднего образования осуществляется из средств местных бюджетов. Половина учреждений начального профессионального образования и около 40% среднего профессионального образования финансируются из средств бюджетов субъектов РФ. Большая часть вузов финансируется из федерального бюджета.
Все это обусловливает необходимость создания в России национальной доктрины образования, которая должна выражать отношение государства к образованию, определять его место в экономике страны, решении социальных, национальных, культурных, духовных, гуманитарных и др. проблем. При этом имеется в виду отношение не на словах, а на деле, ибо хорошее образование стоит больших денег. В России же раньше финансирование системы образования осуществлялось по остаточному принципу, а в 1992-1998 гг.— по принципу «ниже прожиточного минимума». В федеральном бюджете на 1999 г. на образование были выделены смехотворные средства, сравнимые с теми, что в США выделяются на содержание всего одного университета. Отсюда необходимо принять антикризисные меры и увеличить долю ВВП, выделяемую на образование до 6% (в т. ч. на высшее — 1,5%). К началу 1999 г. эта величина на образование составляла чуть более 3%. Для сравнения: Дания тратит на образование 8,4% от совокупного ВВП, Швеция — 7,8, Финляндия — 7,3, Канада — 7,2, США — 6,6%. Все это требует перехода на реальную многоканальную систему финансирования образования: бюджетные и внебюджетные фонды, частный капитал. Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджете страны и способствовать развитию всех видов творческой деятельности.
Финансовые отношения Финансовые потребности Финансовые вычисления Фактически действовавших Финансовых документах Финансовых институтах Финансовых источников Финансовых консультантов Финансовых материально Финансовых ограничений Финансовых подразделений Финансовых посредников Финансовых продуктов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|