|
Финансирования соответствующих
Для обеспечения стабильности финансирования социальной сферы необходимо реализовать социально-ориентированный механизм бюджетного федерализма, в частности обеспечить:
В сложившихся условиях доминирующим направлением финансирования социальной сферы является прямое бюджетное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах.
социальных потребностей населения (МПФ). Одна МПФ базируется на универсальном принципе предоставления социальных услуг всем членам общества или всем лицам, относящимся к определенной категории населения, например ветеранам войны без проверки нуждаемости. В этом случае социальные услуги потребителям предоставляются посредством социальных сертификатов (свидетельств) — страхового полиса, личного образовательного кредита и т.д. Финансирование потребителя через механизм социальных свидетельств добавляет фактор конкуренции в систему финансирования социальной сферы и создает предпосылки для прямого адресного финансирования потребителей конкретных социальных услуг и преодоления тенденции чрезмерной бюрократизации социальной инфраструктуры.
Рассмотренная выше разновидность софинансирования социальной сферы отвечает требованиям социальной справедливости. Она исключает возможность получения бесплатно или на льготных условиях социальных услуг высоко- и среднеобеспеченными слоями населения, которые должны приобретать социальные услуги по рыночным ценам, оплачивая их за счет средств семейного бюджета. С точки зрения финансирования социальных расходов адресный характер социальной помощи рассматривается как самый эффективный метод социальной политики, поскольку позволяет перенести социальную нагрузку с государственного и муниципальных бюджетов на семейный. Однако эффективность этой разновидности финансирования нередко преувеличивают. С ростом числа видов социальной помощи и расширением перечня социальных пособий возрастает объем управленческих расходов по предоставлению социальных услуг. Кроме того, высокая социальная эффективность адресной социальной помощи
В настоящее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы является финансирование через государственные заказы, государственные программы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями. Однако это не альтернатива базовому нормативному бюджетному финансированию. Названный способ бюджетного финансирования, обладая определенными достоинствами — гибкостью и динамичностью, адресностью получения финансовых средств, не лишен недостатков. Главный из них — нестабильность финансовых поступлений. Это ограничивает возможности широкого применения данного способа финансирования, вследствие чего целесообразно базовое бюджетное финансирование дополнять финансированием через контракты, фанты и фонды.
Для обеспечения обоснованности и стабильности финансирования социальной сферы необходимо четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития; постоянное законодательное закрепление за соответствующими уровнями бюджетов собственных источников доходов; увеличение обеспеченности собственными средствами региональных и местных органов власти; повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения состава и структуры прожиточного минимума в целом и по регионам; уточнение перечня расходных статей бюджета, относящихся к социальному блоку и др.
Доминирующее направление финансирования социальной сферы — прямое бюджетное финансирования, базирующееся на подушевых нормативах.
3. Какие меры необходимы для рационализации финансирования социальной сферы?
6. Чем обусловлена необходимость расширения государственного финансирования социальной сферы?
Другим источником финансирования долгосрочных вложений является прибыль, которая определяется как разница между доходами и расходами организации. Организации могут создавать фонды специального назначения за счет отчислений от чистой прибыли, т.е. из прибыли, остающейся в их распоряжении, или использовать остающуюся в их распоряжении прибыль без образования различных целевых фондов. По назначению все создаваемые специальные фонды можно разделить на фонды потребления и фонды накопления. Фонды потребления образуются для финансирования социальной защиты работников, для их материального поощрения, стимулирования, дотаций, доплат и пр. Фонды накопления предназначены для технического перевооружения, реконструкции, расширения и освоения новых видов продукции, строительства и обновления основных производственных фондов. В любом случае средства чистой прибыли организации аккумулируются на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; Средства амортизационного фонда на капитальный ремонт основных средств используются для финансирования соответствующих затрат. Эти средства могут быть также направлены вышестоящей организации для создания централизованного
Обычным источником финансирования соответствующих работ должно стать получение заемных средств в банке - кредитов. Ведущей основой всей этой деятельности будет инициатива самого предприятия, а ее стимулом - полная ответственность за судьбы собственного производства.
Рассматриваемая проблема имеет еще один аспект, связанный с вопросами финансирования высшей школы. Принятая с 1956 г. практика определения численности профессорско-преподавательского персонала вузов по так называемым "штатным коэффициентам" (норматив числа студентов на одного преподавателя) остается неизменной до настоящего времени. При этом штатные коэффициенты практически не корректировались, несмотря на количественное и качественное изменения содержания труда преподавателей, что привело к значительной интенсификации педагогического труда; это связано не столько с повышением эффективности обучения, сколько с механическим возрастанием обязанностей преподавателя, увеличением числа проводимых им учебных занятий. Такое положение не способствует повышению качества подготовки специалистов. Решение этой проблемы неразрывно связано с уменьшением "штатных коэффициентов", что, в свою очередь, определяется объемами финансирования соответствующих статей расхода и в определенной степени ограничениями трудовых ресурсов. Однако в настоящее время затраты на высшее образование не предопределяются потребностью высшей школы в финансировании, не выявлены количественные связи между затратами на высшее образование, качеством подготовки специалистов и динамикой процесса расширения воспроизводства.
На завершающей стадии урегулирования внешнего долга стран — должников МВФ будет предоставлять им помощь преимущественно в виде специальных безвозмездных субсидий («грантов»), а также в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки, но с более продолжительными, чем это предусмотрено условиями данного механизма, сроками погашения. Эти средства предназначаются для оплаты просроченных обязательств стран Фонду. Для финансирования соответствующих затрат МВФ учредил в феврале 1997 г. специальный трастовый фонд. Кредиторы выделили на осуществление «Инициативы для бедных стран с высоким уровнем задолженности» около 8 млрд долл. Полагают, что она будет действовать до конца 2000 г.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.
Чистая прибыль распределяется в конце года; в соответствии с учредительными документами или решением учредителей за счет ее создаются (пополняются) соответствующие фонды (фонды накопления, фонд социальной сферы, фонды потребления или аналогичные фонды: фонд развития производства, фонд социального развития коллектива, фонд материального поощрения). Созданные фонды служат источником финансирования соответствующих мероприятий (88 — 46, 47, 48, 50, 51, 52, 56, 60, 67, 68, 69, 70, 71, 76, 90, 92, 94, 95).
Примерно такую же налоговую льготу имеют и организации, участвующие в реализации целевых социально-экономических федеральных программ или проектов жилищного строительства для военнослужащих. Им предоставлено право уменьшать налоговую базу на сумму прибыли, полученной в период и в рамках реализации указанных программ или проектов от выполнения строительно-монтажных работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры, а также центров профессиональной переподготовки военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая членов их семей. Указанные налоговые льготы применяются при условии финансирования соответствующих программ или проектов за счет займов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями или правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению российского Правительства уполномоченными органами государственного управления.
Так, в сферах государственного управления и обороны страны, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства. При этом государство должно установить такие нормы бюджетного финансирования соответствующих затрат, которые позволяли бы государственным служащим и военнослужащим иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профессионального и воинского долга. В противном случае не избежать коррупции, подкупов работников государственного аппарата, нарушений воинской дисциплины и других, крайне отрицательных в социальном плане последствий.
Во-первых, предоставляемое из фондов социального страхования материальное обеспечение, медицинское обслуживание нетрудоспособных членов общества содействуют восстановлению трудоспособности работников и. возвращению их к активной деятельности в различных отраслях и сферах народного хозяйства. Реабилитация инвалидов, создание для них возможности заниматься общественно полезным трудом также обеспечивают занятость, снижают нагрузку на государственные источники финансирования соответствующих социальных программ. Пенсионное обеспечение строится таким образом, чтобы за счет лиц пенсионного возраста добиться относительного расширения трудовых ресурсов, плавной смены поколений трудоспособного населения, рационального его распределения по отраслям, территориям, сферам экономики.
Важнейшей социальной гарантией в условиях приватизации собственности остается право части граждан на получение бесплатного государственного жилья. Передача жилого фонда в частное владение является эффективной мерой решения жилищной проблемы, наведения порядка в механизме распределения квартир. Однако переход жилой площади в частное владение делает ее объектом купли-продажи и, следовательно, порождает социальную незащищенность значительной части мало- и среднеобеспеченного населения. Соответственно перед финансами стоит задача обеспечить денежными средствами систему бесплатно распределяемого жилья, сохранить дотации на услуги жилищного хозяйства для социально незащищенных граждан. Основным источником финансирования соответствующих расходов являются местные бюджеты, при этом возможности муниципальных органов значительно расширятся в связи с поступлениями от продажи государственного жилого фонда частным лицам, отменой для большинства из них дотаций на содержание и функционирование домовых и коммунальных сетей. Благодаря этому может существенно повыситься качество услуг жилищного хозяйства, сократиться бюджетная дотация на его содержание.
• доводит до государственных заказчиков федеральных'целевых программ прогнозируемые размеры финансирования соответствующих программ.
Финансовых фьючерсов Финансовых интересов Финансовых коэффициентов Финансовых корпораций Финансовых менеджеров Финансовых организаций Фактически достигнутых Финансовых потрясений Финансовых работников Финансовых требований Финансовых вложениях Финансовых учреждений Финансовыми фьючерсами вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|